C вводом в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2» закончится формирование новой конфигурации инфраструктуры экспортных поставок трубопроводного газа из России в Европу: завершится переход от сформированной в СССР системы линейных транзитных коридоров (украинского и польского) к радиально-кольцевой системе экспортных газопроводов.
Теперь в ее состав также входят два новых полукольца, северное, запитываемое уже из месторождений другой ресурсной базы страны — полуострова Ямал, и южное. Северное полукольцо включает в себя морской газопровод «Северный поток — 1» с его сухопутными продолжениями по территории Германии (ОПАЛ) и Чехии («Газель») в южном направлении и НЕЛ в западном и морской «Северный поток — 2» с его сухопутным продолжением (ЮГАЛ). Южное полукольцо состоит из морского «Турецкого потока» и его сухопутного продолжения в ЕС «Балканский поток» через Болгарию, Сербию и Венгрию.
Важно понимать, что северное и южное полукольца в своих сухопутных частях замыкаются на исторические пункты сдачиприемки (ПСП) российского газа по долгосрочным контрактам, расположенные на конце линейных коридоров. Эти новые трубопроводы в Европе проходят вблизи подземных газохранилищ (ПХГ), в которых у «Газпрома» есть долевое участие.
Таким образом, создана разветвленная система экспортных газопроводов, которые соединены между собой трубопроводными перемычками на территории России, запитываемая из месторождений разных ресурсных баз, имеющая систему компенсаций и резервирования объемов, а также возможности для маневрирования потоками внутри этой новой конфигурации в ответ на различного рода возмущения техногенного и рукотворного характера. Такая архитектура экспортных поставок повышает надежность и устойчивость газоснабжения, гарантирует бесперебойность доставки газа в контрактные ПСП и полностью соответствует интересам как российского поставщика-экспортера, так и европейских покупателей-импортеров.
В этих условиях потребность в украинском транзите после 2024 года не отпадает, но приобретает иное звучание: из основного транзитного коридора он превращается в коридор дополнительный. Украинский маршрут в рамках этой архитектуры поставок приобретает роль своего рода «балансирующего инфраструктурного звена», в чем-то созвучную роли Саудовской Аравии — в недавнем прошлом «балансирующего поставщика» на мировом рынке нефти. Конечно, это возможно только при условии адекватной модернизации украинского экспортного коридора. По оценке компании KPMG, уровень аварийности украинской ГТС в девять раз превышает аналогичный уровень для ЕС или ФРГ. Деньги на модернизацию могут прийти только с международного рынка капитала и только на условиях проектного финансирования. Идеальная работоспособная конфигурация для этого — формирование многостороннего международного инвестиционного проекта с обязательным участием международных финансовых институтов (МФИ) по финансированию модернизации транзитного коридора в рамках ГТС Украины, выделенного в изолированную рыночную зону.
Применяемое с 2011 года на территории Украины энергетическое законодательство ЕС это позволяет. В состав такой выделенной рыночной зоны должны войти идущие параллельно и вблизи друг друга газопроводы Уренгой—Помары—Ужгород и «Прогресс». Именно МФИ должны быть кредиторами в рамках проекта, переводя политизированный двусторонний вопрос о транзите в деполитизированную многостороннюю задачу о стандартном проектном финансировании по правилам и регламентам МФИ. Возврат инвестиций в такую модернизацию может быть обеспечен только за счет прокачки по модернизированному коридору российского газа в ЕС. Значит, необходимы долгосрочные контракты между европейскими покупателями и российским поставщиком.
Заемщиком должна выступать компания — оператор ГТС Украины или иная компания — самостоятельный оператор новой выделенной рыночной зоны, каковым может быть, например, сертифицированный оператор ГТС какой-то из стран ЕС. Он должен заключить контракт на прокачку газа с российским грузоотправителем. И это вовсе не означает контракт на условиях «качай или плати», как в действующем транзитном соглашении «Газпрома» с «Нафтогазом», а, например, «используй или передай на вторичный рынок» или иное, допустимое энергетическим законодательством ЕС. Кстати, в предлагаемом инвестиционном проекте с транзитным компонентом по описанной схеме нет места для «Нафтогаза».
Итак, вырисовывается следующий состав и функции участников инвестиционного проекта по модернизации выделенного транзитного коридора ГТС Украины как основа для сохранения и обеспечения надежного использования ГТС Украины в рамках новой архитектуры экспортной инфраструктуры российского газа в Европу после 2024 года:
- МФИ — кредитор (кредиторы);
- компания — оператор ГТС выделенного транзитного коридора (обособленной рыночной зоны в рамках ГТС Украины). Это может быть компания — оператор ГТС Украины или иная сертифицированная по правилам ЕС компания — оператор ГТС, скажем, какой-то из стран ЕС. Она является заемщиком и стороной контракта на транзитную прокачку российского газа;
- компании — покупатели российского газа из стран ЕС — стороны долгосрочных контрактов на поставку российского газа;
- российская компания-поставщик. Она является, во-первых, стороной долгосрочного контракта с европейскими компаниями-покупателями на поставку газа, во-вторых, стороной долгосрочного контракта на транспортировку газа с оператором ГТС выделенной рыночной зоны. При этом должно быть соблюдено «контрактное соответствие» между контрактами на поставку и на транспортировку (транзит).
Андрей Конопляник
Источник: konoplyanik.ru