Часть 4.
Вопрос простой и совершенно логичный: если мы говорим о нефтяной войне, то кто, собственно говоря, участник боевых действий? Нефть добывают, продают, транспортируют, накапливают, покупают, перерабатывают. А какие такие предприятия, компании всем этим, собственно говоря, заняты?
Приверженцы либеральных экономических теорий с времен пресловутой перестройки вещают нам – все решает рынок с его «невидимой рукой», а потому и нефтяной рынок вовсе не исключение. Дорогая нефть – покупателей становится меньше, производители сбрасывают цены, оживляются покупатели, повышаются цены. Вот в ЭТО – можно верить? «Нефть дороговата и мы, государство ХХХ, в этом году ее не будем покупать, подождем, пока подешевеет.» Представили? Страну, в которой вот этот год не работают ТЭЦ, не движутся автомобили, стоят поезда – вообразили? Бред. В нефтяном секторе экономики законы рынка не работают, кто бы и что бы нам не рассказывал, какие бы красивые слова не произносил. Дешево или дорого, но нефть покупать приходится, и никаких гвоздей.
Теперь то же самое, но чуточку подробнее. «Частный собственник всегда эффективнее государственного» — вещали нам либеральные СМИ в годы приватизации, об этом же они бурчат и сейчас, ратуя за уменьшение государственного сектора экономики. Но слова словами, а факты – упрямая вещь. Давайте по порядку.
Говорим «нефть», подразумеваем – ОПЕК, поскольку ОПЕК контролирует не менее 40% мировой нефти. Вспоминаем список и исследуем по порядку.
Какие такие компании в этих государствах ведают нефтью? Кому принадлежат месторождения, кто оборудует скважины, кто добывает, кто торгует?
Алжир
Sonatrach – алжирская государственная нефтегазовая компания, государственные доли – 100%. По своим экономическим показателям – крупнейшая компания не только самого Алжира, но и всего Африканского континента. Алжир в 1970-71 национализировал всю нефтегазовую индустрию, отобрав ее у французских компаний и спокойно, не оглядываясь на «священные законы рынка» передал ее – всю! – в собственность государства. Рукопожатные СМИ не кричат, не орут про «диктатуру» и «мордор», все спокойно. А «неэффективная» госкомпания добывает, продает, перерабатывает, транспортирует весь газ и всю нефть Алжира, да еще и инвестирует регулярно и с удовольствием в производство электроэнергии. Владеет долями в самых разных компаниях, трудится в самых разных регионах – в Тунисе, Ливии, Мали, Нигере, Египте, Испании, Италии, Португалии, Великобритании, в Перу и в США… Что такое это неэффективная компания, нам рассказывают рейтинги. У Sonatach: 12-е место в мире среди нефтяных компаний; 13-е среди владельцев ресурсов и производителей нефтепродуктов; 4-е – среди экспортеров сжиженного природного газа; 5-е – среди экспортеров обычного газа и т.д., и т.п. 5 тысяч сотрудников, прибыль в 5-6 млрд в год. Ау, либералы!…
Ангола
Ситуация в стране веселенькая – войны, восстания и прочее. Но с нефтью и газом все «по простому»: все они в собственности государственной компании Sonangol. Про достижения этой компании можно рассказывать долго: вложения в часть глубоководных скважин от французской Total в 16 млрд долларов, китайские кредиты в 2-3 млрд в год, строительство завода по сжижению газа, СП со шведами, владеющее и управляющее 23-ю огромными нефтеналивными танкерами, инвестиции в энергетику и в образование, сотрудничество со всеми крупными нефтяными компаниями. Но принцип – тот же: все месторождения, разведанные запасы в которых на день сегодняшний оцениваются в 12,6 млрд баррелей остаются в собственности государственной компании. И международные гиганты нефтеиндустрии (о которых – ниже) работают с ангольцами, не выясняя при этом насчет демократии и прочих прав человека. Некогда – нефть разведывать-добывать-транспортировать надо… Рынок с невидимой рукой и в данном случае – невидим.
Эквадор
Госкомпания называется PetroEcuador. 75% добываемых в Эквадоре нефти и газа, единственный в стране НПЗ, все до одного нефтепровода, инвестиции в ТЭЦ, в образование, в новый НПЗ, в сжижение углеводородного газа и т.д. В общем – текст не будет сильно отличаться многообразием…
Иран
Иран, закончивший в прошлом году V пятилетку… Вчитайтесь, проникнитесь! Iran RussianRadio¸ 20 марта 2015: «В настоящее время производственная мощность отрасли составляет 46 млн. т продукции в год. К концу выполнения 5-ой пятилетней программы развития страны (к концу 2015 года) производственная мощность нефтехимической промышленности Ирана достигнет 100 млн. т продукции в год общей стоимостью около 20 млрд. долларов. В ходе выполнения 4-ой пятилетней программы развития страны было реализовано 26 нефтехимических проектов с объемом капиталовложений в размере 19 млрд. 286 млн. долларов.»
Нет, это не рапорт к очередному съезду КПСС, это – Иран! Я бы предложил основательно запомнить слова лидера Исламской Революции аятоллы Хуменеи – пригодится, чтобы понять многое в том, что происходило и происходит в путинской России.
«Нефть должна быть выведена из доходных статей бюджета страны и превратиться в фактор экономического прогресса и могущества Ирана. Тратить нефтяные доходы на решение бытовых проблем неразумно и крайне ущербно. Нефтяные доходы в их нынешней форме — слабая точка большинства стран-производителей «черного золота», так как страны, продающие свою нефть в соответствии с потребностями и политикой западных нефтяных корпораций и не прилагающие усилий к развитию местной промышленности, только набивают карманы своих правителей, но подлинной прибыли не получают, поскольку промышленность этих стран остается неразвитой. Необходимо предпринять меры, чтобы страна могла сбывать нефть на основании собственных решений и интересов, но для этого надо приложить немало усилий и добиться реального прогресса, который превратит ИРИ в образец для других стран в полном смысле этого слова. Необходимо за счет научно-исследовательских усилий вывести страну в лидеры научных технологий».
Нефтяная и газовая отрасли Ирана находятся под полным контролем государства. Государственная нефтяная компания: Иранская национальная нефтяная компания (NIOC — National Iranian Oil Company) ведет разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений, занимается переработкой и транспортировкой сырья и нефтепродуктов. Национальная иранская газовая компания (NIGC — National Iranian Gas Company) занимается добычей, переработкой, транспортировкой и экспортом газа. Решение вопросов нефтехимического производства возложено на Национальную нефтехимическую компанию (NPC — National Petrochemical Company). А дальше – практически все, что было сказано про прочие страны и их государственные компании.
Чтобы не отнимать ваше время и не занимать много места, я просто перечислю названия прочих нефтяных компаний от ОПЕК.
Саудовская Аравия – Saudi Aramco.
Кувейт – Kuwait Petroleum Corporation.
Объединенные Арабские Эмираты – Abu Dabi National Oil Company. Вот эмиратов, собственно говоря – семь штук, но вся нефть и весь газ – в руках одной государственной компании.
Катар – Qatar General Petroleum Corporation, 100% разведки и добычи нефти. Qatar National Oil Distribution Company — а это 100% ее переработки и продажи.
Petroleum Development Oman, National Oil Corporation of Libya, Petroleos de Venezuela…
Рынок? Частные собственники? Исключений – нет: если на территории государства есть месторождения нефти, они всегда – в собственности государства, в управлении компаний, принадлежащих государству. Не только в странах ОПЕК, но и в любом другом. Интернет позволяет проверить этот факт без особого напряжения, любуйтесь.
Индонезия – Petromina. Габон – Societe nationale Petroliere Gabonise, Мексика – Pemex. Боливия – Yaciemientos Petroliferos Fiscales Bolivionos. Норвегия – теперь уже не Statoil, а StatoilHydro, поскольку норвежцы объединили нефтяные и газовые активы. Можно и дальше продолжать – правило не знает исключений. Есть нефть – есть госкомпания, которая ей и занимается.
Ну, а всем известные транснациональные нефтяные компании, рекламу которых мы видим каждый божий день? Exxon, BP, Total… Изучите на досуге состав акционеров – все они из тех государств, которые составили МЭА. Да, в Северном море у Великобритании все еще 270 месторождений, но дебет скважин уменьшается с 1970 года, а нынешнее падение цен и вовсе поставило нефтяную промышленность Королевства на грань краха. Тут лейтмотив прост: если нет собственной нефти, нужно объединить все возможные финансовые ресурсы и выкупать концессии, организовывать СП с государственными компаниями и добывать нефть по всему миру. Вот там, «на вынос», руководители транснациональных гигантов и пропагандируют либеральный подход к экономике. Вот там, на экспорт, идут слова про «невидимую руку рынка» и про «эффективных частных собственников». «Запевалой», как водится, выступают американцы, но давайте плюнем на приличия и внимательно посмотрим, как обстоят дела с нефтяной отраслью в самом государстве США. Мир стал глобален, тайн не так уж и много…
США
Изначально минеральные ресурсы в США принадлежат владельцу земельного участка – вполне либерально. И, само собой, нам предлагают верить случайности того, что 85% разведанных запасов нефти в Штатах находятся на землях, являющихся… федеральной собственностью. Ну, вот так сложилось, ребятушки. А потому – запасы нефти в США считаются общенациональным достоянием и рассматриваются как важный рычаг в руках государства для решения стратегических, политических и социальных задач, а также уменьшения зависимости от импорта нефти. Либералы, ау! Государство США разработало действенный и жесткий контроль, регулирование, развитие нефтяного сектора. Не знаю, может, кто-то и способен увидеть тут что-то либеральное…
Государственное регулирование и управление нефтедобывающим сектором США осуществляют следующие органы:
- Министерство энергетики (Department of Energy – DOE)
- Министерство внутренних дел (Department of Interior – DOI)
- Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Comission – SEC)
Кроме них, контролем занимаются еще и администрации штатов – через местные ж/д комиссии (Railroad Comission). Мало? За всей этой бандой контролеров надзирает Комиссия при Президенте США! Эта Комиссия, кроме того, занимается выработкой стратегических целей и направления деятельности государства в области рационального использования недр.
DOE – это:
- увеличение эффективности использования национальных природных ресурсов;
- формирование и реализация федеральных программ (промысловых и научных) освоения и развития наукоемких методов и технических средств увеличения степени использования запасов нефти;
- обеспечение научно-технологической информации и анализа эффективности разработки нефтяных месторождений для принятия решений государственными органами власти по совершенствованию механизма и структуры управления рациональным использованием запасов.
DOI –в лице службы по управлению минеральными ресурсами (Minerals Management Service — MMS) это:
- обеспечение обоснованной оценки ресурсов нефти на федеральных и индейских территориях;
- контроль за выполнением недропользователями условий аренды и права разработки нефтяных месторождений;
- обеспечение защиты окружающей среды, населения и животных при разработке нефтяных месторождений на федеральных и индейских территориях;
- обеспечение контроля за безопасным ведением работ на морских нефтепромыслах;
- сбор и распределение арендной платы, бонусов, платы за право разработки нефтяных месторождений.
SEC тоже работает вовсю, на ней:
- защита интересов акционеров на основе регулирования рынка ценных бумаг недропользователей;
- обеспечение прозрачности результатов финансовой и производственной деятельности нефтяных компаний в области разработки нефтяных месторождений;
- контроль за ежегодной независимой экспертизой извлекаемых запасов нефтяных компаний.
Railroad Comissions:
- текущий контроль основных технологических параметров разработки нефтяных месторождений;
- текущий контроль разведочных работ, добычи нефти и её транспортировки;
- текущий контроль за рациональным использованием недр;
- текущий экологический контроль;
- текущий контроль за безопасным ведением работ.
Какие уж тут частные инициативы от любителей рассказывать про либеральную экономику! SEC ежегодно требует от всех компаний нефтяного сектора независимую экспертизу извлекаемых запасов. Нет экспертизы – автоматически запрещается размещение акций компании на любых биржах. Экспертизой вот, правда, занимаются 4 частных предприятия, но каждый их шаг обусловлен подробнейшими инструкциями, вырабатываемыми федеральным правительством. Инструкции требуют, обязывают, заставляют использовать достижения научно-технического прогресса в области рационального использования недр. Любая нефтяная компания обязана учитывать новые достижения в области повышения нефтеотдачи пластов. Не соблюдаешь – вылетаешь из нефтяного бизнеса, как пробка из шампанского. Но и пряник имеется: лучшим (угу – капиталистическое соревнование в чистом виде) – прямая финансовая поддержка федерального правительства и налоговые льготы. Внедряешь новый метод, требующий финансовых затрат? Молодец, мы компенсируем до 80%, да еще и налоги уменьшим на 70%. Метод оказался удачным? Со следующего года он будет строго обязателен для всех участников нефтебизнеса. И при всем при этом, повторюсь – участки, на которых стоят вышки, остаются собственностью государства США, добывающие компании получают их в аренду и только в аренду.
И результаты вот этого отказа от «невидимой руки рынка и прочих благоглупостей давали и дают результаты, причем результаты действительно удивительные. Хронологически вся эта система стала разрабатываться и вводиться с 1973 года – с момента первого нефтяного кризиса. За минувшее с той поры время добыча нефти в США увеличилась в 3 раза, причем огромную долю в этом увеличении играет увеличение нефтеотдачи скважин, которая выросла с 29 до 40% (не буду вдаваться в технические подробности, но это не просто много, а очень много). Цифры я даю, разумеется, без данных «сланцевой революции».
Ну, и напоследок – о налогах США на нефтедобывающие компании. Налогов – три типа: местный (муниципальный), штатный и федеральный.
- Местный налог или налог на собственность устанавливается владельцем участка в зависимости от ценности земли и ее недр. Этот налог взимается ежегодно в течение всего времени аренды участка. Величина налога в разных районах США изменяется от 0,1 % до 1,5 % от стоимости основных фондов нефтяных компаний. Это обуславливает невыгодность для компании заводить излишнюю собственность на участке с бедными недрами и затягивать работы во времени. Важно подчеркнуть, что это же обстоятельство является побудительным мотивом для повышения нефтеотдачи и, вследствие этого, увеличения уровня добычи нефти и величины дохода предприятия.
- Штатный налог состоит из двух частей – налога на эксплуатацию недр (роялти на добычу) и корпоративного подоходного налога. Величина роялти, обычно объявляемая при торгах участками, изменяется от 0,5% до 12,5% от рыночной стоимости добытой продукции независимо от того, получила компания прибыль или нет. Размер штатных налогов устанавливается властями штатов в зависимости от их политики в стимулировании применения методов увеличения нефтеотдачи.
- Федеральный налог устанавливает конгресс США. Он одинаков по всей стране и составляет 34 % от налогооблагаемой прибыли. Эта прибыль равна остатку от валовых доходов от добычи нефти после вычетов затрат на арендные платежи (земельной ренты), роялти, местные и штатные налоги, эксплуатацию, амортизацию оборудования и других основных фондов. Имеется возможность списывать капитальные вложения в зависимости от кратности запасов. Чем она ниже, тем больше можно списывать. Кроме того, устанавливается минимальная роялти – ее применяют, пока проект не станет рентабельным.
Гигантский размер бюджета США становится чуточку меньшей загадкой, не так ли?…
Как уже отмечалось, в США функционирует жесткий контроль недропользователей в отношении рационального использования запасов нефти. Этот контроль сводится к установлению технологических критериев, выполнение которых является обязательным для нефтедобывающих компаний. Главными из них являются следующие:
- необходимость ежегодного пересчета извлекаемых запасов нефти и их аудит;
- необходимость ежегодного представления в Комиссию по ценным бумагам и биржам результатов ежегодного пересчета извлекаемых запасов и их независимой экспертизы;
- обязательное ежемесячное представление в железнодорожные комиссии основных параметров добычи флюидов по скважинам, пластам, объекту (дебит нефти, обводненность, газовый фактор, забойное и пластовое давления, объем закачки вытесняющих агентов и т.п.);
- согласование мест бурения скважин;
-
ограничение расстояния между скважинами;
- ограничение верхнего предела дебита скважин;
- ограничение нижнего предела темпа отбора нефти от текущих извлекаемых запасов;
- регламентация качества вскрытия пласта;
- регламентация частоты проведения исследований скважин.
Невыполнение перечисленных выше требований влечет за собой серьезные штрафные и административные санкции. Кроме того, если нефтедобывающая компания не предоставит к определенному времени в Комиссию по ценным бумагам и биржам результаты пересчета извлекаемых запасов и их независимой экспертизы, акции этой компании не смогут быть размещены на бирже с целью привлечения инвесторов.
Остается подчеркнуть, что в США в течение длительного времени нефтеотдача растет, хотя структура запасов ухудшается. Рост нефтеотдачи в США является основным фактором стабилизации величины извлекаемых запасов, так как прирост запасов за счет геологоразведочных работ не покрывает добычу нефти.
Данная схема получилась настолько удачной для реализации стратегических интересов государства, что, чуточку перекраивая под себя, она используется многими и многими. Самый наглядный пример – Великобритания, с удовольствием пользующаяся разработками своей бывшей колонии. При этом бизнес самих добывающих компаний остается частным, но регулируется, контролируется, наказывается и стимулируется он так, что уже мало отличим от планового, социалистического способа ведения хозяйствования. Да, я ничего не говорю о транспортировке нефти, ее хранении, переработке, реализации нефтепродуктов – поверьте на слово: инструкций, ограничений, предписаний и там более, чем достаточно. В них, собственно, и скрыт фокус дешевой цены на бензин-солярку для американского обывателя. В них, а не в мифической эффективности частной формы бизнеса.
А вот теперь – изюминка. Все эти регламенты, инструкции, требования НЕ используются транснациональными корпорациями, добывающими нефть ВНЕ территории государств-юрисдикций. Чисто по человечески я где-то даже их понимаю: вырвавшись за пределы территории США ТНК ведут себя как звери, вырвавшиеся из тесной клетки… Мораль? Да в ее полном отсутствии, собственно говоря. Американские нефтяники «у себя дома» – корректны, дисциплинированны, соблюдают интересы государства. Вне территории США – это наглые хищники, пытающиеся заставить государства, владеющие запасами нефти, и не думать о столь жесткой регламентации. Вне территории США – шум и крик СМИ, навязывание либеральных догм, попытки уменьшить роль государства до минимума. Вне территории США нефтяные ТНК имеют ровно одно божество – прибыль любой ценой, минимум налогов, минимум соблюдения экологических нормативов. Ограбить дотла и свалить. Где-то что-то горит, где-то что-то разливается – плевать на все, могучие коллективы юристов будут отбиваться от любых попыток оштрафовать, ограничить, запретить. И все это – под заунывный речитатив о «невидимой руке рынка», о частнике как самом эффективном хозяине. На экспорт такое – можно, а дома про такую наглость лучше даже не заикаться.
Главное, что я старался показать – два момента
Первое. Все государства, обладающие ресурсами нефти, занимаются нефтью только сами, через свои государственные компании. Исключений нет, если не считать таковым США, в которых нефтяной бизнес, будучи частным, отрегулирован так, что не отличим от государственного. И никто, никакой отчаянный либерал не возмущается, не пытается рассказывать саудитам, персам, норвежцам, что им нужно что-то там срочно приватизировать или отдать в частные руки даром. Нефть – не то поле, по которому либералам позволено бегать. Единственным исключением в 90-е годы стала ельцинская Россия: государство добровольно отказалось от монополии на нефтяные резервы и отдало ресурсы в частные руки. Об этом же либералы пытаются кричать и сейчас, ужасаясь тому, что «Роснефть» собрала под себя более 60% нефтяных запасов страны, проклиная за этот страшный грех команду Путина. Но беглый обзор, который тут приведен, показывает факт простой, незамысловатый: Путин не совершает нечто «немыслимое», он приводит российскую нефтянку в соответствие с мировыми стандартами, и не более того.
Второе. Контрольные пакеты всех нефтяных ТНК принадлежат юридическим лицам из государств, составляющих МЭА. И вот эти ТНК, действуя ВНЕ территории своих государств, пытаются навязать всему миру либеральные правила игры, чтобы иметь возможность с минимальными затратами выкачивать невозобновляемый ресурс № 1 – Ее Величество Нефть. Зная состав МЭА, мы можем объективно, без нервов увидеть, кому выгодны, кто платит российской либеральной тусовке, чтобы крик об ужасах монополии (далеко не полной при этом) на российскую нефть со стороны российского государства звучал ежедневно, без остановок. Кто платит – тот заказывает музыку, а лейтмотив у этой песни один: отдайте нефть в частные руки, а уж с частниками нефтяные ТНК найдут, как справиться. Российские олигархи, как известно, имеют слабое место – кошелек…
Вот это вот все я, разумеется к тому, что теперь уже можно посмотреть, что происходило в России в годы правления Ельцина и команды, какое наследство получил Путин и что смог изменить, что изменить не смог и по каким таким причинам. Попробуем спокойно, методично понять истинные причины истовой ненависти к нему пресловутого «цивилизованного мира»? Мы ведь точно знаем, что настоящая подоплека почти всех мировых событий – бесконечные энергетические войны. Все прочие громкие слова, коммюнике и прочее, прочее, прочее – маскировка на поле боя, не более того.