Форум – слово, обозначающее одновременно и мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной мере глобальных проблем, и площадку для общения и споров людей на различные темы. РЭН, Российская энергетическая неделя, которая в начале октября 2019 года проходила уже третий раз, Министерством энергетики, которое является ее заказчиком и главным организатором, официально именуется как международный форум.
Именно это и делает РЭН максимально интересной для Аналитического онлайн-журнала Геоэнергетика.ru – это уникальная возможность увидеть и услышать специалистов энергетической отрасли из десятков стран мира, услышать их мнения, анализ сложившейся ситуации, ознакомиться с различными вариантами прогнозов развития и оценку проблем, которые ему препятствуют.
Это тем более интересно, что цель РЭН заявлена организаторами как возможность ознакомиться с демонстрацией перспектив российского топливно-энергетического комплекса и с тем, как ведущие энергетические компании мира оценивают перспективы международного сотрудничества в сфере энергетики. Услышать, разумеется, не только выступления спикеров, но и, само собой, обсуждения этих выступлений, чтобы полнее и точнее представлять себе, что происходило, происходит и будет происходить в энергетике – в отрасли, которая является базовой для всех прочих отраслей экономики. И, конечно, самый большой «приз» — возможность задать вопросы спикерам пленарных заседаний и многочисленных «круглых столов». Во всяком случае, именно таким было настроение до начала РЭН-2019.
Изучаем программу форума
Нет, какие-то подозрения имелись изначально, не будем кривить душой. Вот текст официальной страницы РЭН:
«Форум станет площадкой для обсуждения основных вызовов, с которыми сталкивается энергетический сектор экономики и актуальных проблем развития:
-
- газовой отрасли;
- нефтяной отрасли;
- угольной отрасли;
- нефтехимии;
- электроэнергетики;
- энергосбережения и повышения эффективности».
Красивый список, однако сразу появляется здоровое недоумение – неужели РЭН сумеет обойтись без обсуждения перспектив и проблем атомной энергетики, гидроэнергетики, стремительно развивающейся энергетики на возобновляемых источниках? А что именно в таком случае собираются делать на РЭН руководители Росатома и РусГидро, заявленные в качестве его участников?
Ключевая тема РЭН-2019 – «Устойчивая энергетика для меняющегося мира», но устойчивость энергетики без АЭС, ГЭС и ГАЭС (гидроаккумулирующих электростанций) невозможна в принципе, ведь именно станции этих типов обеспечивают базовую генерацию и возможность балансировки, стабильности объединенных энергетических систем. Тема, которая была заявлена ключевой, говорила о том, что организаторы форума намерены оценить уже имеющийся и потенциальный вклад энергетической отрасли в реализацию программы ООН «Цели в области устойчивого развития», принятой на Генеральной ассамблее этой организации 25 сентября 2015 года. Цели и задачи этой программы носят комплексный и неделимый характер и должны обеспечить сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития – экономического, социального и экономического. В списке – 17 целей, для их реализации в период до 2030 года предстоит решить 193 задачи, и они действительно взаимоувязаны друг с другом, «выдернуть» из списка только одну цель и рассматривать ее отдельно, изолированно можно только в том случае, если речь заходит только о каких-то узких, сугубо технических и технологических проблем.
Непосредственно «энергетическая» цель имеет порядковый номер 7: «Недорогостоящая и чистая энергия», но как ее можно «оторвать» от допустим, цели №9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура» или от №4 «Качественное образование», от цели №11 «Устойчивые города и населенные пункты»? Может ли хоть одна страна мира добиваться целей «Чистая вода и санитария» и «Достойная работа и экономический рост» без развития своего энергетического сектора? Ответ очевиден – нет, нет и нет. Но эти вопросы можно задать и «в обратную сторону»: есть ли смысл развивать энергетику ради нее самой, вне связи со всеми остальными целями программы ООН? Строительство новых электростанций, развитие объединенных энергетических систем за счет развития электрических сетей не ведутся «просто так», это происходит только в том случае, если появляется востребованность для реализации остальных целей – повышения уровня жизни в населенных пунктах, строительства промышленных объектов, решения проблем инфраструктуры и так далее.
Тема, заявленная организаторами РЭН-2019 не совпадала с тем, что предполагалось обсуждать, а состав участников форума из числа глав и руководителей международных организаций и энергетических компаний был значительно более широким, чем предложенный для обсуждения список вопросов. Организаторы РЭН-2019 – министерство энергетики России и мэрия Москвы, фонд Росконгресс выступал оператором. Оператор – это самое понятное: помочь гостям и участникам получить аккредитацию, своевременно оповещать о проведении тех или иных заседаний, обеспечить синхронный перевод, видеосъемку и прочие организационные хлопоты. Ознакомиться с программой, списками модераторов и выступающих можно было заранее, за что, опять же, отдельное «спасибо» Росконгрессу. Ознакомление позволяло обнаружить, что Министерство энергетики будет представлено на РЭН-2019 двадцатью специалистами, мэрия Москвы – двумя. Вывод очевиден – форум был подготовлен именно Министерством энергетики, которое и распланировало все «круглые столы» и «пошаговый алгоритм» их проведения, определило выступавших и так далее.
Что еще сразу бросалось в глаза при изучении программы РЭН-2019, так это полное отсутствие пресс-конференций и брифингов для прессы. Единственным исключением была предусмотренная пресс-конференция по окончании встречи представителей ОПЕК и ФСЭГ, Форума стран экспортеров газа, однако для участия в ней требовалась дополнительная аккредитация. Если ОПЕК, что называется, «всегда на слуху», то ФСЭГ – организация молодая, юридически оформлена она была только в 2008 году, и о том, по какому пути может пойти ее развитие, пытаются понять многие заинтересованные лица и даже государства. Если отбросить «мелкие детали», то ОПЕК – это картель, который старается как можно более жестко контролировать мировой рынок нефти, корректировать объемы добычи для поддержания цен на уровне, устраивающем страны-участницы. На что способен ОПЕК в экстремальных случаях, отлично помнит вся планета – в результате искусственно организованного нефтяного кризиса 1973 цены на этот энергетический ресурс мгновенно выросли в три раза. С той поры много воды утекло, на рынок вышли страны, не входящие в состав ОПЕК, подобный сценарий сейчас невозможен, но впечатления от тех событий не проходят – страны-потребители с ужасом вспоминают, каким потрясением для их экономики стал тот кризис. Именно поэтому многие из таких стран с опаской посматривают и на ФСЭГ: вдруг и эта организация решит стать картелем, да и место, в котором участники Форума заявили о ее юридической регистрации, вызывает настороженность, особенно после 2014 года. Нет, в 2008 году отношения России и западных партнеров были вполне приличными, но все-таки – почему учредительная встреча прошла именно в Москве?.. А теперь была запланирована встреча руководителей ОПЕК и ФСЭГ, для чего в Москву прибыли генеральные секретари нефтяников и газовиков Мохаммед Баркиндо и Юрий Селютин. Реакция потребителей газа была очевидна – чего доброго, ОПЕК нехорошему научит… Одним словом, побывать на пресс-конференции действительно очень хотелось, но не сложилось. Самое удивительное, что на официальном сайте РЭН-2019 в разделе «Новости» об этой пресс-конференции – ни одной заметки, да и из федеральных СМИ информация в крайне сжатом виде появилась только на РБК. Переизбытка СПГ на мировом рынке не предвидится, картелем ФСЭГ становиться не намерен, сотрудничество с ОПЕК – на уровне обмена информацией и обоюдных консультаций.
Если совсем коротко, то настроение перед началом РЭН-2019 было весьма средним – уж очень странной выглядела ее организационная сторона. Нет, то, что форум проходил в Манеже, в самом центре Москвы с его транспортной доступностью – это прекрасно, мэрия столицы не подкачала. Но вот все остальное вызывало недоумение. Ну, пусть со «своими» можно вот так – не придать значения тому, что в РЭН-2019 участвуют не только представители топливно-энергетического комплекса, но и Росатом, РусГидро, En+ (компания №2 в мире российской гидроэнергетики) – могут и потерпеть. Но заявленные темы для обсуждения уверенно игнорировали и приезд на форум исполнительного директора корпорации атомной энергетики ОАЭ Мохаммеда аль-Хамади, председателя совета директоров Управления АЭС Египта Амгеда Эль-Вакиля, советника министерства окружающей среды Швейцарии Виктора Хефели, а вот это уже могло показаться иностранным визитерам проявлением неуважения.
Манеж хорош в любую погоду
То, что происходило внутри Манежа, в котором проходил форум, вызвало еще большее недоумение – здесь не было представлено ни одной выставочной экспозиции компаний, принимавших участие в РЭН-2019, единственным исключением оказался стенд Транснефти. Да, имелись совершенно безлюдные стенды с эффектно оформленными надписями «Газпром», «Роснефть», размещенных чуть выше огромных экранов, на которых без остановок и без звука шел показ роликов, демонстрирующих работу компаний на всевозможных месторождениях, но ничего более, даже привычных буклетов или брошюр. Если год назад в Манеже работал целый павильон «Спутник-Радио», в котором практически в режиме нон-стоп журналисты брали интервью у участником форума, то в этот раз ничего подобного не наблюдалось. Сравнивать с ПМЭФ-2019 вообще не приходилось – в Санкт-Петербургском «Экспофоруме» были оборудованы площадки не только для радио-, но и для телеинтервью. Годом ранее стенды компаний в Манеже были своеобразными центрами притяжения для всех, заинтересованных в налаживании контактов, в этот раз участники форума получили роскошную возможность свободно фланировать по всем этажам, но не более того. Оставалась надежда, что как-то иначе будет выстроен сам ход дискуссий во время заседаний и «круглых столов» — присутствующим будет предоставлена возможность задавать вопросы выступающим, однако и этого не произошло. На проведения заседаний организаторы отводили не более полутора часов, при этом количество выступавших было таким, что модераторам нередко приходилось напоминать о регламенте, на вопросы времени не было ни секунды. Даже деловой завтрак Siemens, во время которого глава компании в России Александр Либеров и генеральный директор «Казаньоргсинтез» подписали контракт на строительство «под ключ» парогазовой электростанции мощностью 250 МВт в Татарстане прошел в том же стиле. Присутствовавшие получили возможность наблюдать церемонию, прослушать выступление представителей компании, но не более того. Вывод можно сделать только один – организаторы РЭН-2019 были совершенно не заинтересованы в присутствии на форуме журналистов, которым отведена роль статистов.
При этом оператор форума, Росконгресс, работал исключительно профессионально – провел видеосъемку всех до одного заседаний и «круглых столов», сопроводил каждую запись синхронным переводом на русский язык. Выступления многих участников были очень интересными, мы обязательно расскажем о наиболее важных из них в дополнительных статьях, а эта небольшая заметка – об общем впечатлении от форума, который был последним, где коллектив Геоэнергетики присутствовал в полном составе.
Министерство энергетики и СМИ
Конечно, интересно было послушать, что говорилось на «профильном» для нас Всероссийском совещании по популяризации энергосбережения и информационной открытости топливно-энергетического комплекса под председательством заместителя министра энергетики России Антона Инюцына, но намного удобнее это делать не в зале, где оно проходило, а у монитора компьютера – меньше риск упустить что-то важное. Само заседание прошло традиционно для РЭН – собравшимся журналистам возможности задавать предоставлено не было, зато мы получили отличную возможность слушать и смотреть.
Из выступления господина Инюцына мы узнали, что в 2019 году работа прессы должна была быть посвящена популяризации энергосберегающего образа жизни и информационной открытости ТЭК. Мы должны были сосредоточиться на освещении модернизации ТЭК на основе отечественных технологических разработок, на энергоэффективности, на социальных лифтах и наставничестве. Темы, безусловно, интересные, особенно социальные лифты в энергетической отрасли. Лифт, напомним – механизм, который за вас поднимает вас на несколько этажей в считанные секунды и минуты, позволяя вам не потеть во время перебирания ногами по лестничным пролетам. Каемся – Геоэнергетика.ru не только ни разу не рассказала о том, как в энергетике через пару лет после получения образования стать директором электростанции, мы вообще не понимаем, как такое возможно, для чего и кому это необходимо.
Были заданы основные темы на следующий год – позитивное освещение проводимых реформ в отрасли, объяснение положительного влияния налогового маневра на ТЭК, освещение экологической составляющей угольной отрасли, более подробные рассказы об альтернативных котельных. Для этого министерство энергетики изменит ряд номинаций ежегодного конкурса СМИ, освещающих состояние дел в топливно-энергетическом комплексе. Итоги конкурса были подведены именно на РЭН – это стало традицией форума, и мы присоединяемся к поздравлениям лауреатов 2019 года, с полным списком победителей предлагаем ознакомиться здесь.
На этом совещании Интерфакс познакомил собравшихся с мониторингом освещения событий в энергетической отрасли, сделанным при помощи системы анализа СМИ «Скан». За первые три квартала 2019 года было зафиксировано свыше 2,5 млн публикаций по теме ТЭК – на 12% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Тональность 87% публикаций носила нейтральный характер, (% — позитивный и 7% — негативный. Основная масса публикаций – 81% — выходила в Интернете. В освещении событий ТЭКа фокус внимания СМИ был смещен к нескольким основным направлениям: сделкам, проектам и инвестициям, политике и макроэкономике. Наиболее часто упоминаемыми персонами стали глава министерства энергетики Александр Новак, руководители Газпрома и Роснефти Алексей Миллер и Игорь Сечин, наиболее часто упоминаемой компанией стал Газпром, тройка лучших источников новостей об энергетике – Интерфакс, ТАСС и 123.ru.net, при этом значительно выросла доля региональных СМИ, времена «московской монополии» ушли в прошлое. В течение последнего года значительно выросла активность самого министерства энергетики – его сотрудники много и с большим желанием работают с прессой, так что все обстоит неплохо: и министерство довольно работой СМИ, и СМИ получают поддержку со стороны министерства. Предоставленный Интерфаксом мониторинг заслуживает серьезного внимания, мы обязательно расскажем о нем более подробно.
Политическое ток-шоу на энергетическом форуме
Вполне традиционно в центре внимания журналистов было пленарное заседание «Энергетическое партнерство для устойчивого развития» с участием президента России Владимира Путина. Речь лидера России была подчеркнуто краткой, чуть более 10 минут – создавалось впечатление, что Владимир Владимирович был намерен сделать акцент на дискуссию с остальными участниками заседания. Состав был внушительным: генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо, председатель совета директоров Exxon Mobil Даррен Вудс, главный исполнительный директор ВР Роберт Дадли, главный исполнительный директор OMV AG Райнер Зеле и президент Fortum Corporation Пекка Лундмарк. Но и в этом случае организаторы РЭН были вполне традиционны – модератором заседания, как и в 2018-м году, был американский журналист, в этот раз корреспондент NBC News Кир Симмонс.
Вот некоторые вопросы этого господина в адрес Владимира Путина: «Как вы думаете, согласятся ли президенты США и Ирана на проведение личной встречи?», «Совсем недавно произошла атака на нефтеперерабатывающие мощности Саудовской Аравии. Как вы относитесь к этому событию? Уточню, что спецслужбы США уверены в виновности Ирана», «Помогает ли развернувшаяся между США и Китаем торговая война России вести переговоры с Китаем?», «Вам политически выгодно, что у вас сложились такие тесные личные отношения с Дональдом Трампом?», «Прокурор Роберт Мюллер не нашел следов сговора Трампа с Россией по выборам 2016 года, но высказал опасения, что такой сговор может возникнуть в 2020 году, как вы прокомментируете это?». Ну, и так далее.
Конечно, Владимир Путин уверенно отвечал и на такие вопросы, ни разу не поддавшись на бесконечно повторявшиеся американским журналистом провокации. Но, простите, какое отношение все эти вопросы и этот журналист имели к Российской Энергетической Неделе? По какой причине мы все должны были слушать вопросы об отношении президента России и всех остальных участников заседания к Грете Тумберг? Почему на энергетическом форуме Владимир Путин был вынужден отвечать на вопросы о вмешательстве в американские выборы Украины и публикации стенограммы телефонного разговора Трампа с Зеленским?
Если рассматривать происходившее, как качественное политическое ток-шоу – оно удалось. Вот только отношение к энергетике оно имело весьма опосредованное. Разговоры о вмешательстве и невмешательстве в американские выборы и прочие хайли-лайкли по следам истерик и фейк-ньюз в исполнении американских журналистов возможны и даже могут быть интересными, но где угодно, только не на энергетическом форуме. Это действо мало чем отличалось от того, что происходило на пленарном заседании РЭН годом ранее – напомним, что и в 2018 году модератором был американский журналист, который задавал какие угодно вопросы, но только минимальная их часть имела хоть какое-то отношение к энергетике.
Аналитический онлайн-журнал Геоэнергетика.ru крайне редко рискует давать вам, уважаемые читатели, какие-то советы и пожелания. Но если у вас в следующем октябре появится несколько свободных дней и желание молча посидеть в аудитории, внимательно слушая выступления профессионалов энергетической отрасли – обязательно постарайтесь попасть на РЭН-2020.