Иран и Россия: больше, чем Бушер

Иран и Россия: больше, чем Бушер

Торжественная церемония закладки первого камня в основание второй очереди АЭС «Бушер» (проекта «Бушер-2»), которая будет построена с участием России, состоялась на площадке будущих атомных энергоблоков. Тем самым дан официальный старт началу проекта строительства новых блоков.

«Сооружение первой очереди доказало, что Россия всегда выполняет свои обязательства перед зарубежными партнерами, вне зависимости от изменений политического климата в мире», — сказал глава «Росатома» Сергей Кириенко в ходе церемонии.

Он отметил, что «вторая очередь проекта — практический вклад «Росатома» в расширение российско-иранского сотрудничества и одновременно серьезный шаг по укреплению позиций России на мировом рынке ядерных технологий в таком перспективном макрорегионе, как Ближний Восток». Читать далее


Любит Россия АЭС строить, вот и строит – поток таких новостей от Росатома становится все более привычным. А нам хочется в связи с этим припомнить, что говорили всевозможные аналитики после снятия с Ирана западных санкций.

Основной лейтмотив: вот сейчас Иран ка-а-ак начнет заливать рынок своими нефтью и газом, ка-а-ак обрушит на низ цены – и Россия, само собой, автоматически рухнет навзничь от таких ужасов. А что получилось в реальности-то? Иран действительно восстановил не менее 80% своего досанкционного объема поставок. Россия, как ни удивительно, продолжает стоять на ногах и даже не раскачивается. Да и цены углеводородов на реинкарнацию Ирана отреагировали безо всякого энтузиазма. И не протестует Россия по поводу наращивания иранских нефти с газом, хотя, если верить аналитикам, только этим и должна была заниматься. Удивительно? Да, если не пытаться найти зерно истины. А оно, как обычно, упрятано «внутри киловаттов».

Если кто-то не в курсе: в 1395 году солнечной хиджры, который для нас – период с 20 марта 2016 года, Иран вступил в свою шестую пятилетку. Нет, это не опечатка, речь действительно о шестом по счету 5-летнем плане развития экономики Исламской Республики Иран. Аятоллат в далеком 1991 оповестил правоверных: для противостояния, выживания и развития в условиях санкций и блокады со стороны Запада нужны пятилетки. Не в курсе – сам всевышний отдал такое распоряжение или ветром каким такое решение надуло… Мы-то имя-фамилию того «всевышнего» помним, но давайте не заострять, как говорится. Есть план развития – значит, есть и понимание собственной экономики или ее части как плановой, планируемой. Что планируется при любой форме капитализма, социализма и любого другого –изма, изобретенного изощренным человеческим разумом после расставания с феодализмом? Правильно – энергетика. Ибо это не только турбина, которая ток дает, но и провода от нее, которые мы сетями называем, и развитие городов-поселков, и развитие промышленности и прочего. Так вот, не заморачиваясь на капиталистических пятилетках ИРИ, берем цитату представителя Комитета парламента ИРИ по энергетике господина Сейеда Хоссейна Накави Хоссейни:

«Ирану для успешного развития необходима дополнительная генерация 20 000 МВт электричества».

Уложили цифру в голове? Да, Бушер-2 – это наш ВВЭР-1200. Да, в июле будут закладывать еще и третий реактор, тоже ВВЭР-1200. И что? Да почти ничего – чуть больше 10% и то, только после того, как реакторы «воткнут в сеть». И еще 8 реакторов, согласие по которым было достигнуто еще в 2014, всю проблему не решат. Энергетические проблемы страны с 80-миллионным населением, которое, как принято в мусульманском мире, продолжает активно увеличиваться. А потому, кроме «громкой» новости о Бушере-2, надо искать еще какие-то «тихие».

И они есть.

«»Технопромэкспорт» и Иранский холдинг по выработке электроэнергии на паровых ТЭС подписали контракт на строительство «под ключ» станции в составе четырех энергоблоков 4-х паросиловых энергоблоков мощностью 350 МВт каждый на ТЭС «Хормозган». Общая ссбестоимость проекта составляет  1 млрд евро., одним из важнейших условий реализации проекта является использование преимущественно российского оборудования.» — 31 августа 2016 года.

«В конце июля Россия и Иран подготовили пакет соглашений по выделению РФ межгосударственного экспортного кредита Ирану на сумму €2,2 млрд. под 2,77% годовых. Данные средства будут направлены на реализацию проекта  электрификации железных дорог в Иране с участием РЖД и на проект строительства ТЭС российскими компаниями.»

«В августе Москва и Тегеран обсуждали возможность строительства на юге Ирана  завода по сжижению газа, а также  своповых поставок с него СПГ в обмен на поставки Россией природного газа через Азербайджан на север государства.»

«Россия, Армения, Грузия и Иран подписали «дорожную карту» по подготовке совместной работы энергосистем четырех стран, а также меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере энергетики» — это апрель 2016.

И таких новостей – целая россыпь. Вот и не волнуется Россия по поводу наращивания экспорта иранских углеводородов: деньги, полученные в результате такой торговли, Иран аккуратно вкладывает в развитие российской промышленности. И не только в энергетические отрасли – «партнеры» России и Ирана обеспечивают обеим странам отличные перспективы и во многих других отраслях.

Вот свежий пример:

«Палата представителей конгресса США одобрила законопроект, запрещающий поставки американских самолётов Ирану. Причиной этому стали опасения конгрессменов, что воздушные суда могут быть использованы в военных целях.» — 27 июля 2016 года.

Сколько денег ушло у «Sukhoj-SuperJet» на протолкнуть столь замечательный законопроект, никто не сообщает, а вот про контракт на 100 самолетов с Ираном уже известно. Базовая комплектация «СуперДжета» — это, на секундочку, 37 миллионов долларов. В самолетостроение страны с «порванной в клочья экономикой».

sukhoi-superjet-100-aircraft_1920x1080-1

Sukhoi SuperJet 100 (Россия), Фото: superjet100.info

И про Ту-204 иранцы намерены получить полный объем информации. И про то, что, раз уж электрификацией персидских железных дорог намерена заниматься именно Россия, Иран тоже все правильно понял – потому и подписал контракт с «Уралвагонзаводом» на поставку грузовых вагонов. «Сами кабеля тянете, сами и вагоны свои везите. Нет, много пока не надо – на первый раз 10 тысяч штук хватит». В общем, не возражает Россия против наращивания Ираном поставок нефти и газа. Чем больше поставит – тем больше работы получит Россия. Тогда и про транспортный коридор Европа – Россия – Азербайджан – Иран – Персидский залив планы будут становиться все более конкретными. Не нужен нам берег турецкий, нам берег индийский давай… А турецкий у нас и так уже есть, в общем-то. Почему «есть»? Причин много, причин разных… Турция удовлетворяет свои потребности в газе на 61% трубами из России, а еще на 28 – трубой из Ирана. И пока «русиш персы бхай-бхай» берег турецкий у нас – есть.

Новость о начале строительства Бушера-2 – бриллиант, но он отнюдь не единственный в диадеме, в которую внезапно для «западных партнеров» стала превращаться удавка санкций. Так что, по случаю выходного, Геоэнергетика предлагает поднять тост за эстетику и гармоничность.

Фото: russia-now.com