Дайджест Геоэнергетики / 10.03.2020

Дайджест Геоэнергетики / 10.03.2020

Иран: более 555 тыс. т. угольного концентрата за 10 минувших месяцев Хиджры

Тегеран, 1 марта /Iran Daily/

За десять минувших месяцев (с 21 марта 2019 по 20 января 2020) по иранскому солнечному календарю Хиджры, три крупнейшие угольно-добывающие компании страны добыли суммарно более 555,000 тонн угольного концентрата.

Из общего объема добычи 473,957 тонн приходится на горнорудное предприятие Tabas Parvadeh Coal Company, а 81,331 тонн – на Central Alborz Coal Company, отмечается в статистическом отчете, опубликованном Иранской организацией по развитию и реновации горнодобывающей промышленности (IMIDRO).

Благодаря запасам залежей в угольных разрезах страны, оцениваемых приблизительно в 1,15 млрд. тонн, добычной потенциал Ирана может ежегодно достигать трех млн. тонн угольного концентрата, подчеркивается в отчете.

Как заявил минувшей осенью министр промышленности, горной добычи и торговли Реза Рахмани (Reza Rahmani), Иран принимает все необходимые меры, чтобы экспортные поставки полезных ископаемых принесли в бюджет к концу текущего года (по иранскому календарю) более 21 млрд. долл. США.

Комментарий Бориса Марцинкевича (глав. ред. Геоэнергетика.ru):

Двойной перевод редко приводит к хорошим результатам. Coal concentrate – термин, используемый по отношению как к энергетическим маркам угля, так и к углю коксующемуся. Если в сообщении речь идет о коксующемся угле как сырье для металлургической промышленности, то необходимо оценить, как это сочетается с данными по выпуску в Иране стали. Эти данные есть, разве что не за год Хиджры, а за более нам привычный отрезок времени – по итогам 2019 года. Данные впечатляют: при среднемировом росте выпуска стали в 3,5%, Иран сумел нарастить производство с 24 млн тонн в 2018 году до 31,9 млн тонн по итогам 2019 года, то есть почти на 30%. Но для выпуска такого количества стали 555 тысяч тонн коксующегося угля не достаточно, поэтому приходится делать вывод о том, что сообщение касается концентрата угля энергетических марок. Косвенно это подтверждает и то, что в конце заметки речь заходит об экспорте полезных ископаемых – энергетические угли на экспортном рынке увереннее находят сбыт именно в виде концентрата.

Дело в том, что на мировом рынке уголь, не соответствующий определенным параметрам, просто невозможно реализовать. В результате обогащение становится способом превращения его в продукт, который можно продать и получить за него больше денег. Компания, имеющая свое обогатительное производство, становится менее зависимой от перепадов конъюнктуры рынка. На современном этапе обогащение энергетических углей сводится к снижению зольности и через это повышению калорийности, и в таком случае это означает, что Tabas Parvadesh Coal Company и Central Alborz Coal Company проводят серьезную работу, оснащая свои шахты и разрезы сортировочными и дробильно-сортировочными комплексами, тем самым обеспечивая создание дополнительных рабочих мест. Это дает надежду на то, что угольная отрасль Ирана справится с заданиями Шестой пятилетки развития, начавшейся в марте 2017 года.

Румынская угольно-энергетическая группа планирует создание парков солнечных энергоустановок мощностью 310 МВт

Бухарест, 5 марта /Инфолента RomaniaInsider/

В Румынии местная угольно-энергетическая группа CE Oltenia намерена претворить в жизнь планы по реструктуризации и отходу от угольной энергетики, в том числе, с помощью 4 парков солнечных энергоустановок, которые разместят на загрязненных территориях, таких как, например, действующие площадки под хранение угольных шламов и шлаков, полученных с ТЭС, а также на шламовом хвостохранилище – месте для сброса угольных отходов после разработки месторождений.

В настоящее время данный проект находится на рассмотрении экспертов группы, которые проведут и ТЭО проекта. Совокупная мощность этих парков в пике графика нагрузки составит 310 МВт, а площадь расположения будет простираться до 600 га.

По словам экспертов группы, средний показатель годового норматива по загрузке мощностей должен достигать минимум 15%, а продолжительность эксплуатационного срока должна достигать минимум 20 лет при том, что максимальное снижение производительности не должно будет превысить 20% на момент окончания данного срока.

В руководстве энергетической группы надеются профинансировать данный проект в соответствии с планом Еврокомиссии по отказу от угольной генерации в электроэнергетике. В соответствии с планом реструктуризации, CE Oltenia, вторая по величине государственная компания-производитель электроэнергии в Румынии, планирует закрыть все свои электростанции на угле и угольные разрезы, используя взамен электростанции на природном газе и ВИЭ.

Комментарий Бориса Марцинкевича (глав. ред. Геоэнергетика.ru):

Достаточно внимательнее присмотреться к цифрам, имеющимся в данном сообщении, чтобы оценить этот проект более объективно. Сложно сочиненная фраза «средний показатель годового норматива по загрузке мощностей» — это куда как боле привычный КИУМ, коэффициент использования установленной мощности или, другими словами, сколько часов из ста возможных солнечные панели данного проекта будут вырабатывать электроэнергию. В сообщении говорится о предполагаемом КИУМ в 15% — видимо, условия инсоляции в регионе, где располагаются ТЭС, более высоких показателей не обеспечивают. Для того, чтобы понять, сколько именно электроэнергии будут вырабатывать солнечные панели, остается нажать несколько кнопок на калькуляторе, чтобы умножить запроектированные 310 МВт установленной мощности на 15% — получим 46,5 МВт. КПД солнечных панелей самого современного поколения вырос до 22%, то есть с 600 гектаров, которые займут эти панели, будет вырабатываться 10,23 МВт*часов электроэнергии, при этом, как следует из приведенного описания, этот объем будет ежегодно уменьшаться на 1%.

Для дальнейших расчетов «забудем» про этот 1%, нам вполне достаточно того, что с 600 гектаров площади энергосистема Румынии за год будет получать 3,7 ГВт*часов электроэнергии. В 2019 году общий объем выработки электроэнергии в Румынии составил 59,3 ТВт*часов, из которых на долю угольных электростанций пришлось 25% или 14,8 ТВт*часов или, в гигаваттах, 14 800ГВт*часов. Для того, чтобы заместить этот объем выработки за счет солнечных панелей, потребуется 4 000 солнечных электростанций с такими же показателями, которые указаны в обсуждаемом сообщении. Площадь, необходимая для этих СЭС, составит 2,4 млн гектаров или 24 тысячи квадратных километров. Нам остается напомнить, что площадь государства Румынии составляет 240 тысяч квадратных километров и пожелать румынским поклонникам ВИЭ дальнейших успехов в их творческой работе.

В 2019 году экспорт сырой нефти из США вырос на 45%

Вашингтон, 5 марта /Инфолента RigZone/

Как сообщили недавно в Управлении по информации в области энергетики при Министерстве энергетики США, по результатам прошлого года средние показатели экспорта сырой нефти из США составили 2,98 млн. барр./сутки, что означает рост в 930,000 барр./сутки или 45% по сравнению с 2018 г.

По словам представителей Управления, такой рост обусловлен увеличением объемов добычи, развитием внутренней нефтяной инфраструктуры и увеличением глобального спроса на легкие и малосернистые марки сырой нефти.

В Управлении подчеркнули, что за минувший год расширился и перечень стран-покупателей американской сырой нефти с 41 до 44. БОльшая часть экспорта в 2019 г. из США пришлась на Канаду – 15,4%, на втором месте Южная Корея – 14,3% и на третьем Нидерланды – 9,4%.

Китай, который в 2018 году был на третьей позиции среди стран-покупателей американской нефти, занял в прошлом году лишь седьмое место. Как подчеркнули представители Управления, переговоры по урегулированию споров в сфере торговли между США и Китаем и неблагоприятный ценовой климат привели к тому, что Китай начал снижать импорт сырой нефти из США с лета 2018 года и продолжил тенденцию в течение прошлого года.

Комментарий Бориса Марцинкевича (глав. ред. Геоэнергетика.ru):

Данные предоставлены Управлением по информации министерства энергетики США, поэтому их можно и нужно считать объективными. Отбросим в сторону данные по направлениям экспорта, сосредоточимся ровно на одном показателе – США в течение 2019 сумели обеспечить рост экспорта нефти на 933 тысячи баррелей в сутки. Напоминаем, что по условиям соглашения ОПЕК+, которое было согласовано в декабре 2018 года, объем сокращения добычи странами, его подписавшими, составлял 1,2 млн баррелей в сутки. Условия соглашения ОПЕК+ были выполнены полностью, то есть в течение 2019 года страны ОПЕК+ добывали и экспортировали на 1,2 млн баррелей нефти в сутки меньше, то есть рост экспорта нефти из США в 0,933 млн баррелей в сутки стал возможным только в связи с тем, что для этой нефти освободили рынок.

В декабре 2019 года были подписаны новые условия соглашения в рамках «сделки ОПЕК+» — участники сделки решили снизить добычу или, другими словами, убрать с рынка уже 1,7 млн баррелей нефти в сутки. Это означало, что свободная ниша для роста экспорта нефти из США была дополнительно увеличена на объем, сосчитать который не сложно – «неиспользованные» в 2019 году 0,267 млн баррелей в утки и 0,5 млн баррелей в сутки по новым условиям сделки ОПЕК+. ОПЕК+ «пригласила» сланцевый сектор США к продолжению роста объемов добычи, любезно освободив рынок для американского экспорта в объеме 767 тысяч баррелей в сутки – добровольно и с песнями на разных языках.  6 марта 2020 года Саудовская Аравия выступила с предложением в рамках ОПЕК+ снять с рынка еще 1,5 млн баррелей в сутки. Продолжать раздачу сегментов рынка в пользу США, сокращать добычу для обеспечения уровня цен, комфортного для сланцевых методов добычи, министр энергетики России после дополнительной консультации с руководством страны отказался. Россия сделала логически обоснованный выбор, нам остается внимательно наблюдать за следствиями, к которым это решение приведет.

Железнодорожные перевозки угля в Польше переориентируют в пользу транспортировки контейнеров

Варшава, 28 февраля /Инфолента RailFreight/

Польша сокращает долю потребления угля в своем народном хозяйстве, а это напрямую затрагивает грузовой железнодорожный транспорт страны. В результате компании-перевозчики переориентируют свою деятельность в пользу транспортировки контейнеров. Такой переход вынуждает их инвестировать в обновление подвижного состава и внедрение инноваций.

В настоящее время, как заявили в руководстве крупнейшей грузовой железнодорожной компании PKP Cargo, национальная экономика отказывается от использования угля, что является положительным в плане снижения вредных выбросов в атмосферу.

Для сравнения: если по результатам 1989 г. по железным дорогам Польши было перевезено более 200 млн. т. угля, то к 2010 г. эти объемы упали приблизительно до 105 млн. т. А в 2018 г. товарные составы перевезли 98 млн. т.

В то же время, темпы роста комбинированных перевозок с использованием различных видов транспорта, т.н. интермодальные перевозки, выражаются двузначными цифрами, и экономика все больше опирается на контейнерные перевозки, что не может не сказаться на деятельности PKP Cargo.

С учетом данной тенденции, специалисты компании, начиная с 2018 г., занимаются развитием мультимодальных перевозок, в том числе, активно инвестируя в разработку и производство мультисистемных локомотивов и вагоны-платформы.

В то же время компания стремится перейти на более низкое энергопотребление. С этой целью на локомотивы PKP Cargo устанавливают приборы учета электроэнергии. В планах компании – оборудовать этими приборами весь парк железнодорожных машин. Учет электроэнергии является важным инструментом в достижении низких показателей потребления, и польские железнодорожники в ближайшие 10 лет планируют сократить использование электроэнергии на 1,2 млрд. киловатт-часов.

Комментарий Бориса Марцинкевича (глав. ред. Геоэнергетика.ru):

С учетом того, что 80% электроэнергии в Польше все так же вырабатывают угольные электростанции, означает это ровно одно – по железным дорогам Польши будут продолжать катать старые вагоны в ожидании времени их полного списания. Напомним, что по итогам 2019 года железнодорожное машиностроение России установило новый рекорд по выпуску грузовых вагонов – их выпуск составил 79,6 тысяч штук. Аналитики прогнозируют, что у отрасли имеется серьезный экспортный потенциал, поэтому тактика PKP Cargo не может не обнадеживать российские вагоностроительные заводы.

В Испании снизился импорт трубопроводного газа и спрос на электроэнергию от парогазовых установок на фоне роста производства ветрогенерации

Лондон, 4 марта /Инфолента S&P GP/

В Испании в текущем месяце резко упал импорт трубопроводного природного газа, а также спрос на электроэнергию от парогазовых установок на фоне удвоения объемов производства энергии с помощью ветра, говорится в анализе, опубликованном информационным агентством Platts.

Уже в текущем месяце поставки трубопроводного газа из Алжира снизились в среднем до 15,3 млн. куб. м./сутки, что на 22% ниже прошлогодних показателей. Более того, объемы импорта в марте проигрывают показателям за февраль, которые в свою очередь явились рекордно низкими за последние семь лет. В конце 2019 г. объемы трубопроводного природного газа, импортируемого с африканского континента, немного превышали 45 млн. куб. м./сутки.

По состоянию на текущий месяц, производство электроэнергии от ветряных генераторов составило в среднем 328 ГВт/сутки, т.е. увеличение вдвое как в годовом, так и в месячном выражении. Снижение и без того аномально низких запасов СПГ, зафиксированных ранее в резервуарах страны, явилось еще одной причиной роста производства электрогенерации, заявили источники на испанском энергетическом рынке.

Общие запасы СПГ на всех предприятиях страны преодолели отметку в 40% в начале текущего месяца, хотя в конце февраля этот показатель опускался ниже 31%, что явилось рекордно низким уровнем за минувшие два года, отметили в информационном агентстве. Однако несмотря на текущее пополнение резервуарных хранилищ, общий уровень запасов, в годовом выражении, остается ниже среднего показателя на 10%.

Вместе с тем, отмечают источники на газовом рынке Испании, сложившаяся ситуация имеет временный характер, и спрос на природный газ вновь начнет расти с замедлением роста производства электроэнергии от ветряных генераторов. Тогда и возникнет необходимость в трубопроводном газе из Алжира, импорте электроэнергии из Франции и поставках СПГ, т.е. сгодятся все источники.

Комментарий Бориса Марцинкевича (глав. ред. Геоэнергетика.ru):

В 2019 году французский аналитик Сильвестр Юэ (Sylvestre Huet), используя данные Ассоциации операторов энергетических систем Европы ENTSO-E по итогам 2018 года, создал график, который наглядно показывает, во что обходится киловатт*час, измеренный в граммах углекислого газа, который образуется при генерации этого количества электроэнергии. По вертикали – именно этот показатель, по горизонтали – годовой объем генерации по всем десяти странам.  Чем ниже на графике находятся данные по той или иной стране, тем меньше углекислого газа образуется при генерации электроэнергии, тем более «зеленой» является страна с точки зрения постулатов Парижского соглашения по климату.

Здесь использованы следующие обозначения европейских государств: BE – Бельгия, DE – Германия, ES – Испания, FR – Франция, GB – Англия, IT – Италия, NO – Норвегия, PL – Польша, PT -Португалия, SE – Швеция.

Испания отмечена зеленым цветом, который позволяет видеть совершенно четкую тенденцию: как только в этой стране растет спрос на электроэнергию (а, следовательно, и объем ее производства), растет и количество выбросов углекислого газа. Снижается спрос – Испании хватает работы ветряных и солнечных электростанций, повышается спрос – включаются на полную мощность газовые электростанции. При этом стоит помнить, что максимальный спрос на энергию в Испании приходится не на зимние, а на летние месяцы, когда на максимальной мощности работаю кондиционеры в жилых, общественных и производственных зданиях. Вот данные по балансу производства электроэнергии в Испании за июнь 2019 года: ТЭС комбинированного типа – 26,6%; АЭС – 23,7%; ветропарки – 16,1%; солнечные электростанции – 18,5%; уголь – 2,5%; ГЭС – 1%; когенерация – 11,6%. Итоговый вывод очевиден – попытки анализа состояние энергосистемы, опираясь на данные одного календарного месяца, не имеют никакого смысла.

JBIC продолжит финансировать зарубежные проекты по развитию угольной электрогенерации

Токио, 28 февраля /Инфолента AsianReview/

Несмотря на растущее в мире противодействие электростанциям, работающим на угле, государственный финансовый институт Страны восходящего солнца, Японский банк международного сотрудничества (JBIC), планирует и впредь финансировать развитие подобных проектов за рубежом, выступая против тенденций по выводу инвестиций, обретающих все большую популярность среди частных кредитно-финансовых организаций.

По мнению Старшего управляющего директора банка Тадаси Маэда (Tadashi Maeda), отказ от финансирования подобных проектов является неприемлемым решением.

Если Япония не обеспечит финансовую поддержку подобным проектам, то это сделает какое-нибудь другое государство, подчеркнул глава ведомства. Во многих странах с переходной экономикой внутренние энергосети все ещё слабо развиты, пояснил он.

Многие кредитно-финансовые учреждения в развитых экономических державах отказываются от инвестиций в угольную электрогенерацию из-за фактических выбросов в атмосферу. Как заявил министр экологии Синдзиро Коидзуми (Shinjiro Koizumi), Япония рассмотрит ужесточение правил, касающихся оказания содействия в экспорте угольных электростанций.

Похоже, эта тенденция мало повлияла на Тадаси Маэда. Утверждая, что долг Японии – содействовать распространению новых более передовых технологий с низким воздействием на экологию, директор JBIC дал понять, что банк продолжит оказание финансовой поддержки тем профильным энергетическим предприятиям за рубежом, которые внедрили новейшие технологии.

Комментарий Бориса Марцинкевича (глав. ред. Геоэнергетика.ru):

В отличие от европейских банков, JBIC демонстрирует не политизированный, а адекватный для финансово-кредитного учреждения стиль работы, опирающийся на реальные данные о ситуации, складывающейся в мировом энергетическом секторе. По данным департамента статистики ООН, в настоящее время около 1 млрд человек в мире вообще не имеют доступа к электроэнергии, для еще около 700 млн человек этот доступ возможен с существенными трудностями. Рассчитывать на то, что развивающиеся страны Азии и Африки будут решать эту проблему исключительно за счет электростанций на возобновляемых могут только те государства, которые отказывают этим странам в праве на их развитие. Прерывистая альтернативная генерация на солнечных и ветряных электростанциях не дает возможности создания объединенных энергосистем, без существования которых невозможно развитие энергоемкой промышленности – металлургии, химического производства.

Уголь – самый «демократичный» из всех существующих на планете энергоресурсов, поскольку его месторождения распределены по материкам и странам значительно равномернее, чем месторождения нефти и природного газа. Следовательно, самый доступный тип электростанций для развивающихся стран – именно уголь, спрос на их строительство будет устойчиво расти. Расчет Тадаси Маэда логически обоснован, особенно если принять во внимание тот факт, что ставка рефинансирования в Японии уже несколько лет имеет отрицательные значения – это означает, что в самой Японии возник дефицит на маржинальные коммерческие проекты.

Петер Сийярто: Венгрия подтверждает интерес к проекту по строительству СПГ терминала в Хорватии

Загреб, 5 марта /Инфолента TCN/

На днях министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сийярто (Peter Szijjarto) заявил о желании Венгрии принять участие в проекте по строительству СПГ терминала на хорватском острове Крк в северной Адриатике. Глава венгерского ведомства выразил надежду на инициативу Хорватии к скорому созыву рабочей группы министром охраны окружающей среды и энергетики Томиславом Чоричем (Tomislav Ćorić) для обсуждения данного вопроса .

В Венгрии рассматривают появление СПГ терминала на острове Крк, как отличную перспективу для Венгрии и Хорватии, а также для всего региона в целом. Об этом глава венгерского ведомства заявил сразу после подписания протокола о намерениях с хорватским министром морских дел, транспорта и инфраструктуры Хорватии Олегом Бутковичем (Oleg Butković) в сфере экономического развития и транспортных связей на приграничных территориях двух стран.

По словам министра Сийярто, Венгрия вышла к Хорватии с предложением, которое содержит следующие три пункта: соединить и объединить газотранспортные системы двух стран, что позволит избежать таможенных тарифов при транспортировке газа через границы двух стран и таким образом удешевит стоимость сырья; затем провести совместные переговоры с третьими сторонами по обеспечению поставок природного газа на терминал, речь прежде всего войдет о Египте, Катаре, Австралии и США; и наконец, рассмотреть долевое участие Венгрии, которая уже выразила свою готовность сотрудничать в данном проекте — хорватской стороне необходимо принять решение о размере такого участия со стороны Венгрии в проекте, реализация которого будет проходить на территории Хорватии.

Проект строительства плавучего СПГ терминала оценивается в €234 млн. Еврокомиссия предоставила €101.4 млн. на условиях включения данного проекта в перечень т.н. проектов общего интереса (Projects of Common Interest). В то же время, Венгрия, еще в 2018 г., вышла с предложением приобрести 25% долю собственного участия в данном проекте.

В начале 2018 г. власти Хорватии приняли решение выделить на реализацию проекта €100 млн, в частности, €50 млн. в 2019 и еще €50 млн. в 2020. Оставшуюся сумму в €32.6 млн. должны будут предоставить учредители компании LNG Croatia company, занимающейся реализацией проекта – электросбытовая компания HEP и газоснабжающее предприятие Plinacro.

Комментарий Бориса Марцинкевича (глав. ред. Геоэнергетика.ru):

Если кто-то попытается составить список энергетических проектов на территории Европы, в которых Венгрия НЕ желает участвовать, то это будет самая простая работа – ее результатом будет чистый лист бумаги. Венгрия является сторонницей «Турецкого потока», Северного потока-2, проекта строительства АЭС «Пакш-2», магистрального газопровода TAP-TANAP, по которому газ из Азербайджана через Турцию пойдет в Италию, Венгрия приветствует строительство магистрального газопровода East-Med, по которому в Европу теоретически может прийти газ с шельфа Средиземного моря, Венгрия на деньги из бюджета ЕС с удовольствием строит электростанции ветряные и солнечные, Венгрия наращивает объемы подземных хранилищ газа на своей территории – вот этот список можно продолжать и продолжать. Крк — так Крк, СПГ – так СПГ. Абсолютный, образцово-меркантильный подход к делу – Венгрия готова участвовать во всех проектах, которые могут принести ей прибыль. Регазификационный терминал в комплекте с объединением газовых систем Венгрии и Хорватии и обоюдным снятием пошлин – привлекательный проект.

Однако напомним о парочке-троечке существенных моментов: Еврокомиссия требует, чтобы любые новые газопроводы изначально проектировались и строились как интерконнекторы (такие газопроводы могут обеспечивать прокачку газа в обоих направлениях), через территории Венгрии пройдет магистраль, продолжающая «Турецкий поток», Венгрия имеет границу с Австрией, на территории которой находится конечный пункт продолжений «Северного потока-2». Так что куда именно и какой газ будет перемещаться между Хорватией и Венгрией – не самый простой вопрос. То ли СПГ из Хорватии в Венгрию, то ли трубопроводный газ из Венгрии в Хорватию. Проектная мощность регазификационного терминала на острове КРК должна составить 2,6 млрд кубометров газа в год, желающие имеют полное право именовать его «мощнейшим конкурентом Газпрома».

 

Подготовлено по материалам, предоставленным Сергеем Вартумяном