В США растет занятость в нефтегазовой промышленности
США, 30 января /Инфолента RZ
В минувшем году американская нефтегазовая промышленность предоставила квалифицированным специалистам 895,629 рабочих мест, говорится в недавнем отчете, опубликованном Техасской независимой ассоциацией нефтедобытчиков и собственников участков недр (TIPRO), которая является одним из крупнейших отраслевых объединений США, основанном в 1946 г.
По сравнению с 2018 г., подчеркивают авторы отчета, это количество выросло на 8,453 рабочих мест, а сам 2019 г. стал для нефтегазовой промышленности рекордным по росту занятости — 5,550 рабочих мест. Национальными лидерами по росту занятости нефтегазовых работников стали штаты Нью-Мексико (758 мест) и Сев. Дакота (529 мест).
Говоря о секторах нефтегазовой промышленности, наибольший рост занятости в минувшем году по сравнению с 2018 г. наблюдался среди сотрудников, занятых во вспомогательных видах работ – 6,284 места, затем среди занятых в производстве нефтепромыслового оборудования и механизмов – 1,056 мест и, наконец, среди буровиков нефтегазовых промыслов – 704 места.
Своего пика занятость в нефтегазовой промышленности страны достигла в 2014 году – 1,054,152 рабочих места, за которым последовал суммарный спад числа рабочих мест соответственно в 2015 и 2016 гг. Однако, начиная с 2016 г., спад нефтегазовой занятости прекратился, и она продолжает расти третий год подряд, отмечают авторы отчета TIPRO.
Удивительно, но факт – возможность сравнить эти данные с ситуацией, сложившейся в России, возможности просто нет. Министерство энергетики, в ведении которого находится нефтегазовая отрасль, публикует самые подробные сведения об объемах добычи, разработке новых месторождений, строительстве трубопроводов, представляет анализы и составляет прогнозы развития отрасли, но вопросы занятости в ней данное ведомство не интересуют. Министерство труда и развития изучает общее количество работающих и безработных, динамику изменения того и другого, Росстат интересует многое, но не число занятых по отраслям. Периодически подобный анализ пытается делать Совет по профессиональным квалификациям в нефтегазовом комплексе – постоянно действующий коллегиальный орган, созданный по общественной инициативе общественных организаций и предприятий нефтегазового комплекса, в списке основных задач которого под номером 1 как раз числится «Проведение мониторинга рынка труда». В мониторинге по итогам января – августа 2019 года, опубликованным этим Советом, среднесписочная численность работников обозначена как 554 777 человек. При этом численный состав Общероссийского профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства по итогам 2018 года – 1 235 869 человек, и это с учетом того, что охват профсоюзным членством в предприятиях и организациях отрасли составляет 80%. В США к занятым в нефтегазовой промышленности относят и тех, кто обеспечивает производство нефтепромыслового оборудования, Совет по профессиональным квалификациям в нефтегазовом комплексе России эти данные не учитывает. Изменится ли методика проведения мониторинга рынка труда в России – покажет время.
Румынский Transgaz присоединился к американскому проекту по развитию рынка СПГ в Восточной Европе
Румыния, 3 февраля, /Инфолента Romania-Insider
В Румынии государственный оператор газотранспортной системы Transgaz присоединился к проекту сотрудничества, который был инициирован официальным Вашингтоном с целью долгосрочного развития регионального рынка в Восточной Европе для СПГ, импортируемого из США.
Это решение было принято на фоне заявлений, сделанных в прошлом году национальным производителем природного газа Romgaz, также контролируемым государством (70%), об участии страны в международном проекте, разработанном США и Грецией по созданию плавучей регазификационной установки в рамках строительства терминала СПГ на побережье Эгейского моря.
По утверждению отраслевых источников, оператор Transgaz хотел бы также участвовать в данном проекте.
«Меморандум о взаимопонимании в отношении партнерства по развитию сетей природного газа в Восточной Европе (EE-NGP) был подписан всеми организациями, участвующими в проекте. EE-NGP учреждено Агентством США по международному развитию (USAID), Энергетической ассоциацией Соединенных Штатов Америки (USEA), министерствами и операторами систем транспортировки природного газа (TSO) в Восточной Европе для планирования транспортировки в регионе, ускорение развития транспортной инфраструктуры природного газа в Восточной Европе, » — говорится в сообщении.
Проект EE-NGP, инициированный USAID и USEA в 2017 году, преследует долгосрочную цель «содействия созданию регионального рынка газа с потенциалом для поставок из США». В настоящее время участниками этого проекта являются компании «Альбгаз» (Албания), BH-Gas DOO (Босния и Герцеговина), БолгарТрансгаз (Болгария), Plinacro DOO (Хорватия), Министерство экономического развития Косово, GA-MA AD (Македония), «Черногория Бонус» и «СбрияГаз». Заинтересованность в членстве официально выразили операторы газовых сетей Греции, Румынии, Словакии и Украины. Официальная цель Партнерства – «деятельность по развитию общей региональной газовой сети». В модели, разработанной специалистами Партнерства, предусматривается расширение региональной газовой системы трубопроводов на 7 219 км и создание 146 новых газоотводов. Сроки в течение которых планируется реализовать этот проект, не указаны, присоединение к Партнерству новых членов каждый раз приводит к изменению проекта. К практической деятельности Партнерство пока не приступало, значительно важнее – прогнозирование, планирование, анализ и учет новейших требований по защите экологии.
В Японии построят 22 угольных электростанции
Япония, 5 февраля, /Инфолента EcoWatch/CountOnCoal
В течение ближайших пяти лет Япония планирует построить сразу 22 угольные электростанции, которые будут работать на 17 площадках в разных регионах страны. Такая динамика развития угольной энергетики происходит на фоне мировых попыток снизить использование угля с целью сокращения вредных выбросов в атмосферу.
По расчетам специалистов, суммарные выбросы углекислого газа в год от этих новых угольных электростанций в Японии будут сопоставимы с совокупным объемом двуокиси углерода, который выбрасывает в атмосферу количество новых легковых автомобилей, ежегодно продающихся на рынке США.
Однако для Японии строительство новейших угольных электростанций означает бесперебойность и доступность энергоснабжения. Обладающие повышенным КПД и потребляющие меньшие объемы угольного топлива при более высокой производительности по сравнению с давно работающими станциями, которые будут с течением времени заменены, новые энергетические установки в Японии станут основой высокоразвитого топливно-энергетического комплекса страны.
Такая открытость японского рынка к угольному топливу на первый взгляд может показаться необычной, однако это не должно удивлять. По прогнозам Международного энергетического агентства, угольное топливо пока занимает лидирующее место в мире в производстве электроэнергии и предполагает прогнозируемый рост потребления в ближайшие пять лет.
И новые угольные электростанции в Японии пополнят ряды сотен аналогичных энергетических установок в десятках стран мира, которые планируют запустить в эксплуатацию уже в этом десятилетии. Кое-где на планете, возможно, доля угольного топлива и сокращается, но его продолжают интенсивно использовать в мире для обеспечения бесперебойного и доступного энергоснабжения.
В этом сообщении особое внимание вызывает фраза «Обладающие повышенным КПД и потребляющие меньшие объемы угольного топлива при более высокой производительности по сравнению с давно работающими станциями». Потреблять меньше топлива при одновременном увеличении КПД способны только электростанции, работающие на сверхкритических и ультрасверхкритических параметрах рабочего пара. Исходя из этого, можно предполагать, что такие технологии активно развиваются не только в Китае, но и в Японии. Напомним, что до «эпохи большого газа» лидером в развитии этих технологий была угольная отрасль СССР, что позволяет надеяться на то, что Россия сможет вернуться этому направлению в сжатые сроки.
Первая ship-to-ship бункеровка СПГ прошла в порту Антверпена
Бельгия, 6 февраля, /Инфолента LNG WN
В порту города Антверпен завершилась первая бункеровка сжиженного природного газа способом с судна на судно. Операцию осуществила нидерландская сервисная компания-поставщик СПГ, Titan LNG.
Как отметили представители порта, это была первая подобная загрузка партии СПГ методом ship-to-ship на морском резервуарном терминале SEA-Tank terminal, произведенная c баржи-заправщика FlexFueler 001, принадлежащей Titan LNG, на танкер для перевозки химических продуктов Ramelia.
Ramelia входит в парк прибрежных танкеров ведущей европейской шиппинговой группы Gothia Tankers Alliance, объединяющей региональные компании-владельцев наливных судов. И Ramelia уже шестое по счету судно, задействованное группой для перевозки СПГ в регионе.
А баржа-заправщик FlexFueler 001, приступившая к перевозкам СПГ летом минувшего года, предназначена не только для бункеровки судов внутреннего плавания. Она способна работать и с крупнотоннажными судами неограниченного морского плавания, заполняя их ёмкости СПГ наряду с проведением других погрузочно-разгрузочных операций, параллельно идущих на судах. Еще один бункеровщик FlexFueler 002, который так же будет приписан к антверпенскому порту, компания Titan LNG спустит на воду в течение текущего года.
Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) с 1 января 2020 года ввела ограничения по содержанию серы в топливе для судов – предельная норма снижена с 3,5% до 0,5%. Эти нормы коснутся более 60 тысяч судов по всему мируВ течение 2019 года судовладельцы были вынуждены выбирать между установкой дорогостоящих систем фильтров – скрубберов, и переходом на новые виды топлива. По экспертным оценкам компании Refinitiv, к концу 2019 года крупнейшие бункеровочные центры мира полностью обеспечили себя запасами низкосернистого судового топлива на первый квартал 2020 года, а вот в дальнейшем на рынке может сложиться крайне сложная ситуация.
Производители нефтепродуктов не успели перестроить технологии, несмотря на все старания – слишком велики объемы необходимых инвестиций. В России такое топливо уже выпускает Волгоградский НПЗ и Пермский НПЗ, принадлежащие ЛУКОЙЛу, но, как ни удивительно, не многим лучше обстоят дела и в других странах. Переход на СПГ как на судовое топливо может снизить остроту проблемы: по экспертным оценкам, к 2030 году этот сегмент может увеличиться до 22 млн тонн СПГ, что обеспечит СПГ долю порядка 11% на мировом рынке судового топлива (нынешний уровень – всего 1,1%). Так что остается только поздравить Titan LNG с тем, что она успела стать одной из первых европейских компаний, которая успела войти в этот растущий сегмент рынка.
Компания Gasum открыла новую АГЗС с использованием СПГ в шведском городе Умео
Швеция, 6 февраля /Инфолента LNG WN
Скандинавская энергетическая компания Gasum сделала еще один шаг в расширении собственной сети АГЗС, использующей СПГ, открыв новую станцию для заправки автотранспорта в шведском городе Умео (Umeå).
Это первая подобная станция с использованием СПГ на севере страны. Она предназначена для обслуживания как большегрузных, так и легковых автомобилей, заявили представители компании.
Пуск в эксплуатацию новой АГЗС, использующей СПГ, является важным этапом в стратегии Gasum, планирующей открыть в скандинавском регионе к началу 2020х целую сеть из 50 АГЗС, предназначенных для обслуживания большегрузного транспорта.
Новая АГЗС начала работу в регионе с интенсивными транспортными потоками, который характеризуется высоким потреблением топлива и резко растущей необходимостью решить проблему вредных выбросов путем использования экологически чистых видов топлива.
Так, большегрузные транспортные средства предполагается заправлять сжиженным биогазом и СПГ, а для заправки легкового автотранспорта, малотоннажных грузовых автомобилей, мусороуборочных машин и автобусов подойдут компримированный природный газ или компримированный биогаз, отметили в компании.
Одним из национальных приоритетов Швеции является 70% сокращение выбросов отработанных газов на транспортных магистралях к 2030 г. по сравнению с показателями 2010 г.
Каким именно образом будет поставляться СПГ на новую АГЗС, в сообщении не указано. Отметим, что в предместье города располагается одноименный порт на Балтийском море, а Gasum связан долгосрочным контрактом поставок с заводом «Криогаз-Высоцк» — среднетоннажным проектом под управлением Газпром Банка и НОВАТЭК.
На газовом месторождении Nawara в Тунисе приступили к добыче природного газа
Тунис, 6 февраля, (Инфолента ANSAmed)
На крупнейшем в Тунисе энергетическом проекте по разработке месторождения Nawara, которое расположено в южной части провинции Татуин (Tataouine), наступил этап добычи природного газа.
Это гигантское нефтегазоконденсатное месторождение было открыто еще в 2006 году. Позднее, в ходе буровых работ в 2010 году, результаты были подтверждены после бурения еще восьми поисково-разведочных скважин.
По мнению специалистов, пуск в эксплуатацию месторождения Nawara позволит увеличить на 50% объемы национальной добычи природного газа, снизить в стране на 20% дефицит энергии и сократить на 7% дефицит торгового баланса.
По оценкам, ежедневные объемы добычи природного газа могут составить 2,7 млн кубометров (до 1 млрд кубометров в год). Также ожидается, что работа месторождения обеспечит добычу нефти в объеме 7,000 баррелей в сутки и 3,200 баррелей газового конденсата.
Реализацию проекта осуществляют государственная нефтяная компания ETAP (Tunisian National Oil Company) и австрийская нефтегазовая группа OMV. В рамках проекта планируется строительство производственных объектов на месторождении, а также прокладывание трубопровода, протяженностью 370 км, от Nawara до установок по очистке газа. В 2016 году итальянская ENI совместно с OMV заявила о планировании строительства СПГ-завода на ресурсной базе месторождения Nawara совместно с OMV, в 2017 году ENI свернула свою деятельность в Тунисе, в 2018 – вернулась к этому проекту. Такая переменчивость настроений связана с двумя моментами: в 2017 году в провинции Татуин произошло восстание против действующей власти Туниса.
После вмешательства жандармерии и армии острота проблемы несколько снизилась, но сидячая забастовка была прекращена только после заявления премьер-министра Юсефа Шахеда, что Tataouine Gas Project (TGP) будет полностью реализован при финансовом содействии со стороны Агентства Франции по развитию в сжатые сроки. Помимо СПГ-завода TGP предусматривает строительство предприятия по переработке газового конденсата и установки комплексной подготовки нефти, что обеспечит создание более тысячи новых рабочих мест. Тем не менее, и разработка месторождения Nawara, и реализация проекта TGP продолжают находиться в жесткой зависимости от развития политической ситуации в Тунисе.
Подготовлено по материалам, предоставленным Сергеем Вартумяном