Остановить СП-2 правительство Германии может только за счет изменений законов задним числом, то есть выиграть в суде дела против правительства эти частные компании смогут уверенно. И вот тогда правительству придется платить, причем много.
В конце прошлой недели канцлер Германии Ангела Меркель в очередной раз озвучила позицию федерального правительства по проекту магистрального газопровода «Северный поток – 2»: «ФРГ испытывает острую нужду в природном газе. Власти Германии поддержат строительство «Северного потока – 2″ без внимания на санкции со стороны США». Лаконично и непривычно жестко по отношению ко всем противникам российско-европейского проекта – хотя фрау канцлер назвала только одно государство, верные вассалы Штатов в Европе прекрасно понимают, что это и их касается. Остается только проанализировать, откуда такая решимость, что именно является причинами такой бескомпромиссной позиции.
«Северный поток – 2» и система его сухопутных продолжений
Для начала стоит вспомнить, что СП-2 – это не «российский» проект, как часто пишут в СМИ, а именно российско-европейский. 50 процентов финансирования обеспечили пять европейских компаний на основании соглашения, подписанного ими с «Газпромом» в марте 2017 года. 950 миллионов евро – «взносы» европейской пятерки: немецких компаний Wintershall Dea и Uniper, французской Engie, австрийского концернп OMV и англо-голландской Royal Dutch Shell. Но СП-2 – это не некая «вещь в себе». Чтобы российский газ добрался до европейских потребителей, от побережья Балтийского моря в районе немецкого Грайфсвальда тянется целая система наземных магистральных газопроводов: EUGAL, Capacity4Gas, MEGAL и MEGAL Suid, инвестиции в которые со стороны опять же европейских компаний составляют еще более десяти миллиардов евро. Поэтому все те, кто называет СП-2 российским проектом, либо не понимают, о чем говорят, либо умышленно искажают информацию.
Из перечисленных газовых магистралей три проходят по территории Германии, и компании, которые вводили их в эксплуатацию, действовали в полном соответствии с законодательством своего государства: все соответствующие разрешения получены, все согласования и общественные слушания проведены. Несмотря на то что в последние годы в ФРГ появилось множество не всегда законных мигрантов, слово Ordnung в этой стране еще не забыли и по-прежнему чтут. Призывы в адрес правительства Германии «заблокировать строительство СП-2», раздающиеся с разных сторон, – это призывы к нарушению государственного законодательства, призывы изменить законы задним числом. И вот тут огромное значение приобретает тот факт, что ни одна из компаний, вкладывавшихся в строительство СП-2, – EUGAL, MEGAL и MEGAL Suid – не использовала для этого ни одного евроцента ни из госбюджета Германии, ни из бюджетов федеральных земель, по территории которых «пробегают» все эти газовые магистрали. Все это – частные компании, все инвестиции – тоже частные.
Недостроенный СП-2 – это и его неработающие сухопутные продолжения, ставшие «мертвыми» многомиллионные, миллиардные инвестиции. Остановить СП-2 правительство Германии может только за счет изменений законов задним числом, то есть выиграть в суде дела против правительства эти частные компании смогут уверенно.
И вот тогда правительству придется платить, причем много, возвращая вложенные инвестиции, банковские проценты и упущенную выгоду – строительством МГП из «любви к искусству» никто никогда и нигде не занимался. И вот это уже будут платежи из госбюджета, то есть из карманов немецких налогоплательщиков. И тут уж чем дальше в лес, тем своя рубашка ближе к телу: противники СП-2 живут по ту сторону немецкой границы, а немецкие налогоплательщики, которым в октябре этого года предстоит прогуляться к избирательным урнам, – рядом.
Холодная весна 21-го
Но почему заявление Меркель прозвучало именно сейчас, 15 мая 2021 года? Ответ кроется в сводках торгов на крупнейшем в ЕС газовом хабе TTF: 15 мая цена тысячи кубометров природного газа с поставкой 17 мая составила 342 доллара. Это – на семь долларов выше цены середины января, когда в Европе царили аномальные морозы, и ничего подобного не было за все время, в течение которого ведется статистика Eurostat, то есть с 2021 года. Под неумолчный шум бесконечных разговоров о необходимости наращивать строительство солнечных и ветряных электростанций в каждом закоулке на территории ЕС этот же Евросоюз за время отопительного сезона 2020/2021 года поставил рекорд извлечения газа из ПХГ (подземных хранилищ) – 66,5 миллиарда кубометров. Причина – аномально низкие температуры, высокая облачность и слабые ветра.
С того момента, как в энергетическом балансе ЕС стала расти доля солнечных и ветряных электростанций, стали появляться и новые технические термины. «Черный (темный) штиль» – высокая облачность при отсутствии ветра, а вот зиму-2020/2021 характеризуют как «темный холодный штиль». СЭС и ВЭС электроэнергию не вырабатывают или вырабатывают в минимальном количестве, всевозможные панели на крышах домов бюргеров не светят и не греют, а лязгать зубами от холода в Европе, как и в любом другом месте, не любят. «Газпром», который закладывал в свой бюджет 2021 года среднюю цену продажи 170 долларов за тысячу кубометров, помочь европейцам не отказался – объем поставок газа в Европу за первые четыре месяца 2021 года по отношению к объему за тот же период 2020 года вырос сразу на 30 процентов.
В марте возникла надежда, что с началом апреля все и закончится – «Газпром» «поддал газку», температура обычно в этот период стремительно поднималась, все должно было вернуться в среднемноголетнюю норму. Но необычной оказалась и весна 2021 года – вслед за холодными январем и февралем, пришли холодные март, а за ним и апрель. В обычные годы с самого начала апреля начинался сезон закачки газа в ПХГ – его расходовалось меньше, чем импортировалось, а в апреле 2021 года такой переход произошел только в самом конце месяца, да и то заполнение ПХГ оказалось символическим – 0,1 процента от общего объема в сутки. В результате к началу мая в ПХГ на территориях Германии и Австрии газа было 26 процентов от всех активных объемов, во Франции и Бельгии менее 20 процентов и так далее.
Вашингтон – Пекин – дружба навек
Рост цен на газ оказался неизбежен еще и потому, что ожидания увеличения объемов поставок СПГ тоже не оправдались: май по показателю год к году – снижение объемов на 18 процентов, май-2021 по отношению к апрелю-2021 – снижение объемов на 16 процентов. Причина традиционная – цены на СПГ в Юго-Восточной Азии выше, чем на европейском рынке. Причина нетрадиционная – подписанное в январе 2020 года США и Китаем торговое соглашение, цель которого – снизить взаимные экспортно-импортные балансы.
Одно из обязательств, которые взял на себя Китай, – в течение следующих пяти лет ежегодный объем закупки им американских энергоресурсов должен составлять по 50 миллиардов долларов. А это – основа стабильного сбыта на базе среднесрочных контрактов вместо борьбы за конъюнктуру цен на газовых хабах Европы.
Еще одна традиционная причина – профилактические ремонтные работы, которые государственная компания Норвегии Equinor ежегодно именно в этот период проводит на своих месторождениях в Северном море. Еще один поставщик трубопроводного газа в Европу, Алжир с его госкомпанией Sonatrach, вот уже несколько лет поставляет газа ровно столько, сколько требуется по среднесрочным контрактам, все излишки предпочитая отправлять на имеющиеся у него СПГ-заводы. Магистральный газопровод TAP-TANAP, по которому через Турцию на юг Европы поступает газ Азербайджана с годовой мощностью десять миллиардов кубометров, может претендовать на звание «утешительного приза», но не более того – таких объемов слишком мало, чтобы остановить рост цен.
Киев или Варшава – кто для Берлина более ценен
«Газпром» с начала года выполняет контрактные поставки в Европу и даже немногим больше. Транзитный договор с «Оператором ГТС Украины» предусматривает поставку этим маршрутом 40 миллиардов кубометров газа в год, или 109 миллионов кубометров в сутки. ОГТСУ в феврале выставил на аукцион еще 15 миллионов кубометров транзитных мощностей в сутки на квартал – «Газпром» предложенные условия устроили.
А вот на аналогичный аукцион, который ОГТСУ проводил в апреле, «Газпром» просто не явился: всем так хотелось, чтобы условия контракта отвечали требованиям Третьего энергопакета ЕС, – вот вам отличный шанс, чтобы это было именно так. 17 мая срок использования дополнительных транзитных мощностей ГТС Украины заканчивается, и вскоре мы узнаем, будет ли «Газпром» участвовать в новом аукционе. С одной стороны – цены приличные («Газпром» в настоящее время до 80 процентов своего газа продает с привязкой к хабовым ценам). С другой – цена может и еще вырасти, так что можно подождать. Ничего личного, только бизнес, только хард-кор, только Третий энергопакет.
Новый девиз «Газпрома»
И Ангела Меркель оказалась первым крупным европейским политиком, кто смог здраво оценить сложившуюся обстановку: Брюссель и американские Табаки загнали ЕС в топливный тупик. «Газпром» может и дальше строго выполнять контрактные обязательства, и тогда ЕС может подойти к следующему отопительному сезону с полупустыми ПХГ и с астрономическими ценами на голубое топливо, при этом ни одного повода предъявлять претензии российской компании не появится. А вот ввод в эксплуатацию СП-2 однозначно «заставит» «Газпром» поставлять дополнительные объемы газа – инвестиции должны окупаться.
Хочешь зимовать в тепле и при свете – помогай «Газпрому» и его частным европейским партнерам справляться с оставшимися километрами морского трубопровода. Испытываешь фантомное желание разговаривать с Россией «с позиции силы» – готовь сани для зимних поездок за дровами. Вашингтон свое давление на СП-2 прикрывает демагогией о защите «несчастной Украины»? Так у «Газпрома» с «Оператором ГТС Украины» контракт до конца 2024 года, отказываться от него и соглашаться на многомиллионные штрафы никакого смысла нет. Значит, достроить СП-2 – добиться того, чтобы овцы были целы, а волки сыты, то есть чтобы и ПХГ в Европе к зиме полны были, и Украина платежи за транзит получала.
В этом газовом пасьянсе если кто и останется «лишним на этом празднике жизни», так только Польша. Она ведь сама в мае прошлого года отказалась подписывать с «Газпромом» новый долгосрочный контракт на поставки по МГП «Ямал – Европа» – только Третий энергопакет, только аукционы на транзитные мощности. А неявка на аукцион ни к каким штрафам не приводит. Еще раз, для закрепления. Поставки по СП-2 «Газпрому» выгодны – это позволит быстрее окупить инвестиции. Поставки через ГТС Украины «Газпрому» не сильно выгодны, зато позволяют не платить никаких штрафов. Поставки по «Ямал – Европе» «Газпрому» могут быть выгодны – при хорошем спросе и при хороших ценах. Если для подъема цен потребуется чуточку снизить объем поставок, то «Ямал – Европа» станет временно не нужен, а аукционная система позволяет временно (или постоянно – это как сложится) прекратить использование этого МГП, причем совершенно бесплатно, то есть без штрафов.
Боливар и Берлиоз
Понимает ли всю эту нехитрую логику Ангела Меркель? Безусловно. Нравится ли ей то, что может пострадать Польша? Да сколько угодно: Вашингтон, если заставить себя верить в его риторику, интересует только украинский транзит, потому его сохранение – отличный ответ, вот просто на радость преподавателю демагогии. Киев в транзитной схеме останется, ПХГ в Германии за счет ввода СП-2 будут в полном порядке. То, что в случае холодной зимы-2021/2022 Польша недосчитается денег за транзит и/или будет мерзнуть, – пустяки, она ведь уже столько лет добивается независимости от российского газа, пусть и у нее мечта сбудется.
Вашингтону будет хорошо – Украина при работе и заработках. Варшаве будет хорошо – она избавится от российского газа. А у Германии будут полные ПХГ, и это тоже хорошо, как бывает хорошо победителю в детской игре «Чур, я в домике». У тех, кто не в домике, – у тех по-разному, но таковы, извините, правила игры. Не нравится аналогия с играми дошкольников? Ну, повторите сакраментальное «Боливар не вынесет двоих» – эту формулу «счастья» никто не отменял. Лет сто назад Аннушка проливала масло, а в мае 2021 года в Балтийском море «Фортуна» выполнила монтаж перехода труб СП-2 через трубы СП-1 – жизнь не стоит на месте. Кто в этот раз будет Берлиозом – увидим.
Источник: lt.sputniknews.ru