Выступлению президента России Владимира Путина на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля исполняется 15 лет. Эту речь тогда расценили как самый жесткий манифест со времен холодной войны, но сам Путин не считает, что в чем-то «погорячился».
Расширение НАТО и однополярный мир, проблемы в сфере разоружения, деградация института ОБСЕ, иранская ядерная проблема, энергобезопасность Европы — эти и другие вопросы, затронутые Путиным в Мюнхене в 2007 году, сегодня оказались еще более острыми. Бросаются в глаза лишь лексические отличия в риторике 2007 и 2022 годов — тогда Путин обращался к «друзьям», сегодня это в лучшем случае «партнеры», да и то в значении «собеседники» или «контрагенты».
Ниже собраны предсказания-предостережения Путина из мюнхенской речи, которые сбылись, потому что «друзья» к ним не прислушались.
Расширение НАТО на восток как провоцирующий фактор
Путин в мюнхенской речи: «Процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия».
С тех пор в НАТО были приняты еще четыре страны — Албания, Хорватия, Черногория, Северная Македония. Более того, еще на бухарестском саммите альянса в 2008 году, спустя год после мюнхенской речи Путина, было принято политическое заявление, что со временем к НАТО смогут присоединиться Украина и Грузия.
То, что этот курс чреват провокациями и только снизит уровень безопасности в Европе, подтвердили последующие события. В том же 2008 году воодушевленный натовскими перспективами президент Грузии Михаил Саакашвили решился на военную авантюру в Южной Осетии, повлекшую множество жертв и навсегда лишившую Тбилиси шансов на восстановление страны в границах бывшей Грузинской ССР.
В свою очередь, виды Североатлантического альянса на Украину сыграли роль и в событиях вокруг Крыма в 2014 году. Как отмечал тогда Путин, Россия не только встала на защиту крымчан от украинских радикалов и националистов, но и не могла допустить, «чтобы на крымскую землю, в Севастополь, овеянный боевой славой русских солдат и матросов, в конце концов пришли бы войска НАТО».
Риски принятия в НАТО Украины, которое может повлечь прямую военную угрозу территории России, привели и к нынешней напряженной внешнеполитической ситуации. О чем и предупреждал Путин 15 лет назад.
В той же мюнхенской речи Путин приводил цитату из выступления в 1990 году на тот момент генсекретаря НАТО Манфреда Вернера. «Он (Вернер) тогда сказал: „Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ, дает Советскому Союзу твердые гарантии безопасности“. Где эти гарантии?» — спрашивал президент РФ у зала. В конце 2021 года Россия направила США и НАТО свои предложения уже по юридически обязывающим гарантиям безопасности в Европе, однако в ответах Вашингтона и Брюсселя центральные озабоченности Москвы по этой теме опять были проигнорированы.
Навязывание «демократии» не сработает
Путин в мюнхенской речи: «[Соблюдение прав человека] — это важная задача, мы ее поддерживаем. Но вовсе это не означает вмешательство во внутренние дела других стран, тем более навязывания этим государствам того, как они должны жить и развиваться. Очевидно, что такое вмешательство отнюдь не способствует вызреванию подлинно демократических государств. И, наоборот, делает их зависимыми и, как следствие, нестабильными в политическом и экономическом плане».
Примеров такого дестабилизирующего навязывания «демократических норм» за последующие 15 лет набралось немало. Это и «арабская весна» с революциями в Тунисе, Египте, Йемене, гражданскими войнами в Ливии и Сирии. Последствием такого внешнего вмешательства, о недопустимости которого говорил Путин, стали десятки тысяч жертв, фактическая потеря государственности рядом стран, возникновение ИГ (террористическая организация, запрещена в РФ). Россия, наоборот, помогла спасти Сирию от полного краха, содействует мирному урегулированию в Ливии и других пострадавших странах, при этом не навязывая им никаких норм.
В ряду жертв насильственной псевдодемократизации можно назвать и Украину. Переворот в Киеве был осуществлен руками доморощенных радикалов, но при полной дипломатической и политической поддержке Запада. Радикальная смена власти на Украине привела к практически полному разрыву отношений Москвы и Киева, потере Украиной Крыма, войне в Донбассе. При этом в «плюс» занести нечего. Как и предупреждал Путин, подлинная демократия в таких условиях не вызревает. В случае с Украиной это наглядно показывают гонения на оппозицию, экономическая блокада Донбасса, притеснение людей по языковому, этническому принципам и другие нарушения прав человека.
Будет гонка вооружений
Путин в мюнхенской речи: «Никто не чувствует себя в безопасности! Потому что никто не может спрятаться за международным правом как за каменной стеной. Такая политика является, конечно, катализатором гонки вооружений. <…> Потенциальная опасность дестабилизации международных отношений связана с очевидным застоем в области разоружения».
Опасения Путина относительно новой гонки вооружений сбылись лишь отчасти. И все благодаря тому, что сама Россия решила не участвовать в этом «забеге», а сразу явиться на финишную прямую. Да, РФ нарастила долю современного вооружения в своих войсках до 71% (в 2010 году этот показатель был 15%), но, как отмечал президент РФ, конкурировать с военными расходами Вашингтона Москва не может, да и не видит смысла. Вместо этого была сделана ставка на разработки, которые сделают бессмысленными любые многомиллиардные системы ПРО.
В итоге в послании Федеральному собранию 2018 года Путин впервые объявил о появлении в России новейшего гиперзвукового оружия, в том числе ракетных комплексов «Сармат» и «Авангард», крылатых ракет с ядерной энергетической установкой и авиационного ракетного комплекса «Кинжал», через год рассказал о гиперзвуковой ракете морского и наземного базирования «Циркон». Но на этом Россия не останавливается и, как рассказывал Путин, работает над созданием технологий по борьбе с гиперзвуковым оружием, разработанным противниками.
«Нас никто не слушал. Послушайте сейчас», — отметил Путин в послании 2018 года, спустя 11 лет после мюнхенской речи.
Деградация Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
Путин в мюнхенской речи: «ОБСЕ пытаются превратить в вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран. И под эту задачу скроили и бюрократический аппарат ОБСЕ, который абсолютно никак не связан с государствами-учредителями».
Яркими примерами ангажированности и двойных стандартов ОБСЕ являются заявления (или замалчивания) со стороны организации, касающиеся инцидентов с журналистами и средствами массовой информации. Так, ОБСЕ проигнорировала запрет вещания российского телеканала RT DE в Германии, однако поспешила осудить ответные меры Москвы в отношении германской медиакомпании «Дойче велле» (Deutsche Welle).
Также в ОБСЕ в 2021 году словно не замечали нарушений на митингах сторонников бывшего президента США Дональда Трампа, однако активно критиковали меры российских правоохранителей на несанкционированных митингах в поддержку блогера Алексея Навального.
Нерешенность иранской ядерной проблемы
Путин в мюнхенской речи: «Если международное сообщество не выработает разумного решения этого конфликта интересов [по иранской ядерной программе], мир и дальше будут потрясать подобные дестабилизирующие кризисы. <…> Мы будем постоянно сталкиваться с угрозой распространения оружия массового уничтожения».
Ситуация с ядерной программой Ирана до сих пор в подвешенном состоянии. В 2015 году пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия подписали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), разрешавший при соблюдении ряда условий Тегерану вести мирную ядерную деятельность. Однако в 2018 году США по решению тогдашнего президента Дональда Трампа в одностороннем порядке вышли из СВПД.
С приходом к власти в США Джо Байдена Вашингтон выразил готовность возобновить выполнение своих обязательств по сделке. Консультации начались, и есть надежда, что переговоры с целью восстановления СВПД в первоначальном виде и возвращения США в это многостороннее соглашение завершатся в феврале 2022 года.
Путин еще в мюнхенской речи подчеркивал, что ряд стран «с полным на то основанием» хотят развивать собственную ядерную энергетику как основу их энергонезависимости, но есть опасение трансформации этих технологий в оружейные. В связи с этим Россия предлагала создать многонациональные центры по обогащению урана, однако прогресса в этой сфере нет.
Призывы вернуть себе ядерный статус периодически звучат в Киеве. На повестке дня остается и проблема ядерной программы КНДР.
В этих условиях особняком на фоне всех остальных противоречий между РФ и Западом стоит принятие в начале 2022 года лидерами пяти ядерных держав и постоянных членов Совбеза ООН — России, Великобритании, Китая, США и Франции — совместного заявления о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений.
Долгосрочные контракты и энергобезопасность
Путин в мюнхенской речи: «В состоянии ли наше правительство действовать ответственно при решении проблем энергетических поставок и по обеспечению энергетической безопасности? Конечно, да. Все, что мы делали до сих пор и делаем сейчас, направлено на достижение только одной цели: перевести наши отношения с потребителями и с транзитерами наших углеводородов на рыночные, прозрачные принципы и в долгосрочные контракты».
За последние 15 лет Россия диверсифицировала поставки в Европу, введя в эксплуатацию газопроводы «Северный поток» и «Турецкий поток».
Россия остается надежным поставщиком газа для покупателей в Европе, несмотря на имевшие место сложности с Украиной по транзиту газа, в целом ухудшение отношений с Киевом и санкции, введенные против России после ее воссоединения с Крымом.
На фоне рекордного роста цен на спотовом рынке газа в Европе в 2021 году страны, имеющие с Россией долгосрочные контракты, получали этот энергоресурс в разы дешевле. По словам Путина, еще больше цены на газ в Европе, в том числе для Украины, снизило бы открытие вентилей на «Северном потоке — 2». Но этот проект сталкивается с политически мотивированными препятствиями на пути к физическому запуску.
Несостоятельность однополярного мира
Путин в мюнхенской речи: «Считаю, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. <…> Сама модель является неработающей, так как в ее основе нет и не может быть морально-нравственной базы современной цивилизации. <…> Не стоит сомневаться, что экономический потенциал новых центров мирового роста будет неизбежно конвертироваться в политическое влияние и будет укреплять многополярность».
В Мюнхене Путин указывал на возрастание экономического и политического влияния, в частности, Китая и Индии. И сегодня эти страны настойчиво заявляют о важности формирования справедливой многополярной системы международных отношений.
Идея президента РФ о невозможности однополярного мира в последние годы продолжает подкрепляться экономическими данными. Так, ВВП Китая вырос в 5 раз (оценка по итогам 2021 года — около 18 трлн долларов), и хотя этот показатель все еще меньше ВВП США, но разрыв существенно сокращен по сравнению с 2007 годом. При этом, по данным международных экспертов, Китай по размерам своего валового внутреннего продукта может обогнать США примерно к 2033 году.
Существенно изменился и политико-экономический ландшафт, в котором особенная роль теперь у Большой двадцатки — объединения, максимально далекого от принципа однополярности. Первая встреча лидеров G20 состоялась в 2008 году. И если поначалу формат оценивался как факультативный в сравнении с G7, то сейчас это основная международная политическая и экономическая площадка для решения многих глобальных вопросов.
Укрепилась за эти годы и структура БРИКС (до 2011 года — БРИК, еще без участия ЮАР), куда помимо России входят такие крупные мировые экономики, как Китай и Индия. Активизировались дискуссии о необходимости реформирования МВФ, ВТО, Совбеза ООН и других международных институтов, чтобы они отражали актуальный баланс сил на мировой арене.
Как отмечал сам Путин в 2020 году, некоторые лидеры зарубежных держав «рассердились» на него за мюнхенскую речь, но сейчас «почти дословно воспроизводят» ее, называя недопустимым, когда одна страна, США, распространяет свою юрисдикцию за рубеж.
От друзей до противников
Путин в мюнхенской речи: «Он (президент США Джордж Буш-младший) говорит: „Я исхожу из того, что Россия и США никогда уже не будут противниками и врагами“. Я с ним согласен».
Это предсказание Буша — Путина, к сожалению, сейчас выглядит излишне оптимистичным. Десятилетие спустя, в 2017 году, США официально назвали Россию противником, приняв знаменитый закон CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»). Этот документ забетонировал ограничительные меры в отношении РФ, Ирана и КНДР, принятые властями США ранее, и ввел дополнительные санкции. И это были не последние санкции.
О военном конфликте, конечно, речь не идет, но возможное дальнейшее расширение НАТО на восток содержит и такие угрозы. Как отмечал Путин, в случае принятия Украины в альянс и атаки Киева на российский Крым возникнет военная конфронтация между Россией и НАТО, а значит — и США. Чтобы избежать подобных перспектив, Россия и выступила с инициативами зафиксировать юридически гарантии общеевропейской безопасности.
Другой мир
Путин в мюнхенской речи: «Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику».
Прошло 15 лет. Нет больше G8, нет регулярных саммитов Россия — Евросоюз, нет иллюзий и взаимного доверия. Есть только многочисленные санкции. Но независимая внешняя политика России осталась константой.
История не знает сослагательного наклонения, но, если бы в 2007 году зарубежные коллеги Путина прислушались к его словам и всерьез отнеслись к описанным рискам, сегодня картина мира точно была бы другой. Она все равно оставалась бы сложной и противоречивой. Можно предположить, что Россия с Украиной спорили бы по-прежнему из-за газа, языка и церквей, но не из-за американских ракет под Харьковом. И продолжались бы совместные парады флотов в Севастополе. Бюрократы Евросоюза под разными предлогами замусоливали бы переговоры о взаимном безвизовом режиме с РФ, но слово «санкция» с обеих сторон звучало бы только в значении «акт разрешения».
Не было бы потоков беженцев с Ближнего Востока, бегущих на Запад от развязанных Западом же войн «за демократию». Энергобезопасность Европы была бы обеспечена на годы вперед. На встречах Совета Россия — НАТО обсуждался бы общий контур безопасности. А в глобальном масштабе мир и стабильность гарантировало бы сохранение международных договоров, таких как ДРСМД.
Очередная Мюнхенская конференция по безопасности стартует 18 февраля, но Путина на ней не будет. Все было сказано 15 лет назад, и самое полезное, что могут сделать участники форума, это сесть вместе и по ролям, с выражением прочитать мюнхенскую речь еще раз.
===========
Решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 г. группировка «Исламское государство» (до 2014 г. — «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ) признана террористической организацией. Ее деятельность в России запрещена.
Источник: ТАСС