«Северный поток — 2» снова и снова оказывается в центре внимания на Западе: одни европейские страны его критикуют, другие — поддерживают, а США после долгих угроз все-таки ввели санкции против компаний, участвующих в проекте. На этом фоне Россия не устает напоминать, что строящийся газопровод — исключительно экономический проект, и призывает не политизировать его.
Объясняем, кому и чем не угодил трубопровод.
Кто поддерживает проект?
СП-2 проходит через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти стран — Германии, Дании, России, Финляндии и Швеции. Поэтому все эти страны должны разрешить строительство газопровода и его эксплуатацию. Германия, Россия, Финляндия и Швеция согласились достаточно быстро, а вот Дания долго выступала против проекта, но в итоге тоже позволила строить трубопровод.
Германия, на чью территорию и выходит «Северный поток — 2», неоднократно напоминала о важности проекта и подчеркивала, что не будет мешать его строительству, так как для этого нет правовых оснований. А делать СП-2 «мальчиком для битья» неправильно. И как показал опрос социологической службы Forsa в начале 2019 года, более 71% немцев поддерживали проект.
Выступает за него и Австрия, рассматривающая СП-2 исключительно с экономической точки зрения.
Бывший глава Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Франк Шауфф заявлял, что Европа просто не может отказаться от импорта российского газа — это станет для нее «экономическим самоубийством».
Кто выступает против СП-2?
Дания — последняя из пяти стран, через которые должен пройти газопровод, — в итоге все-таки разрешила прокладку труб и дальнейшую эксплуатацию газопровода. Хотя еще в 2018 году в Копенгагене заявляли о возможной блокировке или отсрочке реализации проекта.
Против проекта выступают в странах, прямо заинтересованных в продолжении транзита российского газа через их территорию. В первую очередь это Украина и Польша. Их поддерживают Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Словакия, Румыния, Литва и Хорватия. Они видят в СП-2 «определенные риски для энергетической безопасности в Центральной и Восточной Европе».
Польша в это же время строит свой газопровод из Норвегии через Данию — Baltic Pipe, закончить который собирается к 2022 году. Как раз тогда же истекает контракт с «Газпромом», и продлять его польская сторона не планирует. Дания уже выдала разрешение на это строительство, хотя Польша подала свою заявку позже России.
А в октябре 2020 года польское Управление по охране конкуренции и потребителей (UOKiK) оштрафовало «Газпром» и сотрудничающие с ним пять европейских компаний (OMV, Wintershall, Shell, Uniper и Engie) на $7,6 млрд и $100 млн соответственно. UOKiK инициировал расследование против них еще в мае 2018 года. По данным регулятора, российская корпорация без предварительного согласия UOKiK заключила финансовую сделку с этими компаниями, что в результате может привести к ограничению конкуренции.
Осенью 2018 года к противникам проекта присоединились парламентские партии Швеции, которая уже разрешила строительство.
Чем недовольны европейские противники газопровода?
Еврокомиссия (ЕК) убеждена, что строительство «Северного потока — 2» противоречит целям Евросоюза и положениям Третьего энергопакета ЕС. Европейцы считают необходимым усиливать безопасность поставок при конкурентоспособном рынке газа, а также обеспечить диверсификацию источников топлива. СП-2, по их мнению, только усилит зависимость ЕС от российского газа.
Шведские парламентарии в свою очередь назвали несколько причин для отмены «Северного потока — 2»:
- планы ЕС по увеличению использования возобновляемых источников энергии;
- несоответствие проекта вопросам энергетической политики ЕС, защиты окружающей среды и национальной безопасности.
Глава российского МИД Сергей Лавров считает, что противники СП-2 просто поддерживают антироссийские шаги США.
Между тем в ЕС утвердили поправки в Газовую директиву, которые ужесточили требования к проекту «Газпрома». Подробнее читайте в другом нашем материале.
А Дания действительно могла заблокировать строительство?
Датское руководство в свое время действительно заявляло, что страна может принять закон, который в конечном счете позволит на юридических основаниях заблокировать или отложить реализацию проекта «Северный поток — 2». В ноябре 2017 года датский парламент одобрил закон, разрешающий МИД страны рассматривать целесообразность прокладки трубопроводов через ее территориальные воды, исходя из соображений национальной безопасности и вопросов внешней политики.
Компания-оператор Nord Stream 2 AG в итоге предложила датским властям два альтернативных маршрута. Таким образом на рассмотрение у Датского энергетического агентства (ДЭА) находилось сразу три заявки — на три разных маршрута. Если бы Дания не определилась до конца 2019 года, то в принципе «Газпром» готов был построить «Северный поток — 2» в обход ее территории.
Если это российско-европейский проект, то при чем тут США?
США настаивают на опасности «Северного потока — 2» для энергетической безопасности Европы. Американская сторона считает, что проект сделает ЕС полностью зависимым от российского газа, а потому уязвимым не только экономически, но и политически. В США даже разработали свой план по снижению поставок российского газа в Европу.
Кроме того, американские власти заявляли, что строительство газопровода нацелено и против Украины. Так, по их мнению Россия с помощью СП-2 «добивается укрепления своих рычагов влияния на Запад, одновременно отсекая Украину от Европы».
Так что США активно призывают европейские страны отказаться от проекта «Северного потока — 2».
И как США мешают «Северному потоку — 2»?
В 2017 году тогда еще президент США Дональд Трамп подписал закон, ужесточающий санкции против России, Ирана и КНДР и предостерегающий американские и иностранные компании от сотрудничества с российскими предприятиями и ведомствами из «оборонного и разведывательного секторов».
При этом американское руководство в разное время демонстрировало разное мнение по вопросу экстерриториальных санкций. Сначала Трамп заявлял, что США не будут вводить санкции против компаний, участвующих в реализации «Северного потока — 2». Позднее, наоборот, отметил, что такая возможность сохраняется. Об этом же говорил бывший министр энергетики США Рик Перри и писал в январе 2019 года в письмах немецким компаниям бывший посол США в ФРГ Ричард Гренелл. Чем, кстати, вызвал недовольство и немецких властей, и бизнеса.
В итоге в декабре 2019 года Дональд Трамп подписал военный бюджет США, который предполагал антироссийские санкции сразу по нескольким пунктам: меры против газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», а также рестрикции за поддержку сирийских правительственных сил в ходе «гражданской войны».
Как объясняли в американском Минфине, для соблюдения режима санкций «стороны, которые умышленно продавали, сдавали в аренду или предоставляли суда, участвующие в прокладке труб на глубине 100 футов (30,4 м) и более в рамках строительства газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», должны сделать так, чтобы эти суда немедленно прекратили деятельность, связанную со строительством»
Оборонный бюджет США на 2021 год снова расширил санкционные меры против обоих газопроводов. Государственный департамент США в январе предупредил ряд европейских компаний, которые, по его предположениям, помогают в строительстве газопровода «Северный поток — 2», о возможном риске введения санкций против них со стороны американских властей. Они также заявили еще в декабре 2020 года: они продолжат вводить санкции против СП-2 и рассчитывают, что им удастся помешать его реализации. Так, в конце февраля 2021 года судно «Фортуна», которое задействовано в строительстве газопровода, и его собственник — компанию «КВТ-Рус» были внесены в новый санкционный список США. При этом против них в тот момент уже действовали рестрикции в рамках другого санкционного закона.
Что на претензии отвечает Россия?
Позиция России остается неизменной — страна неоднократно называла «Северный поток — 2» чисто экономическим проектом и призывала Запад не политизировать его.
Отвечая на критику оппонентов, российский президент Владимир Путин также регулярно напоминает, что и при загрузке новых газопроводов Россия готова сохранить украинский транзит — не помешают этому ни оба «Северных потока», ни «Турецкий поток».
По мнению российского руководства и экспертов, политизация проекта в первую очередь выгодна США, которые заинтересованы в продвижении собственного сжиженного газа (СПГ) на европейский рынок. Россия же в свою очередь заявляла, что готова к конкуренции с американским газом на европейском рынке. Тем более российский газ останется самым конкурентоспособным в регионе минимум до 2035 года, уверены аналитики.
А как санкции повлияли на проект?
Швейцарская компания Allseas, которая занималась укладкой труб для трубопровода «Северный поток — 2», в конце 2019 года отвела все суда из района строительства в Балтийском море. В МИД Швейцарии критически отнеслись к санкциям США, но подчеркнули, что не могут им помешать.
Тем не менее Владимир Путин выражал уверенность, что Россия сможет сама закончить строительство, хотя и с задержкой. По данным агентства Bloomberg на январь 2021 года, Nord Stream 2 планирует завершить строительство в июне.
В сентябре 2020 года Ассоциация международных страховщиков судовладельцев предупредила своих членов об опасности работы с оператором «Северного потока — 2». Они должны помнить, что «не должно быть никакого страхового покрытия для судов, вовлеченных в незаконную деятельность или деятельность, которая ставит клуб под угрозу нарушения санкций», отметила организация в опубликованном циркуляре.
К февралю 2021 года по меньшей мере 18 европейских компаний вышли из «Северного потока — 2» в связи с угрозами США ввести санкции против участников проекта.
Сам «Газпром» в меморандуме к новому размещению своих бондов в январе 2021 года не исключил приостановку реализации или полную отмену проектов «Турецкий поток» и «Северный поток — 2» в случае резкой смены политической ситуации.
Источник: ТАСС