Решение суда германского Дюссельдорфа, который не стал выводить «Северный поток — 2» из-под норм обновленной газовой директивы ЕС, не сможет остановить реализацию проекта. Об этом пишет в четверг на своем сайте немецкая газета «Франкфуртер альгемайне цайтунг».
«В соответствии с решением суда трубопровод должен подчиняться правилам ЕС. По поводу того, как это реализовать, еще могут быть споры. Но „Северный поток — 2“ это уже не остановит», — пишет автор.
В статье напоминают, что главное положение директивы ЕС — разделение компаний, которые поставляют газ и которые эксплуатируют трубопровод. В этих целях оператор Nord Stream 2 AG уже в июне заблаговременно подал запрос в Федеральное сетевое агентство, чтобы «с точки зрения бухгалтерии» отделить оператора от материнского концерна, пишет «Франкфуртер альгемайне цайтунг». У ведомства есть четыре месяца, чтобы вынести решение.
Впрочем, с точки зрения представителей Еврокомиссии, этого все равно может быть недостаточно для выполнения всех условий. «Без продажи трубопровода не обойтись, говорят там», — пишет газета, не указывая источник и не уточняя этой мысли.
Суть обновленной директивы
Базовое требование третьего энергопакета Евросоюза — это разделение энергокомпаний (unbundling). Оно подразумевает необходимость разделения европейских энергетических корпораций на структуры, которые занимаются добычей, генерацией и торговлей энергоресурсами с одной стороны, и независимых операторов энерготранспортных систем (трубопроводов, ЛЭП и т. д.) — с другой.
Доработанная Газовая директива была согласована в рекордные сроки в начале прошлого года. Суть внесенных в нее изменений — распространить на трубопроводы, проходящие в морской экономической зоне стран ЕС, нормы третьего энергопакета сообщества, которые обязывают оператора резервировать до 50% мощностей газовой магистрали для прокачки топлива от альтернативных поставщиков.
Между тем вопрос о применении доработанной Газовой директивы остается открытым. Хотя сами поправки вступили в силу еще в июне 2018 года, многие страны ЕС не успели учесть их в своих национальных законодательствах, что открывает широкие возможности для оспаривания их применения через суд.
В среду суд Дюссельдорфа постановил, что «Северный поток — 2» обязан подчиняться этой директиве, поскольку не был завершен к нужной дате — к 23 мая 2019 года.