Вынужденно продолжаю «политический пост». Не из-за большой любви к грязному белью политиков, а чтобы еще раз попробовать отстоять свой же тезис: подлинной причиной многих и многих политических событий являются старательно укрываемые от глаз публики энергетические войны.
Часть 6.
О чем думали господа-товарищи, сделавшие ставку на развал СССР? Правильно – о власти и о деньгах, причем о деньгах в их собственных карманах. Ведь власть без денег – это интересно далеко не каждому, да и нет уверенности, что власть можно передать наследникам. А вот деньги – если, конечно, отменить советские законы – запросто.
Давайте мысленно представим себя на месте вот этих самых господ-товарищей. Что им хотелось делать, получив власть? Правильно – набивать карманы. А каким, простите, способом? Ловить откаты у пресловутых «западных партнеров» за развал армии, системы вооружения и ее воспроизводства ? Да, неплохой вариант, только – одноразовый. Предстояло что-то продавать – хорошо и долго. Господа-товарищи людьми были грамотными, возможности советской экономики и ее экспортный потенциал знали не понаслышке. Западу не нужны были наши промышленные или какие-то высокотехнологичные товары – платя нам деньги, они бы этими деньгами поддерживали своих конкурентов. Тем более Западу не требовалось и наши продукты питания, изделия легкой промышленности – своего полно. Простая, незатейливая логика приводит к единственному выводу: господа-товарищи еще где-то так в 1990 году делали ставку на торговлю сырьем. И, прежде всего – энергетическим. Чтобы торговать, допустим, металлом – надо содержать горнорудные и угольные шахты, транспорт и логистику – а там эти, как их, блин… ну, эти… А! Люди. Зарплаты просят, что-то там кушать хотят, жилья какого-то. Хлопотно. Нефть, если ее не перерабатывать, а сразу по трубе «западным партнерам» — самое то: и спрос всегда есть, и кормить народу куда меньше придется. Нет, какие еще, к черту, новые месторождения – нам и старых вполне хватит. И, уж тем более – газ. Никакой переработки, тысячи километров трубопроводов, систем хранилищ уже работают.
Чем можно подтвердить все эти логические построения? Да фактами, чем же еще-то. Итак, я берусь утверждать, что первая атака приватизаторов всех мастей и волостей была направлена именно в энергетический, добывающий сектор. Смотрим.
Официально пресловутый августовский путч ГКЧП потерпел фиаско 21 августа 1991 года, а до этого момента, как нас уверяют уже много лет, все было зыбко, ненадежно и рискованно. И только после того, как пан Горбачев прибыл из Фороса – все и начало вертеться. Хорошая гипотеза, но факты утверждают нечто иное. Уже 20 августа 1991 года еще не победившая сторона выдала на-горА указ президента тогда еще РСФСР № 66. Я понимаю, что длинновато, но без знания некоторых частей этого указа понять, что дальше происходило в прежде едином нефтегазовом комплексе СССР, практически невозможно. Потому, уж извините – привожу этот документ в части, касающейся непосредственно «нефтянки».
«В интересах многонационального народа РФ, руководствуясь решениями Съездов народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР и законами РСФСР по обеспечению экономической основы суверенитета республики постановляю:
Указ Президента РСФСР от 20.08.1991 N 66
Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР
1) Совету Министров РСФСР:
до 1 января 1992 г. обеспечить передачу и принятие в ведение органов государственного управления РСФСР и республик в составе РСФСР предприятий и организаций союзного подчинения, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением тех, управление которыми передано согласно законодательству РСФСР соответствующим органам СССР. Указанные предприятия и организации обязаны обеспечить безусловное выполнение в 1991 году государственных заказов и договорных обязательств;
…
2) Предприятия и организации, расположенные либо осуществляющие деятельность на территории РСФСР (в том числе союзного подчинения), руководствуются законодательством РСФСР и применяют законы и иные акты органов Союза ССР в порядке, установленном Законом РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР».
…
5) Установить, что на территории РСФСР (включая континентальный шельф) разведка и добыча полезных ископаемых, промысловый лов рыбы, добыча водных животных и растений осуществляются только на основании специального разрешения (лицензии). Предприятия, организации и граждане, занимающиеся этими видами деятельности, обязаны до 1 июля 1992 г. получить соответствующие лицензии.
…
7) Совету Министров РСФСР, исполнительным органам власти республик в составе РСФСР до 1 января 1992 г. обеспечить проведение регистрации всех хозяйствующих субъектов, передаваемых в ведение органов государственного управления РСФСР и республик в составе РСФСР в соответствии с настоящим Указом.
8) Главной государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов РСФСР подготовить и внести до 1 ноября 1991 г. предложения о порядке ведения налоговыми органами учета предпринимательской деятельности и выдачи свидетельств (лицензий) на право ее осуществления.
9) Совету Министров РСФСР осуществлять в ходе реализации настоящего Указа взаимодействие с союзными республиками и республиками в составе РСФСР по вопросам, затрагивающим их интересы.
10) Для обеспечения контроля за соблюдением экономических интересов РСФСР создать при Президенте РСФСР Комитет по защите экономических интересов РСФСР.
11) Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Совет Министров РСФСР и Комитет по защите экономических интересов РСФСР.
Совету Министров РСФСР регулярно информировать Президента РСФСР о ходе выполнения настоящего Указа.
12) Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.
Вот так. СССР вроде как еще жив, но хищники уже все спланировали. Отодрать свою долю, наплевав на межреспубликанскую хозяйственную кооперацию. Еще все нефтегазовые предприятия – в государственной собственности, а сочинители указа уже готовятся выдавать лицензии на разведку и добычу «организациям и гражданам». Что э за «граждане» такие в августе 1991, которые готовы бороться за получение такого рода лицензий?..
Еще был жив СССР, но группа ЕБНа уже приступила к дележу всего имущества, имеющего мало-мальское отношение к энергетическому сектору. Премьер-министром РСФСР на тот момент был Иван Степанович Силаев, но «командовал» он лишь номинально, практическую работу «тянул» человек из славного города Свердловска – Олег Иванович Лобов, занимавший пост его первого зама. Работы у Лобова, несомненно, было много, но в октябре дошли руки и до нефтегазового комплекса. Постановление Совмина даже сейчас потрясает уровнем цинизма и демагогии, но из песни слова не выкинешь.
Постановление Совмина РСФСР от 18.10.1991 N 555
Об образовании Российской государственной нефтегазовой корпорации «Роснефтегаз»
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 20 августа 1991 г. N 66, а также учитывая особенности функционирования нефтегазодобывающей промышленности и необходимость перевода нефтегазового комплекса на рыночные отношения, Совет Министров РСФСР постановляет:
1) Согласиться с предложениями трудовых коллективов производственных нефтегазодобывающих объединений и других организаций Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР (согласно Приложению), Министерства топлива и энергетики РСФСР и Министерства экономики РСФСР об образовании на добровольной основе Российской государственной нефтегазовой корпорации «Роснефтегаз».
В состав корпорации «Роснефтегаз» могут входить предприятия и организации, заинтересованные в развитии нефтегазового комплекса.
Корпорация «Роснефтегаз» является хозяйственным комплексом по добыче нефти и газа, магистральному транспорту нефти, отраслевому машиностроению, научным и проектным работам в нефтегазовом комплексе на территории и континентальном шельфе РСФСР, пользуется правами юридического лица и действует на основании своего устава в пределах полномочий, переданных добровольно участниками корпорации.
…
5) В целях демонополизации нефтяной и газовой промышленности и развития конкуренции:
Установить, что основной организационной формой хозяйственной деятельности в нефтегазовом комплексе являются, как правило, нефтегазовые компании, осуществляющие разведку, разработку нефтяных и газовых месторождений, добычу нефти и газа, их транспорт, переработку и сбыт продуктов переработки. В нефтегазовые компании могут входить объединения, предприятия и организации независимо от форм собственности и их организационно-правового статуса.
Корпорации «Роснефтегаз» с участием объединений, предприятий и организаций, вошедших в корпорацию, подготовить по согласованию с Министерством топлива и энергетики РСФСР, Министерством экономики РСФСР и Государственным комитетом РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и внести до 1 марта 1992 г. в Правительство РСФСР предложения по преодолению монополизма и развитию конкуренции на рынке нефти в РСФСР, созданию нефтегазовых компаний.
Поручить корпорации «Роснефтегаз» осуществить начиная с 1992 года оплату услуг за магистральный транспорт нефти по тарифам и выход нефтегазодобывающих объединений на заключение прямых договоров с потребителями нефти и газа.
Министерству экономики РСФСР в срок до 1 декабря 1991 г. рассмотреть предложения корпорации «Роснефтегаз» по оплате услуг за магистральный транспорт нефти на 1992 год и принять решение.
…
7) Корпорация «Роснефтегаз» обеспечивает на конкурсной основе распределение экспортных квот, устанавливаемых Министерством экономики РСФСР и Министерством топлива и энергетики РСФСР при условии прямого государственного квотирования продукции собственной хозяйственной деятельности корпорации.
8) Министерству топлива и энергетики РСФСР для размещения корпорации «Роснефтегаз», ее сервисных и других организаций предоставить ей в аренду здания и производственные площади, занимаемые Министерством нефтяной и газовой промышленности СССР.
9) Установить, что корпорация «Роснефтегаз» является правопреемником договорных прав и обязательств Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР на 1991 год в части объединений, предприятий и организаций, вошедших в состав корпорации.
Подчеркивания – мои. Прикрываясь словами про добровольность, про трудовые коллективы и прочая, группа ЕБНа вырывала из единого механизма куски, заодно утаскивая из союзного ведения международные контракты – ведь СССР поставлял нефть во многие страны, контракты продолжали действовать. Уж не знаю, как к таким действиям отнеслись зарубежные клиенты. С одной стороны – шла настоящая революция, на глазах менявшая экономическую парадигму Империи, с другой – смена поставщика была замечательным поводом говорить о стоимости нефти…
Это вот постановление №555 имело и приложение, в котором были перечислены все предприятия нефтегазового комплекса, которые группа Ельцина уводила под собственное управление. Список немаленький, но очень интересный.
Производственные объединения:
Производственные объединения магистральных нефтепроводов:
Научно-производственные объединения:
1) по термическим методам добычи нефти «Союзтермнефть»
2) по геолого-физическим методам повышения отдачи пластов «Союзнефтеотдача»
Иные:
1) Производственное объединение по переработке нефтяного газа в Западной Сибири (Сибнефтегазпереработка)
2) Производственное специализированное строительно — монтажное объединение «Запсибнефтестрой»
3) Машиностроительный концерн «Нефтегазмаш»
4) Хозяйственная ассоциация «Нефтегазгеофизика»
5) МНТК «Нефтеотдача»
Прежде, чем разбираться с судьбой этих предприятий, давайте еще раз внимательно прочтем пункт № 1. «В состав корпорации «Роснефтегаз» могут входить предприятия и организации, заинтересованные в развитии нефтегазового комплекса … Корпорация «Роснефтегаз» … действует на основании своего устава в пределах полномочий, переданных добровольно участниками корпорации.» То есть могут добровольно входить – а могут и не входить. Полномочия могут передать, а могут и не передавать… При этом министерство – уничтожено, ликвидировано. Что значит устранение такого министерства? Больше нет структуры, распределяющей снабжение, планирующей развитие и вложения в геологоразведку, занимающейся централизованно технологиями, повышающими отдачу пластов, обязывающей следить за экологией и за «социалкой» – за жильем, медицинским обслуживанием. Результат нам известен в баррелях добычи, снижавшихся год за годом.
«Красные директора», стоявшие во главе территориальных и прочих подразделений нефтянки, получили карт-бланш – творите, что хотите, ничего вам за это не будет. Не желаете тратить деньги на разведку? Ну, и не надо. Хотите насиловать имеющиеся скважины? Да с дорогой душой! Не хотите платить зарплату, желаете сокращать управленцев, инженеров, экологов? Да нам-то какое дело! На внешний рынок желаете сами идти и торговать с кем и как сможете? Да вон вам Сергей Глазьев во главе Министерства внешнеэкономических связей, лицензии у него недорого стоят. Этот завлаб в 1991 лихо перепрыгнул в МВЭС в качестве заместителя Петра Авена, своего старинного знакомца по Московскому университету. Авен ушел вместе с Егором Гайдаром, а Глазьев остался – теперь уже министром. Завлаб, самый молодой доктор экономики СССР – во главе такого ведомства. Блистательная карьера, а цифры из таблички – мелочь… Впрочем, в топливно-энергетическом комплексе вклад этого профессионального предателя минимален, там действовали совсем другого масштаба лица. Могло быть иначе? Конечно же, нет. Ведь мировой опыт показывает всего два варианта: либо углеводородные ресурсы целиком и полностью в руках государства, на территории которого они расположены, либо вариант США. На США я постарался остановиться достаточно подробно: нефть как бы в частных руках, но предельно жестко контролируется многочисленными государственными службами. Россия под руководством ЕБНа решила двигаться по некоему третьему пути…
Курс на приватизацию всего и вся Ельциным и Гайдаром был провозглашен, а в исполнителях, если кто вдруг забыл, трудился Анатолий Чубайс, возглавивший в ноябре 1991 Госкомимущество. Именно к этому времени Чубайсу удалось победить в аппаратной борьбе первого главу этого ведомства – Михаила Дмитриевича Малея. Идея Малея о приватизации через именные приватизационные счета была благополучно похоронена, в дело вступил его величество ваучер.
29.12.1991 ЕБН подписал указ №341 – «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Задания, планы поступления денег – много-много планов и мечтаний о пополнении бюджета. Однако статья 1-11 этого указа прямо запрещала приватизацию трубопроводов, и это просто удивительно.
На том, что из списков на приватизацию были вычеркнуты все трубопроводы, стоит, мне кажется, остановиться отдельно. Не знаю, кто, какая группа добилась этого вычеркивания. Может быть, некие государственники, которых команде ЕБНа не удалось устранить?.. Вы можете себе представить, что бы происходило с Россией, начнись приватизация всей нашей системы трубопроводов? Это был бы прямой путь к полнейшей анархии, к жуткому «параду суверенитетов» в исполнении национальных и автономных республик, в исполнении краев и областей. Россия связана нитками трубопроводов, системами нефтяных и газовых хранилищ, линиями электропередач в единое целое – конечно, «поверх» транспортной системы. Пока «трубы» – в государственной собственности, остается цела и Россия. Это на Западе трубопровод может быть частным – там на нем держится только коммерция, бизнес. У нас на нем – целостность государства. Труба «едина» — и у западносибирских областей нет соблазна «скинуть нахлебников» из регионов, где нет в земле ни нефти, ни газа. Труба «едина» — и западные, южные области, по территории которых энергетическое сырье уходит на внешние рынки, не выдумывают тарифы за транзит, чтобы «нагнуть» нефтяные регионы. А уж если бы «труба» попала в руки публики, подобной Михаилу Ходорковскому… Нет, даже думать отказываюсь. Кто или что толкало руку ЕБНа, когда он подписывал документ, запрещающий приватизацию «трубы» — можно гадать. А можно – просто констатировать факт: даже в такую лихую годину Россия прошла по лезвию, отделяющему от неизбежного развала на удельные княжества. Присматривает за ней кто-то, что ли?.. А, может, не всегда мы правы, когда костерим ЕБНа? Да, грабительские денежные реформы. Да, приватизация самыми идиотскими способами. Но железные дороги – государственные. Но «труба» — государственная. Но Единая Энергетическая Система при нем тоже оставалась государственной. Но уцелели все предприятия Минатома, не были тронуты наши ГЭС. Не смотря на весь ужас тех лет, Россия сохранила в государственной собственности дороги и энергетику. И – осталась единым государством. Больным, тяжело израненным, облепленным откровенными хищниками на всех уровнях, истекающим кровью чеченских войн, с полуживой армией, но – единым государством.