Со 2 по 4 сентября 2021 года во Владивостоке прошел VI Восточный экономический форум. Инициатором его появления в 2014-м стал Владимир Путин, тем самым подчеркнув, что развитие Дальневосточного федерального округа является национальным проектом России XXI века. В состав ДФО входят не только Амурская область, Еврейская АО, Приморский край и Сахалинская область, расположенные вдоль реки Амур, но и Бурятия и Забайкальский край, которые для ДФО являются южными регионами.
Север Хабаровского края, Магаданская область, Камчатка, Чукотка, Республика Саха (Якутия) – это уже самая настоящая Арктика, климатические условия Владивостока и Певека отличаются кардинально, поэтому комплексное развитие всего ДФО – задача крайне нетривиальная. Но это тот регион России непосредственно выходит к Юго-Восточной Азии, темпы развития которой уже давно значительно выше, чем в Европе, и на которую традиционно ориентировалась наша страна вот уже несколько веков. С учетом этого развитие ДФО становится исторически уникальным шансом для более гармоничного, равномерного развития всей России, которым мы просто обязаны грамотно распорядиться.
Организационные новинки ВЭФ-2021
До начала пандемических ограничений в России ежегодно проходило немало экономических форумов, в работе части из них принимал участие и президент РФ. Формат их проведения стал вполне традиционным: панельные дискуссии по отдельным направлениям и участие высшего должностного лица как центральное событие. ВЭФ-2021 приятно удивил сразу двумя новинками, которые чрезвычайно полезны.
Впервые состоялась встреча не только Владимира Путина, но и ряда федеральных министров с модераторами панельных дискуссий. Результаты панельных дискуссий, обсуждений, сформулированные новые проекты практически в режиме онлайн были донесены до высшего руководства. Это дает шанс на то, что предложения бизнеса получат поддержку со стороны министерств и ведомств: выслушав предложения модераторов, Владимир Путин по части из них пообещал сформировать прямые поручения правительству. Такой способ координации деятельности министерств и ведомств наиболее динамичен, и это дает надежды на то, что ВЭФ будет приносить реальные результаты в сжатые сроки.
Вторая новинка ВЭФ-2021 – пресс-конференция вице-премьера правительства Юрия Трутнева и министра развития Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова по итогам форума. Пресс-конференция прошла в режиме видеоконференции, но это не связано с пандемией: Юрий Трутнев, находясь в московской студии, отвечал на вопросы журналистов, собравшихся во Владивостоке, Хабаровске, Биробиджане, Анадыре, Якутске, Улан-Удэ, Чите, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске и Южно-Сахалинске. Вопросы с мест, порой весьма острые, — о том, что больше всего интересует жителей этих регионов, о том, как, когда, в каком хронологическом порядке ожидается реализация проектов, намеченных во время ВЭФ.
Путин о государственном подходе к проектам стратегического развития
Главный результат ВЭФ-2021 Юрий Трутнев выразил в цифрах – на полях форума были подписаны контракты на общую сумму в 3,6 триллиона рублей. Весьма солидно, особенно с учетом того, что из-за пандемических ограничений количество участников вынужденно сократили вдвое, до четырех тысяч человек. Есть и особенность – в этот раз не было контрактов “главных”, на совсем уж гигантские суммы: к примеру, на ВЭФ-2019 половина суммы контрактов приходилась ровно на один проект – Амурский газохимический комбинат. В этот раз триллионы набрались за счет контрактов на суммы от 100 до 200 миллиардов рублей, менее масштабные, зато быстрее реализуемые. А скорость реализации становится все более существенным фактором: как отметил в своем выступлении на форуме Владимир Путин, отток населения из ДФО хоть и существенно замедлился, но не прекратился.
Главной недоработкой в развитии региона, по мнению президента России, стало следующее:
“В свое время мы затянули с расширением пропускных возможностей железных дорог. Соображений было много, и они были основаны на расчетах рынка. Но эти расчеты не оправдались. Конъюнктура сложилась иначе – а мы инфраструктуру для этого не подготовили, и не можем сегодня в полной мере воспользоваться благоприятной конъюнктурой на глобальном угольном рынке, не можем нарастить экспорт так, как могли бы. Это, безусловно, упущенная выгода и для компаний, и для бюджета регионов, и всей страны, недополученные ресурсы, которые можно было бы направить на поддержку граждан, на развитие территорий. Если опираться лишь на безликие нормативы, а не на государственное видение стратегической значимости Дальнего Востока, то опережающего развития мы не получим”.
Эти слова президента России имеют ключевое значение: реализация стратегических проектов развития нашей огромной страны, государственный подход к ним не могут быть подчинены только и исключительно цифрам и графикам технико-экономических обоснований, просчитанным срокам окупаемости и прочим показателям экономических догм. Это не зависит от формы политического строя – нам часто напоминают о том, что БАМ стал востребованным, стал окупаться только через несколько десятилетий после того, как был построен. Но ведь ровно те же слова можно повторить и про Транссибирскую магистраль, которая была построена в 1916 году, а максимально востребованной стала только через полвека.
И, конечно, развитие ДФО и Арктики – это не только дороги: вторая, если не первая составляющая – обеспечение и дорог, и всех населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов тепловой и электрической энергией. Климат не позволяет другого подхода – только комплексное развитие, когда приходится тщательно планировать одновременно все: строительство электростанций, дорог, промышленных объектов и жилья со всей социальной инфраструктурой. В ДФО действует несколько ТОР со значительными налоговыми преференциями, но без наличия энергетической и транспортной инфраструктуры появления инвесторов придется ждать долго.
Комплексные энергетические решения “РусГидро”
В своем выступлении на ВЭФ-2021 Владимир Путин поручил правительству разработать особый налоговый режим для Курильских островов, на что весьма нервно реагируют власти Японии. Тем ценнее реакция, которую мы увидели на пресс-конференции от Юрия Трутнева: он не стал вдаваться в политические проблемы, а заговорил о том, что острова должны получить современную надежную энергетическую и транспортную базу. По мнению вице-премьера, необходимо в самые сжатые сроки спроектировать и построить на Курилах геотермальные электростанции и электростанции совершенно нового типа.
2 сентября в рамках ВЭФ состоялся пуск первого автоматизированного энергетического комплекса в селе Улахан-Кюель Верхоянского района Якутии. В состав комплекса входят: современная дизельная электростанция мощностью 600 киловатт, солнечная электростанция мощностью 400 киловатт и накопитель энергии мощностью 125 киловатт. Комплекс разработан специалистами компании “РусГидро”, которой предстоит его эксплуатировать, и компанией “Арктик Пауэр Капитал” и спроектирован так, чтобы экономить от 30 до 70 процентов дизельного топлива по сравнению с существующими показателями. Проект универсален еще и тем, что в его составе может работать не только солнечная, но и ветряная энергия, и на ВЭФ “РусГидро” сообщила о том, что в ее планах создание таких комплексов в 72 населенных пунктах Якутии и еще в семи – на Камчатке. Энергообеспечение Курильских островов – тоже зона ответственности “РусГидро”, поэтому можно надеяться, что проблема, о которой говорил Юрий Трутнев, будет решена максимально оперативно.
Флотилия плавучих АЭС
Удаленность населенных пунктов и промышленных объектов, отсутствие соединений с объединенной энергосистемой – характерная особенность всего ДФО, поэтому для этого региона чрезвычайно важны любые малые проекты энергетики, причем, желательно, отвечающие требованиям перехода к малоуглеродной генерации. Такие решения предлагает не только “РусГидро”, но и “Росатом”.
3 сентября “Росатом” подписал соглашение с компанией Kaz Minerals о поставке электроэнергии для Баимского горно-обогатительного комбината. Это означает, что “Росатом” может приступать к строительству целой флотилии плавучих АЭС на базе реактора РИТМ-200: до конца десятилетия в бухте Наглёйнгын на побережье Чукотки должны начать работу сразу четыре ПАЭС мощностью 106 мегаватт каждая. Это – новые заказы для машиностроителей и судостроителей отрасли и превращение Чукотки в самый “атомный” регион России, поскольку к началу 2031 года здесь будут работать не менее пяти АЭС.
Российские предприниматели положительно оценивают проекты “Росатома”: на ВЭФ-2021 рамочное соглашение о сотрудничестве с корпорацией подписала компания “Глобалтэк”. Компании намерены проработать проект энергоснабжения за счет плавучих АЭС СПГ-комплекса, который “Глобалтэк” намерена реализовать на берегу Охотского моря, куда природный газ будет поступать по газовой магистрали от месторождений на территории Якутии. Конечно, это не тот проект, который будет реализован в течение пары лет, но важно то, что плавучие АЭС постепенно становятся востребованными, что гарантирует “Росатому” сохранение лидирующих позиций в мировом атомном проекте.
Зеленая энергия для газохимического комплекса
Еще один значимый энергетический проект, стартовавший в дни проведения ВЭФ-2021, – подписанный договор между “РусГидро” и компанией СИБУР. Нижне-Бурейская ГЭС будет обеспечивать электроэнергией Амурский газохимический комплекс, проектная присоединенная мощность составит 300 мегаватт. Новость-матрешка – не только о том, что АГХК будет обеспечен зеленой энергией, но и о том, насколько не правы оказались все те, кто критиковал “РусГидро” за Нижне-Бурейскую ГЭС за ее “невостребованность”. Строительство было начато в 2010 году, в эксплуатацию ГЭС ввели в 2017-м, и все эти годы поток критики не останавливался: компания лезет в долги, сбыта в депрессивном регионе не будет и так далее. Но проект Нижне-Бурейской ГЭС – это пример того самого государственного подхода к развитию Дальнего Востока, о котором говорил Владимир Путин. Нижне-Бурейская ГЭС уверенно выполняла свои задачи: регулировала работу более мощной Бурейской ГЭС и сток воды в притоке Амура, тем самым облегчая прохождение ставших ежегодными паводков. А теперь настало время постепенного возвращения инвестиций: установленная мощность Нижне-Бурейской ГЭС составляет 320 мегаватт, то есть АГХК стал якорным потребителем на 90 процентов технических возможностей станции.
Теперь мы видим, что, в отличие от БАМа и Транссиба, у Амурского ГХК никаких задержек не возникает. Этот комплекс обеспечит более 2000 рабочих мест, появятся они и на перспективных предприятиях, которые будут использовать в своем производстве продукцию ГХК. Владимир Путин говорит о необходимости прекращения оттока населения из ДФО, Юрий Трутнев уверен, что для этого необходимы новые высокооплачиваемые рабочие места и реновация населенных пунктов – и мы видим, как наши энергетики и газовых дел мастера реализуют и то и другое. Крупные государственные и частные компании демонстрируют тот самый государственный подход, который, по словам президента России, не удался нашему правительству полтора десятка лет тому назад – впервые модернизировать БАМ и Транссиб Владимир Путин предложил еще в 2004 году.
Формат статьи не позволяет рассказать еще о целом ряде энергетических проектов, которые мы увидели на ВЭФ-2021. О том, что намерены реализовать на Дальнем Востоке “Роснефть”, “Газпром” и “Новатэк”, какие новые проекты предложили наши угольные компании – в следующих статьях этого небольшого цикла.
Фото: forumvostok.ru