В начале февраля министр энергетики Литовской Республики Дайнюс Крейвис убедительно доказал, что созданием фейковых новостей профессионально могут заниматься не только нечистоплотные СМИ, но и члены правительства отдельно взятых стран.
«Около половины поступающей в Литву электроэнергии из третьих стран вырабатывается на Белорусской атомной станции. По имеющимся данным, Литва уже заплатила за электричество, полученное на станции в Островце, почти четыре миллиона евро. Это означает, что применяемая методология торговли электроэнергией с третьими странами не препятствует доступу к литовской энергосистеме электроэнергии из Белоруссии» — заявил Дайнюс Крейвис.
Сразу бросается в глаза, что господин министр застенчиво не указал источник «имеющихся данных», а в данном случае это было бы весьма логично. Впрочем, логично – это не про политиков высшего уровня Литовской Республики.
Практически мгновенно в бой ринулась советница президента Литвы, глава группы по внешним вопросам Аста Скайсгирите:
«Правительство должно предпринять шаги для того, чтобы предотвратить это попадание электроэнергии на рынок, в ближайшее время мы ждем предложений о том, как это можно сделать. Президент думает о созыве Государственного совета по обороне, чтобы провести заседание по БелАЭС. Он также обсудит попадание электроэнергии с Островецкой АЭС на рынок балтийских стран с коллегами из Латвии и Эстонии».
И так далее… Политиков в Литве много, ударить Госсоветом по проводам линий электропередачи они готовы стремительно и неудержимо.
Сказки литовских политиков и суровая реальность бытия
И ни одного из этих политических руководителей Литвы не беспокоит факт, в наличии которого убедиться совершенно несложно любому желающему. Для этого вполне достаточно зайти на официальный сайт компании Litgrid, оператора системы передачи электроэнергии Литовской Республики. Литовским и английским по белому: объем перетоков электроэнергии в сечении Белоруссия – Литва равен нулю. И этот ноль появился не сегодня и не вчера, а 4 ноября 2020 года, сразу после того, как состоялся энергетический пуск первого энергоблока БелАЭС, который с того момента вошел в состав объединенной энергосистемы Белоруссии. Отметим, что энергетические системы основной территории России и Литвы соединения за счет линий электропередачи не имеют, поэтому поставки российской электроэнергии в Литву шли по маршруту Россия – Белоруссия – Литва. Учитывая этот факт, Sputnik Литва еще в ноябре 2020 года отправил запрос в пресс-службу «Интер РАО» – государственной компании России, имеющей эксклюзивные права на экспорт электроэнергии. Официальный ответ пресс-службы:
«Договор на поставку электроэнергии по сечению Белоруссия – Литва прекратил действие».
После того как в СМИ появились заявления литовских политиков, мы еще раз уточнили, как выглядит ситуация с поставками электроэнергии в Литву, ответ подтвердил, что никаких изменений не произошло: «Коммерческих поставок через Белоруссию из России не ведется в связи с закрытием торгового сечения Белоруссия – Литва». Следовательно, мы имеем двойное подтверждение того, что министр энергетики Литвы умышленно искажает реальность. Но эта откровенная ложь послужила поводом для нагнетания антибелорусских настроений, чем с удовольствием и занялись прочие ответственные политические деятели этой прибалтийской республики. Впрочем, в данном конкретном случае точнее называть их безответственными: нет никаких поставок электроэнергии из Белоруссии в Литву, нет и никаких четыре миллионов евро платежей. Куда исчезла эта сумма, пусть у господина министра выясняют соответствующие контролирующие и надзирающие органы Литовской Республики, не будем вмешиваться в их деятельность.
Правила энергобиржи NordPool
Впрочем, вполне возможно, что вот таким нетривиальным способом советники президента Литвы готовят своего шефа к переговорам с президентами Латвии и Эстонии, не задумываясь о том, насколько нелепо будут выглядеть его возможные требования относительно «предотвращение попадания электроэнергии с Островецкой АЭС на рынок балтийских стран».
Литовские политики пытаются забыть еще один факт, известный всем, кто хоть немного представляет, в каких рамках действуют энергетические системы Литвы, Латвии и Эстонии. Дело в том, что все они входят в состав энергобиржи NordPool со штаб-квартирой в Норвегии, все торговые операции осуществляются по правилам, действующим в NordPool. По этим же правилам работает и компания «Интер РАО» – никто не навязывает силой поставки электроэнергии, ее покупают и продают на суточных и других аукционах. Точно так же, на тех же основаниях Литва имеет возможность покупать электроэнергию из Швеции при помощи энергокабеля NordBalt и из Польши по ЛЭП LitPol.
Сидеть на двух стульях не получится – чтобы пресечь поступление электроэнергии из ЕЭС (Единой энергетической системы) России, Литве придется либо каким-то образом заставить NordPool изменить правила, которые едины для 14 государств, входящих в ее состав, либо просто выйти из NordPool, тем самым отказавшись от поставок электроэнергии из Швеции и из Польши. В общем, предсказать, что все эти раздуваемые фейк-новости закончатся без всяких ощутимых результатов, несложно – пошумят и успокоятся, потешив и собственное самолюбие, и электорат, настроенный против Белоруссии и России.
Электроны в шенгенской визе не нуждаются
Причины нервного состояния литовских политиков понять тоже несложно. В ответ на запрос «Интер РАО» подтвердила, что с 5 ноября ею начаты и продолжаются в настоящее время поставки российской электроэнергии в коммерческом сечении Псковская область – Латвия. Напомним, что компании «Интер РАО» генерирующие мощности в Псковской области не принадлежат, а собственником Псковской ГРЭС является ОГК-2, дочерняя структура «Газпром Энергохолдинга».
От прибалтийских политиков уже неоднократно звучали заявления о том, что они намерены требовать от «Интер РАО» сертификаты происхождения электроэнергии. «Интер РАО» в переписке со Sputnik Литва подтвердила, что если такое требование будет оформлено официально, этот сертификат будет в установленном порядке предоставлен уполномоченной на то Торгово-промышленной палатой России. И нет никаких причин сомневаться в том, что в этом сертификате не будет никаких намеков даже на существование Белорусской АЭС, а будут отражены только факты: «Интер РАО» покупает электроэнергию у ОГК-2, электроэнергия выработана на газовой Псковской ГРЭС.
Разумеется, все энергетики, работающие в этом регионе, отлично понимают, что потребители Псковской области никакого дискомфорта при этом не испытывают – все недостающие объемы могут быть компенсированы за счет перетоков из Белоруссии, с энергосистемой которой ЕЭС России соединена тремя высоковольтными ЛЭП. Будет ли для таких поставок использована генерация БелАЭС или не будет – никого ни в одной из стран Балтии интересовать не может, Россия и Белоруссия выстраивают отношения без участия ненужных им третьих сторон, в том числе без такой важной для планеты Земля организации, как Государственный совет обороны Литовской Республики.
Как бы и что бы ни заявляли литовские политики, реальность от этого не изменится. Считает Латвия, что ей необходимы поставки электроэнергии из России, устраивают ее предлагаемые «Интер РАО» цены, значит, поставки будут осуществлены в полном соответствии с правилами энергобиржи NordPool. Правила эти таковы, что Литва, ставшая энергодефицитной с момента закрытия Игналинской АЭС, вынуждена закупать электроэнергию и у Латвии – в тех случаях, когда та оказывается способна сделать самое выгодное ценовое предложение. Конечно, литовские политики видят все эти несложные комбинации: Литва рассчитывается за поставки электроэнергии с Латвией, та – с «Интер РАО», а где-то там, вне досягаемости для литовских политиков, потребители Псковской области, возможно, перечислят деньги «Белэнерго» для того, чтобы эта государственная организация Белоруссии получила возможность рассчитываться с Россией по кредиту, выданному нашей страной на строительство БелАЭС.
При этом никто никаких правил торговли нарушать не будет, все добьются соблюдения своих целей: потребители в Латвии, в Литве, в Псковской области получат необходимую им электроэнергию, а деньги, совершив путешествие по счетам различных компаний и организаций, как и положено, прибудут в конечную точку – на счета государственного бюджета России. Пострадает ли при этом оборона Литвы – вопрос интересный, но пусть на него литовское оборонное ведомство и отвечает. Желает президент Литвы заставить улыбаться в ответ на его текст про «недопущение белорусской электроэнергии» коллег из Латвии? Так почему бы нет, ведь даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб. Во времена пандемии это чрезвычайно полезно.
Источник: lt.sputniknews.ru