26 июня 2019 года неподалеку от Саратовской ГЭС, в городе Балаково начал работу совершенно новый, «на чистой полянке построенный» завод компании «ВолгаГидро» по производству гидротурбинного оборудования.
Вот так прозвучала эта новость на официальном сайте компании РусГидро:
«В торжественной церемонии приняли участие член корпоративного Совета директоров, Президент и генеральный директор подразделения Hydro Group Уве Венхардт, Председатель Правления и Президент Voith Hydro Europe доктор Леопольд Хенингер, генеральный директор «ВолгаГидро» Гюнтер Энгельбутцедер и Председатель Правления – Генеральный директор ПАО «РусГидро» Николай Шульгинов».
Завод один, а участие в его открытии приняли сразу четыре человека, возглавляющих четыре разные компании – не часто такое бывает, поэтому давайте присмотримся к истории этого завода.
Соглашение о строительстве завода было подписано в 2011 году на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме руководителями двух компаний – государственной российской РусГидро и австрийской Voith Hydro. В 2013 году состоялась регистрация совместного предприятия «ВолгаГидро», в котором 60% принадлежало австрийским партнерам, был утвержден инвестиционный план в объеме 2,5 млрд рублей, в 2016 году началось непосредственное строительство завода. Кто такие «Фойт Хайдро» и чем знаменита? Один из крупнейших в мире производителей гидротехнического оборудования любого профиля, стаж сотрудничества с Россией – сто лет. В активе Voith Hydro – 150 лет опыта в разработке всех типов турбин, за годы существования компании, основанной в 1870 году в Германии, она поставила в разные страны мира более 40 тысяч турбин самой разной номенклатуры. «Разные страны» — это Германия, Австрия, США, Испания, Бразилия, Италия, Китай, Япония, Норвегия, Канада, Индия или, если короче – вся Америка и вся Евразия с юга на север и с запада на восток. Материнская компания у Voith Hydro – немецкий машиностроительный концерн Voith GmbH, который на церемонии открытия «ВолгаГидро» представлял Уве Венхардт, в своем выступлении четко указавший на основную причину того, по которой немецкий концерн и его австрийское подразделение не обратили никакого внимания на все антироссийские санкции, которые с 2014 года так любит Евросоюз:
«Гидропотенциал России для целей производства электроэнергии использован всего на 22%, то есть чуть больше, чем на 1/5».
Европейские предприниматели, представляющие ведущую компанию в мире гидроэнергетики, видят перспективы развития России, а РусГидро, в свою очередь, видит перспективы сотрудничества с грандами, которых она привела в нашу страну. Убедившись, что завод строится, необходимое оборудование поступает из Австрии и монтируется в технологические линии, РусГидро продала свой пакет акций материнскому немецкому концерну. Причины очевидны: для РусГидро производство профильным бизнесом не является, а нагрузка по основному профилю у компании просто колоссальна. Напомним, что с 2012 года РусГидро реализует комплексную программу модернизации всех ее ГЭС во всех российских регионах, ведет модернизацию и строительство тепловых ТЭЦ на Дальнем Востоке, активно строит малые ГЭС на Северном Кавказе, да еще и занимается разработкой ветровых и солнечных электростанций для Арктической Зоны России.
Конечно, гидроэнергетическое оборудование производится и российскими компаниями – «Силовыми машинами» в Санкт-Петербурге и «Тяжмашем» в Сызрани, но работы хватает всем, а появление в России столь серьезного конкурента придаст динамики рынку производства. Первый крупный контракт у «ВолгаГидро» уже имеется – РусГидро заказала у нового завода производство компонентов для поворотно-лопастных турбин Саратовкой ГЭС. Кроме производства нового оборудования, «ВолгаГидро» будет оказывать технические и ремонтные услуги, и, как отметил на церемонии открытия завода глава РусГидро Николой Шульгинов:
«Мы уверены, что российский завод будет встроен в технологическую цепочку концерна Voith, и его продукция будет востребована гидроэнергетическими предприятиями всего мира».
Производственные цепочки глобальных компаний построены таким образом, что те же гидротурбины собираются, как конструктор «Лего» из деталей, производимых по всему миру. И весьма вероятно, что в Балаково будут производить детали гидротурбин не только для российских ГЭС, но и для ГЭС бразильских или индийских. Впрочем, вряд ли «ВолгаГидро» в самой России ограничится только поставками оборудования на Саратовскую ГЭС. Аналитический онлайн-журнал Геоэнергетика.ru уже писал о том, что РусГидро стала активным участником программы строительства малых ГЭС, а потому можно предположить, что питерцам и сызранцам за новые заказы предстоит серьезная конкурентная борьба с ведущим европейским производителем, который теперь обосновался на волжских берегах.