Почти три года назад «Росатом» и власти Узбекистана подписали соглашение о сотрудничестве при строительстве АЭС на территории республики. Согласован и проект АЭС — она будет состоять из двух энергоблоков на базе инновационного реактора.
Третьего июля 2021 года завершилась 12-дневная инспекционная поездка группы экспертов МАГАТЭ в Узбекистан. Визит был посвящен комплексной оценке процесса развития инфраструктуры для ядерно-энергетической программы — от физической охраны будущей атомной электростанции до совершенствования нормативно-правовой базы и укрепления потенциала государственного регулирующего органа.
Встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова с Президентом Узбекистана в Ташкенте, 16 июля 2021 года
Подробный отчет проверок опубликуют позже, но общее мнение экспертов руководитель группы Милко Ковачев, начальник секции развития ядерной инфраструктуры МАГАТЭ, уже высказал: «Узбекистан добился значительного прогресса в разработке проекта АЭС и предпринял существенные шаги по совершенствованию нормативной базы и укреплению потенциала «Узатома». Работа ведется с соблюдением всех требований безопасности и принципов нераспространения ядерного оружия». Если тот же вердикт сформулировать короче, то Узбекистан готов к строительству своей первой АЭС. Соответствующая информация размещена на официальных сайтах МАГАТЭ и ООН.
На пути к подписанию контракта на строительство Узбекской АЭС
В начале сентября 2018 года «Росатом» и власти Узбекистана подписали соглашение о сотрудничестве при строительстве АЭС на территории республики. Согласован и проект АЭС — она будет состоять из двух энергоблоков на базе инновационного реактора ВВЭР-1200, относящегося к поколению III+. За прошедшее время стороны определили приоритетным местом строительства Тузкан в Джизакской области в центральной части республики. В феврале 2019 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев утвердил концепцию развития энергетики страны на 2019-2029 годы, предусматривающую, что строительство АЭС должно начаться в 2022-м, после подписания обязывающего контракта и полного решения всех вопросов, связанных с финансированием.
Если говорить только о технической и финансовой сторонах вопроса, Россия и Узбекистан вполне могли бы завершить переговоры и в более сжатые сроки, но для Узбекистана ситуация должна быть решена комплексно — в соответствии с требованиями МАГАТЭ необходимо разработать и принять национальное «атомное законодательство», регулирующий орган обязан разработать все нормативы, касающиеся строительства и норм безопасности ядерных и радиационных объектов. Вхождение в число стран, имеющих собственную атомную энергетику, — серьезный шаг, требующий соблюдения всех предусмотренных алгоритмов, «перепрыгивать через ступеньки» нельзя.
В сентябре 2019 года президент Узбекистана подписал принятый обеими палатами республиканского парламента закон об использовании атомной энергии в мирных целях. Закон закрепляет основные понятия атомной энергетики, определяет принципы использования атомной энергии, такие как законность, безопасность, приоритет охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, независимость деятельности органов государственного регулирования безопасности использования атомной энергии, открытость и гласность, добросовестность выполнения международных обязательств. Предусматриваются и объекты ее использования – ядерные установки, пункты хранения, ядерные материалы, ядерное топливо, тепловыделяющие сборки ядерных реакторов, отработавшее ядерное топливо, радиоактивные отходы. Одной из целей состоявшейся миссии МАГАТЭ было и тщательное ознакомление с этим законом и соответствующими подзаконными актами — положительная оценка в официальном отчете миссии должна дать зеленый свет подписанию обязывающего контракта Узбекистана с «Росатомом». Однако пандемия COVID-19 внесла свои коррективы — визит миссии МАГАТЭ планировался еще осенью 2020 года. Остается надеяться, что теперь, после получения одобрения со стороны главной международной организации, все пойдет динамичнее.
Единственный урановый рудник Российской империи
Торжественный старт строительства УзАЭС состоялся 19 октября 2018 года, когда в Ташкенте с государственным визитом находился президент России Владимир Путин. Принимавший участие в этом мероприятии гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев заявил следующее: «Сотрудничество Узбекистана и России в атомной сфере насчитывает более полувека, и мы гордимся тем, что Узбекистан выбрал именно российские технологии для возведения первой в стране АЭС». Удивительная фраза: испытываешь и гордость от того, что сфера влияния России расширяется за счет самых высоких технологий, и чувство недоумения по поводу того, что стаж «атомного сотрудничества» России и Узбекистана насчитывает всего 50 лет. Ведь именно в Узбекистане начинался урановый проект не современной России и даже не СССР, а Российской империи.
Глава «Росатома» Алексей Лихачев
Случилось это в далеком 1900 году, когда на заседании Петербургского минералогического общества доклад об урановой руде месторождения Туя-Муюн, годом ранее открытого в Ферганской долине предпринимателем В. А. Спечевым, представил Борис Григорьевич Карпин. После многочисленных политических изменений ХХ века Туя-Муюн сейчас находится на территории Киргизии, но на момент открытия это была территория Мархаматского района Андижанской области именно Узбекистана. Так что единственное в России и первое в СССР урановое месторождение – это часть истории именно Узбекистана. Разработка месторождения началась в 1904 году, но технологий переработки радиоактивного минерала, получившего название тюямунит, в России не было.
Ферганское товарищество перевозило руду в Санкт-Петербург, в дальнейшем планируя отправлять ее на переработку в Германию – по оценкам группы ученых под руководством Владимира Ивановича Вернадского (одним из его учеников был и Карпин, первым проведший химический анализ туямунита), из 500 тонн руды Туя-Муюна можно было получать до одного грамма радия – химического элемента, который в то время стоил в 200 раз дороже золота. Дальнейшим планам помешала Первая мировая война, но после всех войн и революций разработка месторождения была продолжена. В 1921 году Иван Башилов разработал технологию переработки тюямунита, которая была внедрена на опытном заводе в селе Бондюжском (нынешний город Менделеевск в Татарстане, где и сейчас работает Химический завод имени Карпова). Туда и доставлялась руда Туя-Муюна – на бричках, потом по Среднеазиатской железной дороге и дальше баржами по Каме.
Рассказывать о том, как разрабатывалась технология добычи тюямунита, можно бесконечно долго – достаточно напомнить, что ранее безымянная гора, где строились шахты, получила название Академическая. Месторождение не относилось к крупным – в 1954-м рудник был окончательно выработан, после чего приняли решение о его ликвидации. Факты – вещь упрямая: при всем уважении к Алексею Лихачеву приходится констатировать, что сотрудничеству России и Узбекистана в атомной отрасли больше века.
Новые города в Узбекистане
В послевоенное время огромной стране, которая вышла победителем в самой страшной войне в истории человечества, приходилось не только прилагать невероятные усилия для восстановления всего, что было разрушено, уничтожено, взорвано, украдено и вывезено европейскими захватчиками. В финансовом отношении расходы на создание и развитие советского атомного проекта были такими же, как на все четыре года Великой Отечественной войны. Но выбора не было: если бы наши ученые, конструкторы, инженеры, сотни тысяч рабочих не успели бы выковать наш ядерный щит, то США обрушили бы на наши города и промышленные центры атомные бомбы, монопольными обладателями которых они были на протяжении четырех лет. Единственный способ остановить демократию по-американски – собственное ядерное оружие, причем в таком количестве и на таких носителях, которые позволяют ответным ударом уничтожить эту «цитадель защиты прав человека». Стремление Штатов нести демократию останавливает только одно – страх уничтожения ответным ударом. Нашей стране нужно было в сжатые сроки решить проблему, которой мы практически не занимались в довоенное время, – стране были нужны новые месторождения урановой руды. Уран искали по всей территории Союза, по территориям стран Восточной Европы, и одним из новых месторождений стали находки геологов в пустыне Кызылкум в Узбекистане.
С 1954 года в Узбекистане открывали одно урановое месторождение за другим, в общей сложности их насчитывается 40, основными являются 27. На древней земле Узбекистана были построены два совершенно новых города, названия которых на обычных картах появились далеко не сразу. Имя одного города хорошо известно тем, кто постарше, – в свое время песня «Учкудук» была весьма популярна (кстати, в ее тексте дан совершенно точный перевод – «Три колодца»). Он был и остается центром уранодобывающей промышленности. Градообразующие предприятия Навои – два горно-обогатительных комбината, на одном из которых перерабатывается урановая руда, на втором – руды золотоносные. Современная оценка урановых ресурсов Узбекистана, подтвержденная МАГАТЭ, — 230 тысяч тонн, по этому показателю республика занимает третье места среди постсоветских стран (после Казахстана и России) и входит в мировую десятку.
С началом разработки месторождений Кызылкума были приложены усилия, чтобы в Узбекистане появилась и собственная научная школа. В 1956 году в составе республиканской АН был создан Институт ядерной физики, сотрудники которого вместе с научными институтами союзного Министерства среднего машиностроения приняли самое активное участие в разработке новой технологии добычи урана – подземное выщелачивание впервые было применено именно в Узбекистане, а теперь применяется в России, в Казахстане и многих других странах. И вот этот своеобразный алгоритм – уделять максимум внимания подготовке собственных квалифицированных кадров, которым предстоит работать здесь же, в Узбекистане, – нынешнее руководство республики старается не только сохранить, но и развить. 1 сентября 2019 года впервые в своей истории НИЯУ МИФИ (Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ) открыл филиал за пределами России – в поселке Улугбек Ташкентской области. Первые сто студентов этой осенью продолжат подготовку к будущей работе на Узбекской АЭС, при этом во время учебы на старших курсах они уже смогут проходить практику на строящемся объекте.
Филиалы российских вузов в Узбекистане – счет пойдет на десятки
Узбекистан пока еще не входит в число участников ЕАЭС, но это объединение больше экономическое и политическое, полномасштабное сотрудничество в нем только выстраивается. Уверенность в том, что сотрудничество России и Узбекистана будет только развиваться, вселяет растущее количество филиалов российских вузов, уже работающих в республике.
В настоящее время почти три тысячи узбекских студентов получают образование в филиалах МГУ имени Ломоносова, Российского университета физкультуры и спорта, Экономического университета имени Плеханова, Национального исследовательского технологического университета МИСиС, Химико-технологического университета имени Менделеева, Национального исследовательского университета МЭИ и Государственного университета нефти и газа имени Губкина. Девять филиалов ведущих российских вузов – это твердая гарантия того, что сотрудничество России и Узбекистана в наиболее востребованных отраслях экономики и науки будет только нарастать, тем более что в ближайшее время в Узбекистане намерены открыть филиалы еще семь российских вузов.
Новая эпоха в энергетике и расставание с «газовой иглой»
Если присмотреться к списку этих филиалов, то легко заметить, что основная их часть имеет прямое отношение к различным отраслям энергетики. Причина такого «уклона» – те темпы развития энергетики, которые Узбекистан сумел набрать за последние годы. Достаточно одного примера: на 1 января 2021 года в республике работали 48 электростанций, а к концу года их станет уже 56, и это далеко не все – на стадии реализации еще более десятка новых генерирующих объектов. Совсем недавно подписаны соглашение Узбекистана и Таджикистана о строительстве двух ГЭС на реке Зарафшан, соглашение об обмене электроэнергией с Киргизией, где государственные компании Узбекистана планируют инвестировать и строить Камбаратинскую ГЭС. А татарстанская компания «КЭР-Холдинг» готовится к реализации широкомасштабной программы модернизации котельных. Одновременно идет строительство электростанций газовых, солнечных и ветряных, в энергетику республики инвестируют компании Голландии, Турции, ОАЭ, Саудовской Аравии, России, Японии, Германии, Канады, в модернизации действующих электростанций активное участие принимают ведущие российские компании. Идет модернизация магистральных и распределительных электросетей, разворачивается программа замены труб и оборудования газораспределительных сетей.
Вряд ли будет ошибкой сказать, что темпы развития энергетических отраслей в Узбекистане выше, чем в любой постсоветской республике, включая Россию. Не так давно многие российские СМИ сообщили о том, что Узбекистан вышел из числа стран – экспортеров природного газа и нельзя исключать, что республике придется его импортировать. А вот о причинах, по которым это произошло, не сказали, а они удивительны: за последние годы в Узбекистане введены в строй сразу несколько газоперерабатывающих заводов и нефтегазохимический кластер. В минувший «ковидный» год добыча газа в Узбекистане снизилась всего на 1,7 процента, а экспорт прекратился потому, что руководство республики добивалось этого совершенно намеренно: вместо экспорта необработанного энергетического ресурса набирает объемы экспорт синтетических масел и топлива, парафиновых гранул, различных полимеров, гексена, бутена, алкилбензола и другой продукции высокого уровня переработки.
У нас на глазах, в режиме реального времени, Узбекистан расстается с «углеводородной иглой», стоимость экспорта увеличивается кратно, при этом идет модернизация нефтеперерабатывающих заводов, построенных в советские времена. Обидно, что мы в России не получаем достойного объема информации о том, что происходит в энергетике Узбекистана, – и это несмотря на то, что наши ведущие компании и банки финансируют, проектируют и строят, поставляют десятки наименований самого разного оборудования, участвуют в геологоразведке и в добычных проектах, помогают с цифровизацией и развитием автоматизированных систем управления энергетическим комплексом республики. Республики, где вот уже несколько лет ежегодный прирост производства и потребления энергии составляет около семи процентов, где стремительно развивается нефтегазохимический сектор и совместные проекты со всеми странами-соседями. Мне кажется, что наличие такой удивительно terra incognita в публикациях наших СМИ – досадная ошибка. Об опыте Узбекистана, о том, как развиваются наши с ним отношения, необходимо рассказывать как можно больше.
Источник: ГЕОЭНЕРГЕТИКА