За пять лет экспорт газа из Азербайджана в Европу вырос в три раза, преодолел границы Турции и теперь доходит до Греции и Италии. На фоне российских поставок, покрывающих 32,2% потребностей европейского рынка (по данным 2020 года), экспорт азербайджанского газа продолжает казаться незначительным. Но если в 2016 году он составлял всего 3% от российского, то в I квартале 2021 года — почти 10%.
Проблема еще в том, что поставки из Азербайджана направлены в Турцию и страны Южной Европы, а наилучшие позиции у российского газа в странах Северной и Центральной Европы. На юге среди потребителей нашего газа только два крупных — Турция и Италия. Основной маршрут экспорта из России в регион, не считая транзит через Украину — «Турецкий поток» и его европейское продолжение (две нитки по 15,75 млрд кубометров в год). Для Турции есть еще «Голубой поток» мощностью 16 млрд кубометров в год.
Схожая ситуация с Турцией. Страна потребляет 40-50 млрд кубометров газа в год. Россия готова обеспечить более 30 млрд кубометров, но в кризисный 2020 год поставила сюда 16 млрд кубометров, а за год до этого 15,5 млрд кубометров. Россия сохраняет первое место, но второе уже занимает Азербайджан, в 2020 году поставивший в Турцию 11 млрд кубометров.
Эксперты настроены более чем оптимистично в отношении перспектив российского экспорта. «Создание «Южного газового коридора» всегда рассматривалось Евросоюзом, как возможность получить новый трубопроводный природный газ альтернативный российскому», — говорит директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова. По ее мнению, реализация не самого большого проекта и провал масштабных планов Европы по получению египетского, иранского, туркменского газа, объясняется их неконкурентоспособностью по сравнению с российскими вариантами.
С точки зрения аналитика «Финам» Сергея Кауфмана, «Южный газовый коридор», конечно, ослабляет позиции «Газпрома» на таких важных рынках, как Турция, Италия и Болгария. Но мощностей этих газопроводов пока недостаточно, чтобы всерьез повлиять на общий объем экспорта «Газпрома» в Европу.
ЕС верен своему плану создания единого газового рынка, что невозможно без наличия достаточной газотранспортной инфраструктуры, считает Белова. В этом смысле не стоит расценивать строительство соединительных газопроводов, как прямое давление на экспорт газа из России. Опыт Литвы, которая, получив свой собственный приемный терминал СПГ, но в периоды высоких цен на него, увеличивает закупки газа у «Газпрома», очень показателен, подчеркнула эксперт.