Газ и бензин в США с начала года подорожали в два раза, достигнув ценового пика за семь лет. В Китае из-за нехватки топлива в 17 из 22 провинций страны произошли перебои с поставками энергии, в результате чего Национальное энергетическое управление — регулятор рынка, потребовала от угольных и газовых компаний увеличить производство электричества.
На фоне топливного коллапса в Европе, где цены на газ уже закрепились выше 1000 евро за тысячу кубометров, эти новости не выглядят чем-то из ряда вон выходящими, но из них абсолютно ясно, что мир находится на пороге глобального энергетического кризиса. Удивительно, но Россия пока оказалась единственным островком спокойствия посреди идеального экономического шторма. Нас волнует рост цен на бензин, который едва превышает 6% и ежегодная индексация энерготарифов на 3-4%, при этом стоимость энергоресурсов и топлива в России традиционно сильно ниже, чем в большинстве других стран.
С США, которые обеспечивают себя газом сами и не зависят от поставок из других стран, дурную шутку сыграли дефицит и высокие цены на газ в Азии. Американские компании вместо обеспечения внутреннего рынка загрузили по максимуму мощности по сжижению газа и гонят его на экспорт, получая сверхприбыли. По оценкам Baker Hughes, объем поставок СПГ из США зарубежным покупателям сейчас на 41% выше, чем год назад. В результате возникли предпосылки для дефицита газа на внутреннем рынке и цены пошли вверх. С двукратным подорожанием бензина еще проще, цены на него в США зависят от нефтяных котировок. Проблема только в том, что сейчас цены на АЗС превысили те значения, от которых сильно пострадал авторитет прошлого президента страны Дональда Трампа.
Аналогичная ситуация в Китае. Цены на газ бьют рекорды, нефть дорожает, а впереди Олимпиада 2022 года, которую обещали провести под голубым, а не под серым от смога небом. Перебои с электричеством в Китае затронули не только промышленные предприятия, но и население. То есть в жилых домах отключался свет, водоснабжение, канализация, интернет и связь. С точки зрения главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, речь идет в первую очередь о европейском кризисе, а пока не о мировом. В России, например, никаких предпосылок к проблемам с энергообеспечением нет. Другие страны, такие как США или Китай, смогут пусть с потерями, но пройти сложный период, считает эксперт.
«Европа просто хочет перенести свою зубную боль на зубы всего человечества. К энергокризису ее привела торопливость с энергопереходом. Если бы они не закрывали, ломали, взрывали свои угольные электростанции, то никаких проблем из-за отсутствия газа у них бы не было. Европа не хочет признавать свою ошибку с отказом от углеводородов в энергетике, тем более, что другой путь развития энергетики, избранный Россией, оказался верным», — отмечает Симонов.
Европа не хочет признавать свою ошибку с отказом от углеводородов в энергетике, тем более, что другой путь развития энергетики, избранный Россией, оказался верным. Иного мнения придерживается замглавы Института национальной энергетики Александр Фролов, который считает, что Европа не центр кризиса. Цены растут уже по всей планете.
Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Сергей Тихонов
Схожей позиции придерживается доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. Нынешняя ситуация в Европе — это только первый громкий звонок, предупреждающий об опасности, считает он. В Европе сошлись два фундаментальных фактора, ставящие под удар развитие всей глобальной энергетики. Первый — крайняя политизация энергетической сферы и увлечение краткосрочными формами торговли газом в ущерб долгосрочным контрактам. Сюда входят юридические препятствия и санкции против строительства и эксплуатации «Северного потока-2», ставка на американский СПГ и требования продолжать транзит через Украину. Второй фактор — это безоглядное стремление к скорейшему энергопереходу. Сегодня мы видим попытки перекрыть кислород нефтегазовому комплексу, фактически лишить его инвестиций под лозунгами зеленого развития. Это неизбежно приведет к обвалу производства, нехватке энергоресурсов и энергетическому голоду в масштабах всей планеты. Сегодняшняя ситуация в Европе — это пока лишь «демонстрационная лайт-версия» тех потрясений, которые могут ожидать глобальную экономику в случае дальнейшей политизации энергетики и насильного необдуманного энергоперехода, подчеркнул Андрианов.
Европа просто хочет перенести свою зубную боль на зубы всего человечества.
Впереди новая встреча стран ОПЕК+ 4 октября. На ней, с большой долей вероятности, будет поднят вопрос о дополнительном увеличении добычи нефти. России слишком резкий рост добычи невыгоден. Мы можем наращивать ее постепенно. По мнению Фролова, нефть остается самым стабильным товаром по динамике роста цен. Цены просто вернулись в оптимальный инвестиционный коридор — промежуток, который способствует поддержанию текущего уровня добычи и вложению средств в отрасль.
Иного мнения придерживается Валерий Андрианов. По его словам, с высокой долей вероятности, ОПЕК+ пойдет на увеличение добычи нефти. Но причина этого — не только и не столько в стремлении успокоить рыночные страсти, а в однозначных сигналах из-за океана. Уже появилась информация о том, что Белый дом ведет переговоры с ОПЕК и рассматривает различные пути снижения цен на нефть и нефтепродукты. И генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо явно начал готовить почву для выгодного Вашингтону решения.
Сергей Тихонов
Источник: rg.ru