ЕС сделал себе хуже, задержав «Северный поток – 2»

ЕС сделал себе хуже, задержав «Северный поток – 2»

Техническая сертификация газовой магистрали успешно закончена, огорчает только один крохотный нюанс — «Северный поток – 2» так и не введен в эксплуатацию.

В сентябре и в декабре 2021 года нитка «Б» и нитка «А» (именно в такой последовательности) магистрального газопровода «Северный поток – 2» получили техническое разрешение на эксплуатацию от Горного управления города Штральзунд. В полном соответствии со всеми требованиями проверено техническое состояние линейной части газовых ниток, наземной инфраструктуры, проведено заполнение труб природным газом в объеме 147 миллионов кубометров в каждой нитке — никаких претензий со стороны контролирующего органа, все в полном соответствии с проектом и нормативами. Техническая сертификация газовой магистрали успешно закончена, огорчает только один крохотный нюанс — «Северный поток – 2» так и не введен в эксплуатацию.

Третий энергопакет ЕС — атака на ведущие газовые компании Европы

Технические проблемы решены полностью, остался только «пакет» проблем сугубо юридических. Государственный регулятор газотранспортного сектора Германии, Федеральное сетевое агентство, действует на основании Закона об энергетическом хозяйстве ФРГ, который позволяет управлять газовыми трубопроводами только тем компаниям, которые имеют один из трех статусов, предусмотренных Газовой директивой Третьего энергопакета, положения которой имплементированы в законодательство Германии. Основная цель введения этих статусов известна: по замыслу Еврокомиссии все европейские вертикально-интегрированные компании должны быть реформированы с целью отделения (по-английски — unbundling) конкурентной деятельности от естественно-монопольной. Да-да, это типичный европейско-бюрократический новояз, но перевести на человеческий его не так уж трудно.

Если европейская компания сама построила для своих нужд магистральный газопровод, сама добывает (или импортирует) природный газ и сама его продает — Еврокомиссия ставит на нее клеймо «вертикально-интегрированная газовая компания». Построенный этой компанией магистральный газопровод зачисляется в «естественно-монопольную» сферу деятельности, а вот добыча (импорт) газа и торговля им — это для еврочиновников уже «конкурентная» деятельность. Заниматься одновременно естественно-монопольной и конкурентной деятельностью в Евросоюзе теперь запрещено. Почему? Правильный ответ прост — потому.

Десятилетиями газовые компании разных европейских стран прокладывали сотни тысяч километров газопроводов, вели поиск и разработку месторождений, создавали и расширяли сеть сбыта. Но вот в 2009 году пришел еврокомиссар (без шуток — именно так звучит название должности членов Еврокомиссии, отвечающих за тот или иной сектор экономики) и, поправив на голове невидимую буденовку, передернул затвор пистолета: «Желаешь и дальше управлять тобой построенными газопроводами? Тогда не смей добывать (импортировать) газ и торговать им! Желаешь и дальше добывать (импортировать) газ и торговать им? Тогда продай свой газопровод дяде! Молчать и выполнять! Бегом!» Если кому-то нравятся рассказы о «свободном рынке демократической Европы», продолжайте слушать, кто ж против.

Хитросплетения анбандлинга

Вот только буденовка и наган в распоряжении еврокомиссаров оставались исключительно виртуальными, а потому руководители энергетических компаний сумели внести толику здравомыслия в происходившие события. Первоначальная жесткость формулировок была скорректирована, в результате чего и появились три формы анбандлинга:

  • оператор с разделением собственности, ОТС, Ownership unbundling, OU: добывающая (импортирующая) газ компания уступает контрольный пакет сторонним юридическим лицам;
  • независимый системный оператор, НТО, Independent System Operator, ISO: вертикально-интегрированная компания сохраняет право собственности на свои газопроводы, но передает их оперативное управление независимым от нее компаниям-операторам;
  • независимый оператор передачи, НОП, Independent Transmission Operator, ITO: вертикально-интегрированные компании сохраняют и собственность, и оперативное управление своими газопроводами, но под строгим контролем государственных регуляторов и ENTSO-G, Европейской сети операторов газотранспортных систем.

11 июня 2019 года швейцарская компания Nord Sream 2 AG, отвечавшая за строительство «Северного потока – 2», являющаяся собственником этого МГП и созданная специально для оперативного управления его деятельностью, подала в Федеральное сетевое агентство Германии заявку на сертификацию в качестве ISO, независимого системного оператора.

Совершенно логичное решение, поскольку единственным акционером Nord Stream 2 AG является концерн «Газпром». Продавать «Северный поток – 2» сторонним лицам, разумеется, «Газпром» никогда не собирался, а статус ITO позволяет сохранять контроль над газовой магистралью, которая в этом случае будет работать без всяких ограничений, на полной проектной мощности.

Речь идет о том самом правиле, по которому один поставщик не имеет права бронировать более 50 процентов транзитных мощностей газопровода — по мнению Еврокомиссии, это повышает уровень конкурентности. Чем больше альтернативных поставщиков получат доступ к газопроводу, тем активнее будет идти борьба поставщиков за рынок сбыта, а это, несомненно, приведет к падению уровня цен практически до нуля. Великолепная теория, которая ни разу не подтвердилась на практике: с того момента, как была введена Газовая директива Третьего энергопакета, стоимость газа для конечных потребителей во всех странах, входящих в состав ЕС, неуклонно росла. Впрочем, это проблемы Еврокомиссии и стран ЕС, их добровольный выбор, результатами которого они могут наслаждаться в настоящее время в полной мере.

Европейская борьба в бескомпромиссной борьбе со здравым смыслом

8 сентября 2019 года Федеральное сетевое агентство Германии на своем сайте объявило, что, изучив поданные Nord Stream 2 AG документы, удовлетворено их комплектацией и приступает к процедуре сертификации швейцарской компании в качестве ITO, Independent Transmission Operator. Порядок этой процедуры тщательно регламентирован на всех уровнях. У ФСА имеется срок до четырех месяцев на выработку проекта решения, но только проекта — прежде чем проект станет окончательным решением, свою оценку того, не несет ли «Северный поток – 2» угроз и рисков газовому снабжению Германии, должно было дать Министерство экономики и энергетики этого государства. Срок для вынесения этой оценки — до двух месяцев, то есть только в Германии процедура сертификации могла занять полгода.

Но и на этом не все: поскольку сухопутные продолжения «Северного потока – 2» проложены по территории не только Германии, но и Чехии, Франции и Австрии, свою оценку должна дать и Еврокомиссия — не несет ли проект рисков и угроз газовому снабжению Евросоюзу. На выработку своего мнения у Еврокомиссии два месяца, но в том случае, если ЕК решит, что у нее недостаточно информации, она может запросить ее дополнительно, и в этом случае срок может быть увеличен еще на два месяца. Общая продолжительность всех бюрократических процедур по сертификации Nord Stream 2 AG в качестве ITO, таким образом, могла составить до десяти месяцев. При этом как ФСА и Министерство экономики и энергетики Германии, так и Еврокомиссия имели право работать куда более динамично — ведь все сроки имеют коварное слово «до». ФСА — до четырех месяцев, министерство — до двух месяцев, Еврокомиссия — до двух месяцев и без всяких запросов дополнительной информации.

Напомню, что нитка «Б» «Северного потока – 2» была полностью готова к работе уже в сентябре 2021 года, то есть как раз в тот момент, когда стоимость газа на спотовых площадках Европы начала стремительный бросок вверх. Казалось бы, остановить этот взлет было крайне целесообразно: все три инстанции могли выполнить свою работу за неделю-другую, предварительно договорившись с «Газпромом», что тот начнет заполнять контролируемые им подземные хранилища газа на территории ЕС с дальнейшей интервенцией новых объемов на спотовые торги. Но ничего подобного не происходило, ФСА работало по самому медленному варианту. Поэтому можно совершенно точно зафиксировать — в том, что за минувший год стоимость газа на европейском рынке увеличилась в пять раз, виноват не «Газпром», а вот те самые бюрократические процедуры, регламент которых и Еврокомиссия, и ведомства Германии сами разработали, сами сделали обязательными и сами выполняют в том темпе, который считают для себя оптимальным. Отопительный сезон, во время которого 1000 долларов за 1000 кубометров газа на фьючерсных торгах стала чем-то привычным, — результат упорной и успешной борьбы европейской бюрократии со здравым смыслом.

Однако прошло чуть более полутора месяцев после того, как ФСА начало свою часть работы по сертификации Nord Stream 2 AG, и состоялась настоящая сенсация, которая, как ни удивительно, пока так и не оценена по достоинству. 26 октября 2021 года на сайте Министерства экономики и энергетики Германии появилось вот такое сообщение: «Федеральное министерство экономики завершило анализ безопасности поставок в процессе сертификации «Северного потока – 2″. В своем анализе Федеральное министерство экономики приходит к выводу, что выдача сертификата не ставит под угрозу безопасность газоснабжения Федеративной Республики Германии и Европейского союза». Не дожидаясь появления проекта решения ФСА, никаких двух месяцев, а используя на полную мощность короткое слово «до». И, кроме того, не дожидаясь официального прекращения полномочий действовавшего на тот момент правительства Ангелы Меркель и приведения к присяге правительства Олафа Шольца. О побудительных мотивах этого решения и о тех следствиях, которые оно вызвало, стоит поговорить отдельно.

Геоэнергетика