Дайджест Геоэнергетики / 16.03.2020

Дайджест Геоэнергетики / 16.03.2020

В компании Equinor подтвердили первый случай заболевания коронавирусом на буровой платформе в Северном море

Ставангер, 11 марта /Инфолента Offshore-Technology/

Первый (на момент публикации – 11 марта) в истории морских буровых платформ случай заболевания коронавирусом произошёл в Северном море. Это подтвердила норвежская энергетическая компания Equinor, её работник сдал тест на коронавирус, который дал положительный результат.

Работник буровой платформы недавно вернулся из поездки в Австрию и в самом начале текущего месяца приступил к работе на буровой платформе, расположенной на шельфовом месторождении Martin Linge. Позднее, когда Австрия попала в список стран с высоким риском заражения COVID19, сотрудника обследовали на морской платформе и по результатам теста изолировали, поместив на карантин.

В компании Equinor заявили, что еще два работника на этом же шельфовом месторождении сдали тесты на коронавирус, т.к. недавно вернулись из стран с высоким риском заражения. Результатов обследования на момент публикации представлено не было.

Сразу по получении положительного результата, компания начала замедлять интенсивность работ на буровой платформе. Все сотрудники остаются на своих рабочих местах и выполняют предписанный объем работ. Всего на буровой платформе занято 776 сотрудников, занимающихся проектными работами.

Компания продолжает работы на шельфовом месторождении Martin Linge, на котором планируется начать добычу нефти в конце текущего года. Месторождение находится на границе с британским сектором в северной части Северного моря, в 42 км от другого норвежского месторождения Oseberg.

По информации некоторых СМИ, Equinor отменила всё воздушное сообщение между материком и шельфовыми месторождениями Oseberg и Gullfaks, где в настоящее время работают самоподъёмные морские буровые установки Askeladden и Askepott.

Комментарий Бориса Марцинкевича (глав. ред. Геоэнергетика.ru):

Норвегия не была участником ныне распавшегося соглашения ОПЕК+, и пока ни от руководителей государства, ни от руководства Equinor никаких комментариев по поводу происходящего не поступало. Будет ли достаточен уровень мировых цен на нефть для того, чтобы норвежцы смогли продолжить инвестиции в поиск и разработку новых месторождений углеводородов на территории Северного моря, пока сказать сложно. Если уровень медицины Норвегии не справится с ростом короновируса – объем добычи нефти может снизиться даже вне зависимости от ситуации на рынке. А то, что такое вполне возможно, наглядно показал только что происшедший случай с отменой военных учений блока НАТО на территории Норвегии – европейские и американские военные заняты не маневрами в Арктике, а внезапным отдыхом на больничных койках.

Китай: на самой загруженной угольно-транспортной железной дороге объемы перевозок падают уже четвертый месяц подряд

Пекин, 11 марта /Инфолента ChinaEconomicReview/

В Китае на железнодорожной магистрали с самой интенсивной транспортировкой угля было отмечено в минувшем феврале падение объема перевозок, длящееся уже четвертый месяц подряд. Это происходит на фоне снижения национальной угледобычи из-за вспышки коронавируса и продолжающегося слабого спроса на это сырье на внутреннем рынке, сообщает пекинская медиа-группа Caixin.

По результатам февраля месяца объемы перевозок угля по 653 километровой железнодорожной магистрали, получившей название Daqin и соединяющей богатую залежами угля провинцию Шаньси и незамерзающие порты провинции Хэбэй, составили 23,71 млн. тонн, что на 25,56% меньше показателей за аналогичный период прошлого года, сообщили представители оператора железнодорожных перевозок.

По словам транспортных аналитиков, такое снижение обусловлено переживающими спад спросом и предложением на внутреннем рынке, а не пропускной способностью магистрали. Вместе с тем, сама вспышка коронавируса не оказала огромного прямого влияния на работу железнодорожной магистрали, т.к. в транспортировке грузов задействовано небольшое количество персонала.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

«План действий по предотвращению загрязнения и контролю над состоянием воздуха» был объявлен премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном еще в 2013 году, в 107 году появился «План действий по борьбе с загрязнением воздуха для района Пекин – Тянцзинь – Хэбей на 2018-2020 годы». В соответствии с этими документами, а также «Стандартов окружающей среды XIII пятилетки» и «Плана битвы за голубое небо на 2018-2020 годы» Китай планово замещает в наиболее критических с точки зрения экологических нагрузок регионах угольные электростанции на газовые. С учетом того, что 60% добычи угля в Китае приходится на шахты и разрезы Внутренней Монголии и провинций Шаньси и Шэньси, удивляться результатам, которые обнаружены на железнодорожной магистрали Daqin, не приходится

Япония: спотовые цены на СПГ упали до рекордно низкого уровня

Токио, 10 марта /Инфолента LNG Industry/

По сообщениям мировых новостных агентств, цены на спотовый СПГ, поставляемый к терминалам Японии в минувшем феврале, упали до рекордно низких показателей из-за вспышки вирусной инфекции, избыточного предложения на рынке и наступившего по заказу теплого зимнего сезона.

По словам представителей новостных агентств, удар по ценам на СПГ нанесли гигантский вал объемов природного газа, поступающего в трубу с месторождений США и Австралии, теплая зима, установившаяся в северном полушарии, и вспышка вируса, подкосившая спрос на газ и другие сырьевые товары.

Сообщается, что в среднем цены на спотовый СПГ, доставленный к японским терминалам в минувшем феврале, упали до около US$3.40 за млн. БТЕ, что показало резкое падение на US$2.50 за млн. БТЕ по сравнению со средними ценами за минувший январь в US$5.90 за млн. БТЕ.

Средние цены за спотовый СПГ в Японию явились рекордно низкими показателями, зарегистрированными национальным Министерством экономики, торговли и промышленности за всю историю публикаций этих данных, начиная с марта 2014 года.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Когда речь заходит о распаде соглашения ОПЕК+, многие аналитики совершенно справедливо говорят о том, что падение мировых цен на нефть ставит на грань выживания сланцевую добычу нефти в США. При этом в новостной повестке в последнее время не появляется информация о том, как в этой стране обстоят дела со сланцевой добычей газа. Ситуация на газовом рынке Юго-Восточной Азии делает нерентабельной производство СПГ в Штатах – расходы на транспортировку газа на заводы по сжижению, операционные расходы на производство СПГ, фрахт танкеров-газовозов и доставка этого товара в данный регион стали выше, чем возможная прибыль при реализации товара конечным потребителям. В результате становится вполне вероятной рецессия не только у компаний, занятых сланцевой добычей газа, но и компаний, работающих с природным газом. Следствием происходящего сразу в двух секторах энергетической отрасли, как ни удивительно, вполне может привести к результату, который сейчас кажется почти фантастическим – возобновление переговоров ОПЕК+, но теперь уже с участием США.

В Германии возможны блэкауты из-за отказа от генерации электроэнергии на угле, предупреждает глава Uniper

Дюссельдорф, 9 марта /Инфолента CleanEnergyWire/

Германия может столкнуться с нехваткой электроэнергии в ближайшие несколько лет на фоне отказа страны от использования в национальной энергосистеме атомных и угольных электростанций. Такое предостережение высказал на днях в интервью газете Die Welt главный исполнительный директор Uniper SE Андреас Ширенбек /Andreas Schierenbeck/.

По словам руководителя немецкого энергетического концерна, Uniper SE планирует отказаться от сжигания угля и сконцентрироваться на использовании природного газа. Такой шаг подразумевает продажу или закрытие в Германии к 2025 году всех электростанций, работающих на каменном и буром углях, за исключением строящейся в настоящее время электростанции Datteln 4, которая начнет работать на каменном угле уже летом текущего года.

Однако, как утверждает руководитель Uniper SE, существует риск, что Германия столкнется с отключениями электроснабжения, т.н. блэкаутами, в случае если не будет предусмотрена резервная энерго-генерация от электростанций на ископаемом топливе, даже несмотря на решение властей перейти на ВИЭ.

В ближайшие три года Германия может недополучить более чем 7 ГВт объёма мощностей, обеспечивающих энергетическую самодостаточность, которая требуется для преодоления пиковых нагрузок в случае их возникновения в национальной энергосети. Это значит, что может возникнуть дефицит таких мощностей, эквивалентный семи крупным электростанциям, что не может не вызывать беспокойство, заявил руководитель Uniper.

По его утверждению, властям Германии необходимо разработать схему для финансирования и поддержания в рабочем состоянии резервных мощностей на ископаемом топливе, по аналогии с тем, что существует в Британии.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Энергетические компании Германии стали «островом здравого смысла» в океане экологического безрассудства. В отличие от политиков, руководителей страны и множества экологических активистов, энергетические компании думают о реальности, которая после вывода из эксплуатации немецких АЭС может стать весьма суровой. Увлечение прерывистой альтернативной генерацией, то есть массовом строительстве солнечных и ветряных электростанций вполне может привести к разбалансировке объединенной энергетической системы Германии. Возможные блэкауты станут холодным душем для «зеленых» активистов и настоящей катастрофой для промышленности страны, особенно для предприятий непрерывного цикла, прежде всего металлургических и химических. Остается надеяться, что к словам Андреаса Ширенбека найдется, кому прислушаться.

Напомним, что компания Uniper является одним из участников финансирования строительства магистрального газопровода «Северный поток-2», но при этом о планах Uniper инвестиций в строительство на территории Германии новых газовых электростанций в открытых источниках информации нет. Это, в свою очередь, вполне может быть связано с тем, что уже целый ряд европейских банков заявил об отказах финансировать энергетические проекты, связанные с углеводородными источниками энергии.

Китай: рост импорта природного газа за январь-февраль замедлился до 2,8% по сравнению с 18,5% за аналогичный период 2019 года

Сингапур, 7 марта /Инфолента SPGlobal/

Рост импортных поставок в Китай природного газа, как трубопроводного, так и СПГ, замедлился в январе-февраля текущего года до 2,8% по сравнению с прошлогодними темпами в 18,5% за аналогичный период в условиях, когда эпидемия вируса COVID-19 еще более усугубила снижение спроса на голубое топливо, вызванное теплым зимним сезоном.

Быстрое распространение вируса привело к массовым перебоям в промышленном производстве Китая, что повлекло резкий спад спроса в национальной отрасли по транспортировке и переработке природного газа.

Как предполагают источники на газовом рынке страны, резкое падение спроса на голубое топливо произошло именно за этот период, в результате чего хранилища на многих СПГ терминалах оказались заполнены по максимуму. А на 24 февраля текущего года, на внешнем рейде морских терминалов по приему СПГ было зафиксировано около 25 танкеров-газовозов, сообщили в информагентстве S&P GP со ссылкой на местные источники.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Сообщение датировано первой декадой марта, когда эпидемия COVID19 в Китае была на пике развития, и власти страны применили масштабные карантинные меры. В настоящее время эпидемия пошла на спад, и уже известно, что власти Китая намерены предпринять все необходимое для как можно более быстрого восстановления работы на всех предприятиях, которые вынуждены были приостановить свою деятельность. С учетом того, что цены на СПГ на спотовом рынке Юго-Восточной Азии в настоящее время находятся на своем историческом минимуме, восстановление ритма работы промышленности Китая произойдет не только быстро, но и при оптимальном режиме обеспечения электроэнергией. О том, к чему приведут события в Китае ситуацию на рынке СПГ, можно будет судить по данным об итогах марта 2020 года.

Coal India модернизирует транспортную инфраструктуру для угольных шахт

Калькутта, 9 марта /Инфолента EconomicTimes/

Индийская государственная угледобывающая компания Coal India проводит модернизацию транспортных объектов на угольных разрезах страны в рамках программы, нацеленной на увеличение добычи угля до 1 млрд. тонн  к 2024 году.

Для выполнения работ угледобывающая компания привлекла национального оператора Indian Port Rail Corp., отвечающего за инфраструктуру железных дорог и автомагистралей для транспортировки грузов через морские порты.

Обе стороны подписали на днях меморандум о взаимопонимании. В планах – создание железнодорожной инфраструктуры, строительство новых подъездных рельсовых путей и совершенствование логистической связи с национальной магистральной железнодорожной сетью, эксплуатацией которой занимается государственное железнодорожное предприятие Indian Railways.

По словам руководства угледобывающей компании, в рамках программы планируется повысить доступность к рельсовым путям на так называемом участке первой мили логистической цепочки, то есть на начальном её этапе с тем, чтобы увеличить объемы вывоза твердого топлива с крупных угольных шахт за короткий промежуток времени. Дело в том, что Coal India постоянно увеличивает производственные мощности на всех своих шахтах, а это требует согласованного взаимодействия с более совершенной системой отгрузки и вывоза угля.

Логистическая связь на участке «первой мили» подразумевает транспортировку угля от верхних приемных площадок угля до пунктов отгрузки. Наряду с этим в компании также принято решение о переходе к 2023-24 гг. на угольную механическую транспортировку непрерывного действия с помощью подведенных по трубам ленточных транспортеров. Это позволит заменить существующую ныне систему подъездных автодорог.

Внедрение ленточных транспортеров будет осуществлено на 35 угольных шахтах с годовой производительностью свыше 4 млн. тонн. Такая модернизация инфраструктуры потребует и строительства новых рельсовых путей.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Проблемы, стоящие перед угольными кампаниями Индии, схожи с теми, которые пытаются решить российские угольщики для наращивания экспорта своей продукции в страны Азии. Шахты и разрезы способны нарастить добычу, но это невозможно сделать без резкого увеличения пропускной способности железных дорог в направлении морских портов Дальнего Востока. Конечно, для угольных компаний Кузбасса, Новосибирской области, Якутии это вопрос не «первой», а совсем других миль, но, тем не менее, присмотреться к тому, как будут решать проблемы увеличения мощностей железнодорожной инфраструктуры Coal India и Indian Rallways, явно стоит.

UBS не станет финансировать новые нефтегазовые проекты по разработке арктического шельфа

Цюрих, 8 марта /Инфолента Iran-Daily/

Крупнейший швейцарский финансовый холдинг UBS завершил оказание финансовой поддержки буровым проектам на арктическом шельфе на фоне предпринимаемых в мире усилий, направленных на борьбу с изменениями климата. Такой шаг, отмечается в газете Anchorage Daily News, может отразиться в будущем на финансировании нефтегазовых проектов на Аляске.

Финансовый холдинг UBS, штаб-квартира которого расположена в Швейцарии, присоединился к нескольким другим инвестиционным компаниям, которые прекратили финансировать и поддерживать новые проекты по разработке морского шельфа в арктическом регионе. Швейцарская компания приняла решение прекратить финансирование, в котором заявленная цель привлечения капитала – новые нефтяные проекты на арктическом шельфе, заявили в UBS.

Многие банки США, включая Wells Fargo & Company, Goldman Sachs и JPMorgan Chase, также заявили об аналогичном повороте в своей политике, утверждая, что они более не поддерживают новые проекты в указанном регионе. По результатам анализа деятельности банков, проведенного экологической организацией Rainforest Action Network, выяснилось, что в период с 2016 по 2018 концерн UBS инвестировал в нефтегазовые проекты на арктическом шельфе около 300 млн. долл. США.

Нефтедобывающие гиганты, работающие на Аляске, обычно в реализации собственных проектов не зависят от решений банков, т.к. зачастую используют собственную прибыль или средства, вырученные от продажи активов, заявил Ларри Персили /Larry Persily/, бывший федеральный координатор по разработке газа на северном склоне Аляски при экс-президенте Обама. По его мнению, представлять угрозу реализации проектов на Аляске могут также и резко упавшие цены на углеводороды. -0-

Китайский нефтехимический гигант Sinopec запустил производство хирургических масок

Пекин, 9 марта /Инфолента ShanghaiDaily/

На днях китайская нефтехимическая корпорация Sinopec (Sinopec Beijing Yanshan Petrochemical) запустила две линии по производству полимерного нетканного материала melt-blown, что позволит ежедневно выпускать 1,2 млн. респираторов стандарта № 95 и 6 млн. хирургических масок.

Нефтехимическому гиганту придется производить до 4 тонн этого полимерного материала для пошива такого объема продукции, в которой Китай испытывает серьезный дефицит, особенно среди медицинского персонала, вызванный резкой вспышкой коронавируса.

Используемый как основной компонент при производстве медицинских масок полимерный нетканный материал melt-blown применяется в качестве фильтрующего слоя и помещается внутри маски. Каждая ворсинка в таком материале, толщиной около 0.5% человеческого волоса, имеет поляризационный заряд, благодаря чему возникает слабое электрическое поле, способное задерживать пыль, бактерии и пыльцу.

В прошлом месяце Sinopec обнародовал планы по запуску 10 линий по производству такой ткани с тем, чтобы покрыть дефицит между спросом и предложением. После ввода в строй всех запланированных линий общие объемы производства респираторов и масок составят соответственно 3,6 млн и 18 млн. единиц продукции в сутки.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Планы по организации такого производства у Sinopec появились раньше, чем в Китае началась эпидемия COVID 19, ускорение работы было вызвано необходимостью решить проблему дефицита респираторов и хирургических масок в стране. После того, как Китаю удалось справиться с острой фазой распространения эпидемии, новое производство Sinopec получило очень серьезные экспортные перспективы – в настоящее время острую нехватку хирургических масок испытывают все страны Европы. В буквальном смысле слова «Не было бы счастья, да несчастье помогло» — китайская компания вернет все инвестиции в новое производство в сжатые сроки.

 

Подготовлено по материалам, предоставленным Сергеем Вартумяном