18 мая член правления концерна Газпром Виталий Маркелов заявил, что при строительстве завода «Балтийский СПГ» может быть использована технология не Royal Dutch Shell, которая применяется на проекте «Сахалин-2», а технология немецкой компании Linde.
Как отметил Маркелов:
«В настоящее время Газпром оценивает эффективность обеих технологий крупнотоннажного сжижения. В принципе, они имеют почти одинаковые характеристики и показатели выработки».
Напомним, что в конце марта 2019 года Газпром сообщил о своем решении о кардинальном расширении проекта «Балтийский СПГ» — в порту Усть-Луги будет возводиться газохимический кластер в составе завода по сжижению природного газамощностью 13 млн тонн продукции в год и газоперерабатывающего завода мощностью 45 млрд кубометров газа в год, на котором планируется производить 4 млн тонн метана и более 2,2 млн тонн сжиженных углеродных газов. Партнером Газпрома стала компания «РусГазДобыча», которая самостоятельно будет строить газохимический комбинат, сырьем для которого станет производимый на этой же площадке этан. Неделей позже руководство Royal Dutch Shell официально сообщило о своем выходе из проекта «Балтийский СПГ».
Напомним, что технологии, лицензиями на которые располагает Shell, запатентованы ведущей компанией в отрасли производства СПГ – американской Air Products, для проекта «Сахалин-2» была выбрана технология AP-C3MRTM. С учетом того, как складываются отношения России и США в последнее время, использование технологий, запатентованных в Штатах было бы излишне рискованно. С другой стороны, технологии компании Linde используются на строящемся в городе Свободном «Амурском ГПЗ» (газоперерабатывающем заводе), с компанией Linde подписан контракт НОВАТЭКом, который предусматривает использование технологии немецкой компании для проекта «Арктик СПГ-2». При этом неоднократно подчеркивалось, что локализация производства оборудования по технологии Linde в России планируется в объеме до 90%. Следовательно, заявление господина Маркелова совершенно логично – использование технологий Linde сразу на двух новых производственных объектах в Усть-Луге снижает риски дискриминационных действий со стороны США и обеспечит создание новой для России отрасли промышленности – производства оборудования для газохимического производства и оборудования для сжижения природного газа.