Проект газопровода «Северный поток — 2» уже давно стал неприятным раздражителем в отношениях между США и Германией, которые никак не могут достичь согласия по этому вопросу. Не удалось им сделать это и во время встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран Энтони Блинкена и Хайко Мааса, состоявшейся в начале текущей недели в Лондоне. Официально было объявлено, что стороны остались на прежних позициях. Это означает, что Берлин хотел бы завершить прокладку магистрали по дну Балтийского моря, чтобы получать газ из России по выгодным ценам, а Вашингтон намерен помешать этому строительству и угрожает всем его участникам экономическими санкциями.
Как сообщила пресс-служба Госдепартамента, в ходе лондонской встречи «госсекретарь заявил, что администрация США выступает решительно против газопровода «Северный поток — 2». Маас отметил, что они с Блинкеном еще раз изложили друг другу «уже известные позиции» и «нового ничего нет». Глава МИД ФРГ также добавил, что на встрече «было выражено согласие осуществлять конкретную политику, цель которой — не рыть новые ямы [в отношениях] и не начинать новый конфликт между Востоком и Западом».
Таким образом, правительство Германии еще раз напомнило, что ему не хотелось бы, чтобы этот энергетический проект использовался для оказания давления на Россию, хотя ее поведение и кажется на Западе неприемлемым. Еще большее возмущение в Берлине, да и в Брюсселе вызывает тот факт, что от американских санкций против «Северного потока — 2» могут пострадать не только российские, но и европейские компании. Администрация Джо Байдена тоже не заинтересованы в дальнейшем обострении отношений с европейскими союзниками, которые считает для себя приоритетными, и вынуждена как-то искать выход из непростой ситуации. Поддержка ЕС нужна Соединенным Штатам для решения многих проблем, главной из которых является долгосрочное соперничество с Китаем.
Взгляд из Вашингтона
Байден сам загнал себя в тупик, когда заявил, что выступает против «Северного потока — 2». Возможно, сказалось политическое наследие его предшественников — от Билла Клинтона до Дональда Трампа, которые пытались ограничить влияние Москвы, мешая сооружению трубопроводов для поставок российской нефти и газа в Европу. Раньше это делалось под предлогом заботы об энергетической безопасности союзников и партнеров, включая ЕС. Сейчас в Вашингтоне не скрывают, что цель этих шагов — наказать Россию и заставить ее «изменить свое поведение».
Санкции против «Северного потока — 2» уже были включены в американское законодательство в качестве поправок к бюджетам Пентагона на 2020 и 2021 финансовые годы, которые подписывал еще Трамп. Карательные меры были применены к российскому трубоукладочному судну «Фортуна» и его владельцу, а несколько иностранных компаний отказались от участия в проекте, опасаясь последствий.
Сейчас, по сведениям газеты «Уолл-стрит джорнэл», «администрация Байдена подготовила пакет санкций, предусматривающий самые активные шаги для того, чтобы уничтожить этот проект». В их числе — меры против учрежденной «Газпромом» и зарегистрированной в Швейцарии проектной компании Nord Stream 2 AG и ее руководства, в том числе исполнительного директора Маттиаса Варнига. Однако, как стало известно газете от сотрудников Госдепартамента, администрация Байдена «все еще изучает эти санкции» и пока «не приняла решения об их применении». Причина такой нерешительности все та же — нежелание обострять отношения с Германией, самым мощным игроком в составе ЕС.
Тем временем давление на Байдена усиливается, и исходит оно не только от республиканской оппозиции в Конгрессе, но и от законодателей Демократической партии. Возможно, санкции против «Северного потока — 2» сейчас единственный вопрос, не вызывающий между ними каких-либо разногласий. В последние месяцы с призывами расширить карательные меры против участников этого проекта к Белому дому публично обращались многие сенаторы и конгрессмены из обеих партий. В их числе были такие демократы, как председатель сенатского комитета по иностранным делам Роберт Менендес (от штата Нью-Джерси) и члены этого комитета Крис Кунс (от штата Делавэр) и Джин Шахин (от штата Нью-Гэмпшир).
А в конце апреля этот комитет единогласно поддержал законопроект, разработанный республиканцем Тедом Крузом (от штата Техас). Он предусматривает введение санкций против двух десятков компаний и морских судов из России, Германии, Австрии, Польши, занятых в строительстве газопровода через Балтику. Документ пользуется двухпартийной поддержкой, и в аппарате Конгресса считают, что шансы на его принятие высоки. В соответствии с ним Байдену придется в течение 15 дней либо ввести санкции против этих юридических лиц, либо сделать для кого-то из них исключение из соображений национальной безопасности.
Кроме того, к середине мая Госдепартамент должен будет представить на Капитолийский холм отчет о том, как до сих пор использовались санкции против «Северного потока — 2», предусмотренные американским законодательством.
Взгляд из Берлина
В Германии, где осенью состоятся парламентские выборы, нет полного единства по вопросу о «Северном потоке — 2», который готов уже более чем на 95%. Правительство выступает за завершение этого проекта стоимостью 9,5 млрд евро, считая, что он выгоден с экономической точки зрения и играет роль важного связующего звена с Москвой.
«Я против того, чтобы разрушать этот мост с Россией», — заявил недавно в Бундестаге Маас.
По его мнению, прекращение строительства под угрозой американских санкций приведет лишь к экономической изоляции России и ее сближению с Китаем.
В федеральной земле Мекленбург — Передняя Померания, где находится береговая инфраструктура газопровода, создан специальный фонд, который возьмет на себя риски американских санкций и выведет из-под возможного удара другие фирмы. Деловые круги ФРГ также выступают в поддержку проекта. «Северный поток — 2» снизит цену на газ в Европе и повысит энергетическую безопасность континента. Нам нужны большие объемы газа, поскольку поставки из Северного моря в ближайшие несколько лет будут сокращаться», — убежден руководитель Восточного комитета германской экономики Махаэль Хармс.
Профессор Университета Дуйсбурга — Эссена экономист Густав Хорн, считающийся важной фигурой в Социал-демократической партии Германии, напоминает, что увеличение поставок российского газа необходимо также в связи с намерением Германии отказаться от использования атомной энергии.
«Мы должны сохранить эту сделку с Россией», — цитирует его американский портал деловых новостей Marketplace.
В числе противников «Северного потока — 2» — партия «зеленых», которая на этой неделе опередила по популярности среди избирателей консервативный блок ХДС/ХСС, входящий в правящую коалицию. И не исключено, что в случае победы на сентябрьских выборах она постарается заблокировать проект. Тем более, что и в других партиях на этот счет высказываются разные мнения.
Взгляд со стороны
Чтобы узнать, изменится ли позиция правительства ФРГ, придется как минимум дождаться итогов парламентских выборов и назначения нового федерального канцлера вместо Ангелы Меркель. А пока Вашингтону придется либо взять паузу, либо думать о компромиссах со своим главным европейским союзником.
«Санкции против „Северного потока — 2“ регулируются американскими законами, — напомнил на страницах еженедельника „Дифенс ньюс“ директор программы российских исследований в вашингтонском Фонде Карнеги Юджин Румер. — Но законы позволяют делать исключение. Выработка условий о таких исключениях на переговорах с Берлином позволит найти выход из возникшего тупика».
Румер считает, что «санкции против „Северного потока — 2“ нанесут ущерб самим Соединенным Штатам».
«Они не причинят большого вреда ключевому американскому союзнику в Европе, но наверняка будут восприняты им как оскорбление», — отметил эксперт.
Сотрудник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Никос Тсафос также полагает, что администрация Байдена постарается найти компромисс со своими европейскими союзниками. «Соединенные Штаты не хотят идти на крайности ради остановки этого проекта, — сказал он в интервью „Дойче велле“. — Думаю, что они всегда старались не пересекать определенную черту, чтобы не поставить под угрозу отношения с Европой».
По состоянию на начало апреля оставалось проложить примерно 120 км труб по дну Балтийского моря, и Москва выражала уверенность, что проект будет завершен. Однако это еще не означает, что даже в случае окончания строительства газопровод сможет спокойно функционировать, не опасаясь американских санкций. Они могут помешать его сертификации и страхованию и, как отмечают специалисты Marketplace, «вполне возможно, что западным компаниям придется воздержаться от его использования из опасения быть исключенными из мировой платежной системы, доминирующую роль в которой играют США».
Дальнейшие шаги администрации Байдена в отношении «Северного потока — 2» будут зависеть от многих факторов, в том числе действий Конгресса, переговоров с Берлином, выборов в Германии. Можно предположить, что на них повлияют и отношения между Россией и США, а точнее встреча президентов двух стран Владимира Путина и Джо Байдена. Ожидается, что она состоится в середине июня в одной из европейских столиц. И даже если «Северный поток — 2» там не будет затронут напрямую, держать его в уме участникам саммита точно придется.
Обозреватель ТАСС Иван Лебедев