После соглашений по урегулированию карабахского конфликта перед энергетическими компаниями России и Азербайджана открылся обширнейший фронт работ.
Соглашение, подписанное руководителями России, Азербайджана и Армении 10 ноября 2020 года, послужило основанием для прекращения боевых действий в зоне Нагорно-Карабахского конфликта. С этого момента территория непризнанной Нагорно-Карабахской Республики стала зоной приложения дипломатических усилий всех политических сил, заинтересованных в окончательном разрешении всех спорных вопросов, накопившихся с 1990-х годов.
Какое время уйдет на сглаживание всех противоречий, на поиск взаимоприемлемого компромисса, пока можно только догадываться. Будем надеяться, что рано или поздно это будет сделано, тем более, что уже сейчас появилась возможность стимулировать активизацию грядущих переговоров – возможность, которая вытекает из старинной формулы «Бытие определяет сознание». Если в результате прекращения боевых действий, в результате возврата под контроль Баку семи районов Азербайджана, которые с 1993 года контролировала армия непризнанной НКР, начнется реализация экономических проектов, которые поднимут уровень жизни населения обеих закавказских республик, политикам будет легче найти общие точки зрения.
Энергомост «Север – ЮГ»: Россия – Азербайджан – Иран
Если не использовать философские термины, то алгоритм действий, которые помогут расстаться с наследством военного противостояния, несложен: нужно восстанавливать и развивать экономику, а для того, чтобы это стало возможным, необходимо прежде всего решить все вопросы, касающиеся обеспечения электроэнергией. О том, что исчезновение «серой зоны» на Южном Кавказе делает возможным завершение строительства и ввода в эксплуатацию ГЭС «Худаферин» и «Гыз Галасы» на границе Ирана и Азербайджана, наш портал уже писал. Но это далеко не все возможности, которые появились после 10 ноября 2020 года. Один из проектов никогда секретным не был, просто он недостаточно широко освещался в СМИ.
14 августа 2019 года департамент общественных связей СО ЕЭС (Системного оператора Единой энергетической системы РФ) сообщил следующее: «Переговоры по созданию энергетического коридора «Север – Юг» между энергосистемами Азербайджана, Ирана и России завершились заключением соглашения о совместной разработке ТЭО. Участниками соглашения от 12 августа стали: от России – АО «СО ЕЭС» и ПАО «Россети», от Ирана – иранская управляющая компания по электрогенерации, передаче и дистрибуции «ТАВАНИР», от Азербайджана – ОАО «Азерэнержи». В ближайшее время будет произведена оценка экономической целесообразности соединения энергосистем стран-участниц, а также эффективности различных способов реализации энергетического коридора «Север – Юг».
Конечно, разработчикам технико-экономического обоснования такого энергомоста предстоит серьезная работа – им нужно не только проложить как можно более короткую трассу ЛЭП в горной местности так, чтобы не потребовались миллиардные инвестиции в прокладку тоннелей, преодоление ущелий и перевалов. Для начала взглянем на общую карту – так, как ее видят политики, и предложим вам, уважаемые читатели, провести «мозговой штурм»: как проложить трассу ЛЭП с территории России до территории Ирана через территорию Азербайджана кратчайшим путем.
Маршрут энергомоста: горы и электростанции
Карта Азербайджана
Вам кажется, что нужно просто приложить линейку и найти отрезок, в котором меньше миллиметров? Но у нас в этой задаче есть два условия: не только горная местность, но и необходимость учитывать, что это будет трасса именно энергомоста, который предстоит строить для того, чтобы электроэнергии для всех трех стран-участниц было как можно больше. У энергетиков свой взгляд на ту же местность, оцените:
Энергетические объекты в Азербайджане и Карабахе
Азербайджанская Мингечевирская ГЭС, построенная на Куре в 1954 году, по-прежнему остается крупнейшей в Закавказье – ее установленная мощность составляет 425 мегаватт. Синий кружок на карте – ГЭС проекта «Худаферин», которые теперь находятся на территории, подконтрольной Азербайджану. Красный кружок – Сарсангская ГЭС мощностью 50 мегаватт на реке Тертер, одна из шести ГЭС, которые по соглашению от 10 ноября 2020-го остались под контролем непризнанной НКР. Установленная мощность остальных пяти ГЭС составляет еще 25 мегаватт, и о том, будут ли эти ГЭС работать только на потребителей НКР или есть возможность использовать их еще и для нужд планируемого энергомоста, предстоит принимать отдельное решение.
Результаты московской встречи лидеров России, Азербайджана и Армении
Напомним, что по результатам прошедшей 11 января 2021 года в Москве встречи Владимира Путина, Ильхама Алиева и Никола Пашиняна принято решение о создании трехсторонней рабочей группы, которая займется восстановлением экономических, торговых и транспортных связей. Помимо этого, сформируют рабочие экспертные группы.
Президент России Владимир Путин по результатам прошедшей встречи подчеркнул: «Уверен, что реализация этих соглашений пойдет на пользу как армянскому, так и азербайджанскому народу и, без всякого сомнения, пойдет на пользу региону в целом, а значит, и интересам Российской Федерации». Мы тоже в этом совершенно уверены, особенно с учетом того, что работа совместной группы энергетиков России, Азербайджана и Ирана по проектированию энергомоста началась еще в 2019 году.
Энергетическая система Дагестана
Возможный маршрут энергомоста Россия – Азербайджан – Иран вполне может соответствовать последней схеме, вот только вопрос о том, в каком направлении будут идти основные потоки электроэнергии – с севера (из России в Иран) или с юга (из Ирана в Россию) – далеко не так прост.
Азербайджан территориально граничит с Дагестаном, а итоги работы энергосистемы этой республики в 2020 году по данным СО ЕЭС выглядят следующим образом: объем выработки электроэнергии всеми электростанциями Дагестана – 3,8 миллиарда киловатт-часов, объем потребления – 6,9 миллиарда киловатт-часов. Дагестан энергодефицитен далеко не первый год, проблема возникла еще в советские времена, поставки идут со стороны всех прилегающих регионов, причем не только российских – в 2020 году 30 миллионов киловатт-часов по межгосударственным линиям поставил Азербайджан.
В последнее время власти Дагестана предпринимают усилия, чтобы активизировать энергостроительство. У энергосистемы республики есть одна интересная особенность: из 18 работающих здесь электростанций 16 – большие и малые ГЭС. Это означает, что Дагестан способен справиться с регулированием большого количества солнечных и ветряных электростанций, ведь ГЭС – самый маневренный вид из всех традиционных электростанций. Тем более, что компания «РусГидро» занимается в Дагестане реализацией программы «Прометей»: разработана технология поточного строительства малых ГЭС, которая позволяет снизить стоимость и увеличить скорость строительства за счет применения типовых методов строительства, оборудования и эксплуатации.
К строительству малых ГЭС уже в 2021 году намерена приступить дагестанская компания EcoEnergy, имеются готовые к запуску проекты СЭС у «Хевел» и «Солар Системс», в таком же состоянии – проекты ВЭС у «НоваВинд», структуры «Росатома». В августе 2020 года Корпорация развития Дагестана подвела промежуточные итоги предпроектной подготовки – к 2024-му в республике может быть построено до 570 мегаватт новых генерирующих мощностей, что обеспечит прибавку в 25 процентов к совокупной мощности работающих электростанций.
Контуры «кавказского плана ГОЭЛРО»
Вот такая удивительная ситуация складывается сейчас вдоль трассы будущего энергомоста. России нужно максимально быстро решать проблему с электрификацией Дагестана – как минимум, а как максимум – построить столько новых электростанций, чтобы обеспечить возможность осуществления экспортных поставок. Наверняка в ближайшее время дополнительная энергия потребуется Азербайджану – руководство республики настроено весьма серьезно относительно восстановления возвращенных семи районов.
Спокойнее всех чувствует себя Иран, который находится на завершающей стадии строительства ГЭС проекта «Худаферин» общей мощностью 280 мегаватт – ведь по договору с Азербайджаном Иран будет получать всю вырабатываемую этими ГЭС электроэнергию в качестве компенсации за инвестиции в «Худаферин».
Одно можно сказать совершенно точно: перед энергетическими компаниями России и Азербайджана открылся обширнейший фронт работ, и вполне возможно, что в ближайшие годы мы с вами станем свидетелями разработки и реализации «кавказского плана ГОЭЛРО». И совсем уж отдельная история – заявленный Ильхамом Алиевым план строительства железной дороги между Нахичеванской Автономной Республикой и Азербайджаном. Железная дорога становится максимально рентабельной в случае ее электрификации – это аксиома.
Вот только все ли помнят еще о трех фактах: Нахичеванская Республика граничит не только с Арменией, но и с Ираном; Нахичеванская Автономная Советская Социалистическая Республика в советское время имела железнодорожное сообщение как с Баку, так и с Ереваном, а восстанавливать дорогу в горной местности всегда дешевле, чем прокладывать новую; первая в истории Ирана железная дорога связала персидский Тебриз с русской станцией Джуфра в 1908-1916 годах, а в настоящее время станций с названием Джуфра две: одна в Иране, другая – в Нахичеванской Республике, и через них все так же курсируют поезда по маршруту Нахичевань – Тегеран. А о том, какое ко всему перечисленному отношение имеет река Аракс и Мегри, один из красивейших городов Армении, основанный в 906 году, – в продолжении темы.