15 июля 2021 года стало известно решение Европейского суда юстиции по иску Германии, подавшей апелляцию в эту же судебную инстанцию на вердикт по иску Польши, вынесенный в сентябре 2019 года.
Иск Польши был направлен против компании – оператора магистрального газопровода OPAL: по мнению истца, Германия нарушала правила Третьего энергопакета, позволяя компании-оператору OPAL Gastransport GmbH&Co использовать все 100 процентов транзитной мощности для единственного поставщика – российской компании «Газпром». Европейский суд юстиции удовлетворил иск Польши, однако 1 октября 2020 года Германия подала апелляцию, которая вот теперь, 15 июля 2021 года, была удовлетворена. Поскольку Европейский суд юстиции является высшим судебным органом Евросоюза, никаких возможностей опротестовать этот вердикт нет ни у Германии, ни у каких бы то ни было других юридических лиц.
Принцип «европейской солидарности» как подтверждение ненадежности ЕС в качестве экономического партнера
Напомню, что сухопутными продолжениями «Северного потока» являются два магистральных газопровода – OPAL пропускной мощностью 36 миллиардов кубометров газа в год и NEL годовой мощностью 19 миллиардов кубометров. NEL под действия Третьего энергопакета не попадает – следовательно, в результате решения Европейского суда юстиции можно считать, что «Газпром» сможет поставлять по «Северному потоку» не 55 миллиардов кубометров в год, а 37 миллиардов. «Газпром» и OPAL Gastransport GmbH&Co свою позицию по вынесенному вердикту уже высказали – обе компании выражают сожаление, поскольку ничего другого на день сегодняшний сделать не могут. Но это на сегодня, какими будут дальнейшие действия юристов немецкой компании OPAL Gastransport GmbH&Co, в карман которой самым откровенным образом залезли брюссельские судьи, – покажет время. А это именно так – ведь принимая окончательное инвестиционное решение по проекту строительства OPAL, акционеры компании рассчитывали бизнес-план, исходя из действовавшего на тот момент законодательства ЕС и Германии, то есть не выходя за рамки правового поля.
Нельзя исключать, что юристы «Газпрома» и Nord Stream AG – компании-оператора «Северного потока» найдут основания для подачи соответствующей жалобы в структуры ВТО в связи с нарушением их экономических интересов как инвесторов. Однако, с учетом темпов работы всех этих высоких судебных инстанций, можно уверенно констатировать, что до окончания 2021 года «Газпром» не сможет поставить по СП европейским потребителям больше восьми-девяти кубометров газа. Более того, вердикт Европейского суда юстиции звучит следующим образом: «На основании принципа энергетической солидарности суд считает обоснованным постановление Европейского суда юстиции от сентября 2019 года по иску Польши, согласно которому было принято решение ограничить пропускную способность OPAL на 50 процентов». Вердикт этот основан на мнении генерального адвоката Европейского суда юстиции, согласно которому «принцип европейской солидарности имеет не символическое, а юридическое значение». Ни генерального адвоката, ни Европейский суд юстиции нисколько не смущает то, что ни в одном официальном документе ЕС это «юридическое значение» никак не сформулировано – вердикт вынесен окончательно и бесповоротно.
Вердикт стал прецедентом – следовательно, та же Польша или любая другая страна из состава ЕС теперь имеет полное право подавать в суд на любые другие российско-европейские инфраструктурные газовые проекты. В том числе, разумеется, и против «Северного потока – 2», и против его сухопутного продолжения EUGAL. Условные Польша, Литва, Люксембург имеют полное право вмешиваться в проекты, в которые ими не инвестировано ни единого евроцента, апеллируя лишь к никем и никак не определенной с юридической точки зрения «европейской солидарности». Это является самым наглядным подтверждением мнения, высказанного министром иностранных дел России Сергеем Лавровым: «Евросоюз перестал быть надежным экономическим партнером».
Без особой натяжки можно считать вердикт Европейского суда юстиции победой не Польши, а США, причем победой весьма значимой. Отказ Джо Байдена распространить санкции на компанию – оператора СП-2 Nord Stream 2 AG был обоснован нежеланием Штатов доводить ситуацию до открытого противостояния с Германией. Теперь у Байдена появилась возможность и рыбку съесть, и на елку залезть: никаких санкций против Nord Stream 2 AG, при этом СП-2 после иска кого-нибудь из американских вассалов в составе ЕС будет работать на 50 процентов мощности. При чем тут Штаты, если это сам Евросоюз соблюдает принцип европейской солидарности?
«Европейская солидарность» и реалии европейского газового рынка
Вот только «сам собой» поднимается другой вопрос: а выиграл ли в действительности Евросоюз, чей верховный судебный орган возвел в неприкосновенный канон загадочный с юридической точки зрения принцип европейской солидарности? То, что в настоящее время происходит на газовом рынке Европы, хорошо известно – стоимость 1000 кубометров природного газа на спотовых торгах устойчиво держится выше 400 долларов, объем закачанного в подземные хранилища газа на 15-20 процентов уступает среднегодовым показателям, а до отопительного сезона, который в ЕС официально стартует 15 октября, осталось всего три месяца.
При этом, в отличие от своего традиционного поведения в предыдущие годы, «Газпром» демонстрирует точное соблюдение всех норм и принципов Третьего энергопакета: на 100 процентов выполняя договорные обязательства перед европейскими партнерами, дополнительные заявки российский концерн, что называется, «принимает во внимание» или «имеет в виду» – тут уж кому как нравится. Ни один из заказчиков российского газа не имеет ни малейшего основания для подачи на «Газпром» в суд, никакие штрафные санкции «Газпрому» не грозят, а всевозможные эмоции все чем-то недовольные могут высказывать что поодиночке, что хором 24 часа в сутки.
Если судить по тому, как выглядели колебания цены на спотовых газовых рынках Европы в предыдущие годы, то цены во время отопительного сезона превышают летние в 1,4-1,5 раза – в том случае, разумеется, если в Европу не приходят аномальные холода. Следовательно, даже в том случае, если «Газпром» откажется от возможности поставить в Европу новые рекордные объемы газа, на его прибыли это может вообще не отразиться: то, что не удастся заработать на объеме, станет дополнительной прибылью в связи с ростом цен. Напомню, что по показателю «год к году» за первое полугодие 2021-го «Газпром» нарастил объем поставок более чем на 20 процентов, норвежская государственная компания Equinor объем поставок по тому же показателю снизила на восемь процентов, а объем поставок СПГ в Европу снизился не на проценты, а в разы – уровень цен в Юго-Восточной Азии на этот товар выше европейского на 15-20 процентов.
Так что по большому счету ничего «из ряда вон» для «Газпрома» не произошло. Желает ЕС снизить объем импорта природного газа, руководствуясь «европейской солидарностью», – имеет полное на то право. Желает ЕС бороться со странами ЮВА за поставки СПГ – тоже имеет полное право, тем более что одержать победу в этой борьбе несложно, достаточно всего-навсего предложить производителям СПГ более высокие цены. Рекордный уровень цен в течение минувшего отопительного сезона в Евросоюзе были наблюдался в феврале 2021-го – 342 доллара за 1000 кубометров, а сейчас у ЕС вырисовывается отличный шанс выйти к новым вершинам, превысив этот рекорд вдвое. Каким окажется уровень цен на электрическую и тепловую энергию для жителей и промышленности всех стран, которые, следуя правилам Третьего энергопакета, отказались подписывать с «Газпромом» долгосрочные контракты, можно только догадываться.
Наблюдать со стороны за этим будет интересно – не исключено, что найдутся и те, кто организует по такому случаю новый увлекательный тотализатор под названием «Европейская солидарность». Среди тех, кто застраховался от этих «скачек», – компании, участвовавшие в финансировании строительства «Северного потока – 2», компании Венгрии, Чехии, Болгарии. Многим прочим остается пожелать удачи в деле проявления европейской солидарности – святой принцип, ради которого не зазорно и пострадать. Отдельная ехидная улыбка – в адрес Польши, поскольку у ее PGNiG долгосрочный контракт с «Газпромом» действует до конца 2022 года: инициатор вердикта Европейского суда юстиции в этом году под действие этого вердикта не попадает. Впрочем, изложенное – только один из возможных сценариев, вполне вероятны и другие варианты.
Источник: lt.sputniknews.ru