Создание Соединенными Штатами, Великобританией и Австралией партнерства в сфере безопасности AUKUS стало ответом на модернизацию вооруженных сил Китая и продемонстрировало, что западные страны встревожены этим. Такое мнение выразили в четверг эксперты Королевского института международных отношений (Чатэм-хаус).
«Один из самых примечательных элементов [нового партнерства] — содействие высокотехнологичному сотрудничеству с целью сдерживания постоянно растущего потенциала Китая в сфере модернизации военно-морских и военно-воздушных сил Народно-освободительной армии, — считает старший научный сотрудник по Китаю в Азиатско-Тихоокеанской программе Чатэм-хауса доктор Юй Цзе. — Это также прямая контрмера последнему 14-му пятилетнему плану Пекина в стремлении к общей технологической самостоятельности как в военной, так и в гражданской сферах».
По мнению доктора Юй Цзе, в случае успеха новое партнерство сможет препятствовать приобретению Китаем военных технологий для авианосцев. «Это значительный шаг по противодействию растущему военному присутствию Китая в западной части Тихого океана», — отметила она, указав, что КНР явно расценивает это трехстороннее сотрудничество как провокацию.
Юй Цзе добавила, что пока «неясно, сыграет ли свою роль Япония или присоединится к AUKUS по мере развития альянса».
Символический шаг
Член-корреспондент Азиатско-Тихоокеанской программы Чатэм-хауса профессор Керри Браун назвал новое партнерство «очередной дипломатической неудачей» для Пекина. «Китай не может скрывать свою мощь, но за последние два года он показал мастер-класс по тому, как терять друзей и не быть в состоянии влиять на людей. И все же это не изменит той реальности, что Китай есть и будет великой растущей державой в регионе», — сказал эксперт.
Браун уверен, что решение сформировать AUKUS лишь подтверждает это. «Эпоха, когда Соединенные Штаты ревностно охраняли свой суверенитет в области безопасности, прошла. Теперь они нуждаются в том, чтобы противостоять КНР в сотрудничестве с другими странами», — заметил Браун.
Профессор задается вопросом, к чему приведет сотрудничество Вашингтона, Лондона и Канберры в области безопасности. «Помешает ли оно намерениям Китая в регионе? Отчасти, но незначительно. Как символический шаг это может сработать, но проблема в том, что Китай расценивает это не как свидетельство силы, но как то, что гегемонистские державы впервые вынуждены работать вместе в тех сферах, в которых они раньше и не думали бы делать это, потому что они встревожены», — заметил он.
Зачем это нужно Лондону
Браун также прокомментировал роль Соединенного Королевства в этом партнерстве, выразив мнение, что Лондон идет в фарватере решений, принимаемых по другую сторону Атлантики. При этом эксперт вспомнил лозунги сторонников выхода Великобритании из ЕС о том, что это позволит королевству вернуть себе контроль над собственными границами, внутренней и внешней политикой.
«При помощи этого партнерства Великобритания пытается реализоваться в жизни после Brexit, играя при этом важную роль в области безопасности. Это вызвало раздражение у европейских коллег, таких как французы, из-за их собственных соглашений с Австралией, и это показывает, какую цену Лондон готов платить. Это подчеркивает существующую реальность: после того как контроль установлен [после Brexit], британская политика в области международных отношений и безопасности определяется в Вашингтоне», — отметил Браун.
Добровольные гарантии для МАГАТЭ
Директор департамента международной безопасности Чатэм-хауса Патрисия Льюис обратила внимание на то, что в рамках AUKUS планируется строительство подлодок с ядерными силовыми установками в Австралии. Она считает, что у Канберры в этой связи есть возможность проявить инициативу, чтобы не только действовать в строгом соответствии с нормами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), но и внести свой активный вклад в ядерное нераспространение.
Отвечая на запрос ТАСС, она процитировала заявление австралийского премьер-министра Скотта Моррисона о том, что его страна не стремится заполучить ядерное оружие и продолжит выполнять все обязательства по его нераспространению. «Чтобы продемонстрировать эту приверженность, Австралия могла бы согласовать с МАГАТЭ набор добровольных гарантий. Для этого есть много времени, потому что для реализации подобной программы требуются годы. Австралия также могла бы использовать эту возможность, чтобы попробовать утвердить международно признанные стандарты осуществления контроля для всего военного ядерного топлива», — сказала Льюис. По ее мнению, Канберра могла бы вести подобную работу в сотрудничестве «с другими странами, обладающими ядерными подводными лодками, и такими, как Бразилия, которые находятся в процессе разработки таких возможностей».
«Подобный шаг мог бы в итоге стать серьезным вкладом в поддержку ядерного нераспространения, сняв реальную озабоченность по поводу возрастающих рисков, которые ядерные технологии представляют для международного мира и безопасности», — заключила Льюис.
Что такое AUKUS
Австралия, Великобритания и США 16 сентября объявили о создании нового партнерства в сфере безопасности — AUKUS. В рамках соглашения Австралия, в частности, планирует с помощью американских и британских технологий построить как минимум восемь атомных подводных лодок, первые из которых поступят на вооружение в 2036 году, а также переоснастить свои вооруженные силы американскими крылатыми ракетами. Из-за этого Канберра разорвала крупнейший в своей истории оборонный контракт с Францией, где это решение уже назвали «ударом в спину». В КНР предупредили, что создание AUKUS усугубит гонку вооружений, и призвали участников альянса отказаться от «ментальности эпохи холодной войны» и «узколобых геополитических концепций».
Источник: ТАСС