По каким причинам нет судебных исков со стороны хотя бы одной европейской компании, инвестициям которой нанесен несомненный урон?
Выяснив подробно, как и что необходимо сертифицировать в соответствии с требованиями действующего законодательства Германии и Евросоюза для того, чтобы магистральный газопровод «Северный поток – 2» начал работу, попробуем разобраться с причинами той «звонкой тишины» со стороны «Газпрома» и европейских компаний, инвестировавших свои средства в морской трубопровод.
«Северный поток – 2» и изменения в Газовой директиве Третьего энергопакета ЕС
Стоит вспомнить о том, что окончательное инвестиционное решение о строительстве СП-2 «Газпром» и пять европейских компаний (немецкие Uniper и Wintershall, французская Engie, австрийский концерн OMV и англо-голландская Royal Dutch Shell) приняли в апреле 2017 года. Разумеется, при таком серьезном многостороннем контракте юристы каждой из компаний самым тщательным образом выверяли все условия договора, чтобы не нарушить действующие законы своих стран и Евросоюза. Разумеется, при подписании договора был учтен и действующий в Европе закон о защите инвестиций – традиционно здесь тщательно следят, чтобы вновь принимаемые законы или изменения к действующим не нарушали экономические интересы инвесторов, которые приступили к реализации своих проектов до появления новинок законодательства.
Тем не менее в мае 2019 года, то есть через два года после того, как было принято решение о финансировании, когда уже шли работы по прокладке линейной части СП-2 в Балтийском море, Евросоюз внес изменения и дополнения в текст Газовой директивы Третьего энергопакета. С этого момента правило «один поставщик не имеет права использовать более 50 процентов мощности газопровода» было распространено не только на газовые магистрали внутри территории ЕС, но и на трубопроводы, приходящие в ЕС извне, то есть и на СП-2. Единственное послабление для инвесторов этого проекта заключалось в том, что право применять или не применять такое ограничение было доверено правительству той страны ЕС, на территорию которой импортирующий магистральный газопровод приходит первым.
В случае СП-2 право на такое решение досталось правительству Германии, которое, в соответствии с немецким законодательством, поручило его принять Федеральному сетевому агентству – государственному регулятору. Разумеется, «Газпром» и пятерка европейских компаний, разрабатывая бизнес-план для СП-2, ни о каком ограничении его использования не задумывались – ничего подобного в законодательстве ни отдельных стран, ни всего Евросоюза просто не было. Здравый смысл подсказывает: законы были изменены задним числом, новое ограничение существенно нарушает интересы инвесторов СП-2. Грубо говоря, этим решением срок окупаемости инвестиций был увеличен вдвое – вряд ли кто-то из европейских компаний мог предполагать, что их «родной» Евросоюз способен на такой неприятный сюрприз. Тем не менее осенью 2020 года бундестаг Германии проголосовал за то, чтобы изменения Газовой директивы действовали и в отношении СП-2, на основании чего Федеральное сетевое агентство этой страны и вынесло свой вердикт: ограничениям мощности СП-2 – быть.
Возможные последствия сертификации Nord Stream 2 AG
Реакция компании Nord Stream 2 AG – оператора строительства СП-2 была естественной и быстрой, хотя изначально было понятно, что судебное дело будет тянуться не один год. Иск в Высший Земельный суд Дюссельдорфа был подан оперативно, но в августе 2021 года этот судебный орган принял решение не в пользу истца, а в пользу ответчика – Федерального сетевого агентства. Не так давно начался следующий этап судебно-бюрократической процедуры: Nord Stream 2 AG подала апелляцию. Как и что будет происходить в дальнейшем, сколько займет эта тяжба – время покажет, но один из вариантов уже виден. В том случае, если Федеральное сетевое агентство удовлетворит заявку Nord Sream 2 AG на ее сертификацию в качестве независимого сетевого оператора, ограничения, предусмотренные измененной Газовой директивой, исчезнут сами по себе. Такая форма анбандлинга поставщика газа и компании – оператора магистрального газопровода предусмотрена Третьим энергопакетом. В этом случае исчезнет предмет судебного спора, обе компании, в нем участвующие, могут прийти к досудебному согласованию интересов. С одной стороны, это только один из возможных вариантов, с другой – не так давно этого варианта и вовсе не было.
«Звонкая тишина» со стороны европейских газовых компаний и «Газпрома»
Но вот что удивительно: нет ни одного судебного иска со стороны европейской пятерки компаний, инвестировавших в строительство СП-2. Более того: СП-2 имеет сухопутные продолжения – целую систему из четырех магистральных газопроводов на территориях Германии, Чехии и Австрии. В связи тем, что по вине США и верных им европейских табаки СП-2 все еще не введен в эксплуатацию, вот уже больше года простаивают магистральные газопроводы EUGAL, Capacity4Gas, Megal и Megal Suid. Все они полностью построены, то есть все предусмотренные инвестиции завершены, но никакого их возврата нет: не работает СП-2 – нет газа – нет возможности работать. Единственное исключение – пусть не на полную мощность, но работающий EUGAL, по которому идет газ первого «Северного потока», по проекту предназначенный для газопровода OPAL. Решением Еврокомиссии по иску антимонопольной службы Польской Республики мощность OPAL ограничена до 50 процентов, вот эти 50 процентов и идут по EUGAL, который проложен параллельно OPAL.
Но это уже технические детали, вопрос в другом: по каким причинам нет судебных исков со стороны хотя бы одной европейской компании, инвестициям которой нанесен несомненный урон? Деньги вложены, линейные части газовых магистралей уложены, компрессорные станции и измерительные станции на своих местах, все проверено, сертифицировано с технической стороны и – ничего не работает, а со стороны компаний-инвесторов – та самая «звонкая тишина», никакого интереса к миллиардным вложениям. Нет и тени возмущения неторопливостью работы Федерального сетевого агентства по сертификации Nord Stream 2 AG в качестве независимого оператора и со стороны единственного акционера этой швейцарской компании – российского концерна «Газпром».
Из-за невероятного для Европы уровня газовых цен в октябре 2021 года «Газпром» поставил в Европу меньший объем газа, чем в сентябре, – европейские потребители переходят на уголь и даже на топочный мазут, но со стороны «Газпрома ничего», кроме олимпийского спокойствия и уверенности в том, что и недавняя приостановка сертификации Nord Stream 2 AG не имеет никакой политической подоплеки. «Порядок есть порядок, куда торопиться» – так выглядит реакция «Газпрома» на происходящее вокруг СП-2, хотя какое уж тут, казалось бы, спокойствие – нет новых заявок, количество европейских компаний, желающих подписывать новые долгосрочные контракты, минимально.
Да, разумеется, из-за роста спотовых цен растут и цены долгосрочных контрактов – в соответствии с вердиктом Стокгольмского арбитражного суда по иску польской компании PGNiG, проигранного «Газпромом», российский концерн вынужден был изменить формулы расчета цены газа в долгосрочных контрактах. Теперь эти цены на 87 процентов зависят от уровня спотовых и только на 13 процентов от мировых цен на нефть, корректировка цен стала происходить не раз в полгода, а раз в квартал. Результат известен: если в начале 2021 года «Газпром» рассчитывал на среднюю цену по долгосрочным контрактам с европейскими компаниями в 170 долларов США за тысячу кубометров, то после октябрьской корректировки эта цена выросла до 320 долларов за тот же объем.
Если бы СП-2 был введен в эксплуатацию в проектный срок, такого роста цен не было бы, так что можно уверенно заявить, что неработающий СП-2 помог «Газпрому» в этом году получить рекордную прибыль, максимальную за все время существования российской компании. Это все так, но это совершенно не объясняет причин, по которым действиями своих правительств не возмущаются в судах европейские компании, инвестировавшие в строительство самого СП-2 и во все его сухопутные продолжения. Но причины для такого спокойствия имеются, и они весьма основательны, о чем мы обязательно поговорим в следующий раз.
Геоэнергетика