Атомные ритмы ПМЭФ-2019

Атомные ритмы ПМЭФ-2019

Темой прошедшего в июне Петербургского международного экономического форума были «Цели устойчивого развития», таким образом его участники решили найти пути для своего вклада в реализацию плана ООН «Устойчивое развитие-2030». Программа, признанная всеми странами-участницами этой организации, состоит из 17 пунктов, охватывающих все проблемы, препятствующие гармоничному развитию – от низкого уровня жизни до экологических проблем, включая глобальное потепление.

Доступность недорогой и экологически чистой энергии занимает скромное седьмое место, но логика подсказывает, что именно такая энергетика и есть цель устойчивого развития «номер ноль», поскольку без нее все остальные цели просто недостижимы. Можно сколь угодно долго решать проблемы низкого качества образования и медицины, но учить и лечить людей в неосвещенных и неотапливаемых или некондиционируемых помещениях не получится. Можно размышлять о том, как добиться развития инновационной экономики, но никакое производство без обеспечения его электроэнергией просто физически невозможно – и так далее, по всему списку, даже гендерное равноправие исключением не станет – о его необходимости нужно суметь рассказывать, то есть печатать соответствующие книги и брошюры, вести агитацию в СМИ, а это все тоже работает «только от розетки».

Если мы действительно хотим добиться устойчивого развития, начинать необходимо с устойчивого развития энергетики, доступа к которой, напомним, в настоящее время нет у почти миллиарда обитателей планеты Земля. Впрочем, ничего нового – история развития нашей цивилизации и есть история развития энергетики, освоения все новых видов энергетических ресурсов и разработки методов их использования. Тем, кто, по неясным причинам, в этом сомневается, со всей суровостью скажем: если бы энергетики Россетей допустили сбой электроснабжения помещений «Экспофорума» хотя бы на час – ПМЭФ на этом бы и закончился. Не важно, насколько «вип» та или иная персона – в помещении, где царит духота при температуре +30 и не работают микрофоны, персона автоматически превращается в часть толпы, ищущей выход в сторону ближайшего ручья. Уровень ПМЭФ не понизился из-за того, что правительство США, к примеру, официально отказалось в нем участвовать, а вот отказ дежурного электрика «Экспофорума» выполнять служебные обязанности сделал бы это мгновенно. Творческим личностям, которые желают возразить по этому поводу, предлагаем отключить компьютер от сети, выключить кондиционер, написать возражение авторучкой и отправить гневное послание в редакцию Аналитического онлайн-журнала Геоэнергетика.ru с любым свободным почтовым голубем.

Судостроители синхронизируют работу с Росатомом

Важным событием в рамках ПМЭФ стала энергетическая панель, основным докладчиком на которой стал руководитель Роснефти Игорь Сечин. Немалая часть выступления главы Роснефти была посвящена перспективным арктическим добычным проектам – согласно последним оценкам, только на материковой части Арктической зоны России объем ресурсов нефти составляет не менее 5 млрд тонн (более 35 млрд баррелей). Транспортировка углеводородов из этого региона возможна только по Северному морскому пути, эксплуатация СМП возможна только при сопровождении грузовых судов атомными ледоколами Росатомфлота. Этой несложной логической цепочки вполне достаточно для понимания того, что атомная энергетика – это не только АЭС, в атомном проекте с каждым годом все больше направлений атомных, но не энергетических, энергетических, но не атомных и даже не атомных и не энергетических.

Энергетическая панель, ПМЭФ-2019, Фото: photo.roscongress.org

Работа Росатома на ПМЭФ-2019 началась даже не в первый, а в «нулевой» его день. 5 июня по инициативе Объединенной Судостроительной Компании (ОСК) в кают-компании ледокола «Красин», старейшины русского ледокольного флота, прошел «круглый стол», посвященный 60-летию атомного ледокольного флота и роли судостроения и судоходства в развитии СМП и полярных территорий России. Собрались ведущие эксперты различных отраслей, связанных с судостроением и научными исследованиями. Росатом был представлен заместителем генерального директора, руководителем Дирекции СМП Вячеславом Рукшей и генеральным директором Росатомфлота Мустафой Кашкой. О значимости предстоящих научных исследований говорит то, что в совещании на «Красине» приняли участие директор Курчатовского института Александр Благов и его заместитель по специальным проектам Валерий Устинов, руководители Крыловского научного центра и ЦКБ «Алмаз».

Так уж сложилось, что около двух десятков лет в российское судостроение почти не шли инвестиции, теперь предстоит наращивать усилия на всех фронтах, в том числе и на арктическом, и вот тут корабелам предстоит синхронизировать всю свою работу с тем темпом, который задают Росатом (включая Росатомфлот) и компании, разрабатывающие месторождения в Арктической зоне России. Строительство новейших атомных ледоколов серии 22220 вышло на календарный график, развивают свои проекты газовые и нефтяные компании, готовятся приступить к реализации проектов угольные компании и Первая горнорудная компания – в Арктике с каждым годом будет все больше работы, судостроители должны понимать, сколько и каких именно кораблей эта работа потребует. Впрочем, судостроители уже вовсю работают – присутствовавший на встрече генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев сообщил, что «Обь», первый неатомный ледокол для Росатомфлота, будет передан заказчику в сентябре 2019 года. «Обь» — ледокол проекта Aker ARC 124, ледовый класс Icebreaker7, 89,2 метра в длину, 21,9 метра в ширину, осадка 7,5 метра, мощность судна 12 МВт, которые позволят ему эффективно работать во льду с толщиной до полутора метров.

Челябинская область может стать локацией для первой АЭС малой мощности

«Нулевой» день дал старт крайне интересному проекту – «Русатом Оверсиз» подписал соглашение с дочерним банком ВЭБаИнфраВЭБ о разработке проекта строительства АЭС малой мощности для обеспечения энергией Суроямского месторождения железных руд, расположенного в Челябинской области. Осваивать месторождение будут комплексно – кроме добычи руды, здесь планируется и строительство горно-обогатительного комбината, и металлургического комбината. Суроямское месторождение комплексных железных руд открыто в 1965 году и совершенно уникально по своему составу – при правильном подборе технологий оно позволяет добывать широкий спектр металлов от железа и титана до платины и палладия. Запасы только железной руды оцениваются специалистами в 13,8 млрд тонн, разработанный проект их освоения рассчитан на 150 лет.

Нязепетровский район, самый северный в Челябинской области, удаленность от крупных городов, отсутствие в районе крупных производств – вот причины того, что энергообеспечение здесь практически отсутствует, поэтому строительство АЭС малой мощности является оптимальным решением этой проблемы. Что касается проекта АЭС, то напомним, что в 2018 году ОКБМ им. Африкантова и ГСПИ (Государственный специализированный проектный институт, научный дивизион Росатома) закончили обликовый проект наземной двухблочной АЭС с реакторами РИТМ-200, получивший одобрение Научно-технического совета Росатома. Слово «наземный» тут не случайно, РИТМ-200 – это серийный реактор для атомных ледоколов серии 22220, три таких ледокола сейчас строятся на Балтийском заводе. Шесть реакторов для них уже сделаны, технология отработана до уровня поточного производства, в ближайшее время должен решиться вопрос с заказом еще четырех реакторов для продолжения серии атомных ледоколов еще на две единицы.

Атомный ледокол «Арктика», серия 22220

Так что со стороны Росатома задержек не будет, соглашение с банком позволит приступить к разработке проекта непосредственно в районе месторождения, теперь все зависит от того, когда и как решится вопрос с инвестициями в проект разработки и освоения Суроямского месторождения. Проблемами привлечения инвестиций занимается зарегистрированная в Британии финансовая группа GHP Group, меморандум о взаимопонимании с которой в отношении развития энергообеспечения Суроямского месторождения «Русатом Оверсиз» подписал 15 апреля 2019 года в рамках проведения форума «АТОМЭКСПО-2019».

Общественный совет Севморпути

Арктическая тема была продолжена Росатомом и в первый день ПМЭФ еще на одной выездной сессии, но в этот раз уже в кают-компании строящегося новейшего атомного ледокола «Арктика» на Балтийском заводе. Напомним, что в конце 2018 года Росатом стал компанией-оператором Севморпути, Госдума приняла специальный закон об этом. Дебют Росатома как «легитимного хозяина СМП» состоялся на V Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» в апреле 2019 года. Именно тогда глава Росатома Алексей Лихачев выступил с инициативой создания общественного совета по развитию инфраструктуры СМП – консолидировать имеющийся опыт всех интересантов, собрать воедино все новые идеи, учесть интересы российских регионов, вдоль которых проходит СМП, и зарубежных компаний, которые видят транзитный потенциал самой северной в мире морской трассы:

«Приглашаю всех интересантов принять участие в формировании общественного совета по развитию инфраструктуры СМП на долгосрочную перспективу. Он действительно будет общественным и по форме своего наполнения, и по сути».

Решение о том, что оператором СМП должен быть именно Росатом, было совершенно правильным не только потому, что слова «Арктика» и «атомные ледоколы» в нашем сознании связаны давно и прочно. Росатом, планируя и строя новые АЭС, наполняет понятие «долгосрочные перспективы» конкретным содержанием. Владимир Путин поставил перед правительством России задачу добиться до 2024 года грузооборота СПМ в объеме 80 миллионов тонн. Вот еще одна цитата из выступления Алексея Лихачева на Арктическом форуме:

«Впереди 30-е годы — это выход на «полку» где-то 110-120 млн тонн только в восточном направлении, в направлении растущего рынка юго-восточной и восточной Азии. Это требует другого подхода к организации данного процесса».

Работы, безусловно, много, но поспешать надо осмысленно. СМП – это не только флотилия ледоколов, в составе которой должны появиться и сверхмощные «Лидеры». Это еще и решение всех вопросов с навигацией, с портами на трассе, где должны быть обеспечены ремонтная и топливная базы, вспомогательные и спасательные суда, портовые ледоколы обычных классов, обеспечение этих портов надежными поставками тепло- и электроэнергии, это сотни вопросов, связанных с хрупкой экологией Арктики – список проблем, которые предстоит решать, огромен. Поэтому общественный совет СМП, который мог бы искать пути решения всех этих задач и гармонизировать варианты этих решений между собой, действительно необходим. Алексей Лихачев, предлагая эту инициативу, уже тогда, на Арктическом форуме, предложил провести учредительное собрание общественного совета СМП, не откладывая дело в долгий ящик – во время проведения ПМЭФ-2019.

Арктика

В кают-компании «Арктики» 6 июня собрались те, кто понял и оценил предложение Росатома: председатель комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев, заместитель руководителя «Росморречфлота» Захарий Джиоев, генеральный директор «Совкомфлота» Сергей Франк, заместители губернаторов Ямала и Ненецкого автономного округа Александр Калинин и Иван Болтенков, генеральный директор восточно-европейского подразделения компании MAERSK Жолт Катона, исполнительный директор Восточного комитета германской экономики Михаэль Хармс, генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов и другие.

«Главная задача совета – сделать СМП экономически привлекательным для всех, кто будет работать на этой территории. Решение президента России о росте грузооборота по СМП к 2024 году до 80 млн тонн не обсуждается, а выполняется. Но в 2024 году жизнь не заканчивается, уже осенью этого, 2019 года Росатом представит правительству план по инфраструктурному развитию СМП на 2025-2035 годы: обустройство необходимых хабов, систем навигации, бесперебойной связи, вопросов ремонта, безопасности и другого, что необходимо для обеспечения круглогодичного использования СМП. Тогда же планируется сделать первые флагманские проводки, ориентированные преимущественно на потребности российского бизнеса. Третьим этапом в 2035-2040 годах должен стать переход к использованию Северного транспортного перехода, а не только СМП, в интересах всего международного бизнес-сообщества. Это амбициозная цель – значимо изменить всю евразийскую логистику, предложив более привлекательные экономические условия для передвижения по северному транспортному коридору в сравнении с Суэцким каналом», — так обозначил Евгений Лихачев цели создания общественного совета СПМ и стоящих перед ним задач.

Его поддержал и выступивший на заседании на «Арктике» Михаэль Хармс (Германия):

«Мы поддерживаем стремление России развивать СМП, атомные ледоколы обеспечат экологичность этого развития, которое может стать полярным продолжением китайской инициативы «Шелковый путь». Компании хотят проводить свой груз быстрее и дешевле, СМП хорошо дополняет систему глобальных коммуникаций, но он должен быть безопасен и конкурентоспособен».

Жолт Катона, руководитель MAERSK в Восточной Европе, по окончании заседания подписал с Росатомфлотом меморандум о сотрудничестве. Напомним, что MAERSK является крупнейшей в мире компанией по морским торговым перевозкам. Подписание меморандума – наглядное доказательство того, насколько своевременной оказалась инициатива Росатома, насколько востребовано создание общественного совета СМП не только в России, но и в мире. Закончилось первое совещание общественного совета избранием организационного комитета во главе с Сергеем Франком и решением о том, что следующее заседание будет проведено уже в сентябре 2019 года, на полях Восточного экономического форума.

Арабские Эмираты во льдах Арктики

Арктическая тема для Росатома на этом не закончилась. В тот же день, 6 июня, было подписано соглашение с банком ВТБ о сотрудничестве при реализации арктических проектов. Директор Дирекции СМП Вячеслав Рукша в связи с этим отметил, что это соглашение позволит Росатому уже в этом году подписать контракт на строительство двух атомных ледоколов проекта 22220, в результате чего количество этих ледоколов вырастет до пяти. Кроме того, в первый день ПМЭФ Росатом подписал соглашение о намерениях по вопросу совместной реализации проекта по комплексному развитию СМП с «Норникелем», Российским фондом прямых инвестиций и с компанией DP World — одним из крупнейших мировых портовых операторов, принадлежащим суверенному фонду ОАЭ Dubai World. Соглашение не является коммерчески обязывающим – стороны намерены совместными усилиями определить наиболее эффективные коммерческие варианты использования СМП, и только после этого рассмотрят стратегическое партнерство в форме создания совместного предприятия для развития транзитного грузопотока через СМП и Арктическую зону России.

На первом этапе – проработка вопроса запуска линейных перевозок контейнеров, балкерных (насыпных) и других грузов по СМП, оценить потенциальный объем финансирования для проектирования и строительства дополнительного флота ледового класса и ледоколов различного типа, а также портовой инфраструктуры. Интерес, который проявляет к развитию СМП одна из ведущих стран Ближнего Востока, показывает, что мировой бизнес относится к этому проекту совершенно серьезно, как к конкурентной альтернативе системы проливов Красного моря и Суэцкого канала. Участники соглашения договорились о создании совместной рабочей группы для проведения в течение шести месяцев анализа и подготовки ТЭО проекта.

Арктика

Еще одним положительным примером эффективности формата ПМЭФ-2019 для развития российских арктических проектов стало подписание соглашения между «Мегафоном» и финским инфраструктурным оператором Cinia Oy. Эти две компании намерены сформировать международный консорциум, который займется строительством оптической линии связи по дну Северного Ледовитого океана между Хельсинки и Токио. Уникальный проект, который свяжет Европу с Азией и будет иметь беспрецедентную скорость и качество передачи данных. Для справки – партнерами Cinia Oy являются японские и скандинавские компании и международные финансовые организации.

Новые проекты на Новой Земле

7 июня, во второй день ПМЭФ-2019, Росатом продолжил арктическую тему подписанием соглашения с финской компанией Outotec. «Первая горнорудная компания», которой в ближайшее время предстоит осваивать «Павловское», одно из крупнейших в мире месторождений свинца и цинка, располагающееся на Новой Земле, вместе с одной из ведущих компаний, имеющей немалый опыт в предоставлении комплексных технологий добычи в высокоширотных районах, займутся поиском перспективных решений для проектирования, поставки оборудования, монтажа, контроля и ввода в эксплуатацию обогатительной фабрики. «Первая горнорудная компания» явно намерена развивать проект освоения «Павловского» за счет использования самых новых технологий. 7 июня был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области внедрения решений на основе искусственного интеллекта для горно-обогатительного производства с группой «Цифра». Понять, о чем именно идет речь, позволяет короткий комментарий, который дал после подписания документов генеральный директор группы компаний «Цифра» Игорь Богачев:

«Работа предприятия в экстремальных климатических условиях осложняется такими факторами как высокая стоимость ресурсов и особыми требованиями к безопасности труда. Роботизированные системы, которые мы предлагаем, в том числе «Интеллектуальный карьер», позволяют снизить простои оборудования на 10-20%, затраты на техобслуживание на 15-18%, что в итоге приводит к снижению себестоимости производства на 2-3%. «Интеллектуальный карьер» — это комплекс цифровых технологий управления производственными процессами открытых горных работ на основе роботизированных погрузочно-транспортных систем, который обеспечивает возможность добычи полезных ископаемых в труднодоступных и удаленных регионах со сложными климатическими и горно-геологическими условиями».

Атомные и неатомные проекты ТВЭЛ

Но наибольшую активность в ходе ПМЭФ-2019, на наш взгляд, продемонстрировала не корпорация Росатом целиком, а конкретно ее топливный дивизион, ТВЭЛ. За два дня эта структурная единица сумела подписать сразу несколько соглашений и контрактов. С Курчатовским институтом, с руководством Красноярского края, с немецкой компанией Hermith GmbH, с руководством Новосибирской области, корпорация подписала договор с муниципальными властями города Глазова, в котором расположен градообразующий «Чепецкий механический завод», входящий в состав ТВЭЛ, договоры о сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив и с правительством Удмуртской республики – целый блок, о котором стоит рассказать отдельно. Откуда такая активность, почему она исходит именно от ТВЭЛ?

Подписание соглашения между АО «ТВЭЛ» и HERMITH GmbH в рамках ПМЭФ-2019, Фото: tvel.ru

Не самая простая история, связанная, как ни удивительно, с таким хорошим делом, как сокращение стратегических наступательных вооружений. В результате подписания международных договоров снизилась напряженность на международной арене, зато повысилось количество проблем в ТВЭЛ – топливный дивизион Росатома перестал быть частью ядерного оружейного комплекса, в России прекращено производство оружейного урана. Если совсем просто – у предприятий ТВЭЛ исчез основной заказчик продукции в лице министерства обороны. Напомним, что оружейным считается уран, обогащенный по содержанию изотопа уран-235 до 90% и выше, и именно для его производства во времена «холодной войны» были созданы четыре завода, предприятия по сублимации урана, заводы, выпускающие и ремонтирующие газовые центрифуги. Исчез основной заказчик, а количество новых атомных энергоблоков в России и в мире увеличивается не в том темпе, который позволил бы ТВЭЛу сохранить объемы производства в прежних объемах. И сейчас вопрос стоит ребром – для того, чтобы не растерять своих уникальных специалистов, не довести ситуацию до того, чтобы люди уходили из отрасли, а в городах присутствия росла безработица и снижался уровень жизни, ТВЭЛ делает ставку на развитие «неатомных» направлений, при этом времени на раскачку практически нет.

Но это, разумеется, не отменяет работы по основному профилю – напомним, что за последние годы ТВЭЛ разработал и освоил производство МОКС-топлива, РЕМИКС-топлива, СНУП-топлива, появились тепловыделяющие сборки для ВВЭР-440 второго поколения, совершенствуется топливо для реакторов ВВЭР-1000 и ВВЭР-1200. ТВЭЛ обеспечивает ядерным топливом 72 энергетических реактора в России и за рубежом, на его топливе только в России работают более 50 исследовательских реакторов, транспортные реакторы ледоколов, производимой им продукции хватает для успешного развития работы «Техснабэкспорта», поставляющего обогащенный до энергетического уровня уран за рубеж, реализуется проект производства топлива для реакторов западного дизайна.

Самые опасные промышленные отходы и компетенции Росатома

О том, что Всемирная ядерная ассоциация разработала программу «Гармония», Аналитический онлайн-журнал Геоэнергетика.ru писал неоднократно, но было бы странно, если бы Росатом сидел, сложа руки и не предпринимал никаких усилий для расширения своей деятельности, для применения накопленного опыта и знаний в других высокотехнологичных отраслях. 24 декабря 2018 года Совет при президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам утвердил «Паспорт национального проекта «Экология». Его составной частью стал проект «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с промышленными отходами I-II классов опасности», реализация которого в масштабах всей России поручено Росатому. К промышленных отходам первого класса опасности относятся те, которые наносят природе непоправимый ущерб, а к отходам второго класса — такие отходы, после которых окружающая среда «приходит в себя» в течение десятков лет. Звучит несколько суконно, но уровень ответственности, уровень технологий, которые необходимы для решения вот такой проблемы, которая не решалась в стране десятки лет еще с советских времен действительно способен предоставить только Росатом.

Вполне логично, в общем-то – если уж Росатом справляется с высокорадиоактивными отходами, с переработкой облученного ядерного топлива, то потенциал для решения проблем нерадиоактивных отходов у него точно имеется. Росатому до 2024 года предстоит создать минимум семь крупных комплексов по переработке этих промышленных отходов, четыре таких комплекса будут созданы на базе предприятий, ранее занимавшихся ликвидацией химического оружия. Еще раньше, на самом начальном этапе, предстоит создать единую систему учета таких отходов – нужно понимать, где нарабатываются эти отходы, вести их четкий учет и контроль. Первоначальный бюджет проекта определен в 36,4 млрд рублей, причем 18,6 млрд из них должны быть внебюджетными средствами.

Заместитель генерального директора Росатома Кирилл Комаров на сессии ПМЭФ-2019 — Победить мусор: российская реформа и международные практики, Фото: Фото: photo.roscongress.org

6 июня на ПМЭФ-2019 прошло пленарное заседание «Победить мусор: российская реформа и международные практики», на котором выступил заместитель генерального директора Росатома Кирилл Комаров, чтобы коротко обозначить ближайшие планы корпорации, касающиеся проекта промотходов I-II класса:

«Мы пытаемся применить весь свой накопленный опыт и знания, а также лучшие мировые практики для того, чтобы выстроить в стране удобную, прозрачную и эффективную систему обращения с такими отходами. Массовое потребление и рост промышленного производства без должного государственного регулирования обращения с отходами ведет к постоянному росту нелегальных захоронений отходов и становится угрозой национальной безопасности. Ежегодно в России образуется до 400 тысяч тонн отходов I-II классов, нельзя назвать захоронением сваливание трансформаторов, аккумуляторов отработанных выливание щелочей просто в лес и в овраги. Никто даже не знает точно, сколько сегодня в России образуется этих отходов, нет их учета. В стране должно появиться достаточное количество объектов, которые должны быть разумно расположены на территории нашей страны, чтобы обеспечить эффективное обращение таких отходов. Первыми объектами будут 4 завода по химическому разоружению, которые необходимо будет переоборудовать и подготовить для этой деятельности. Помимо этого, будет определено еще 3 площадки на территории страны по результатам разработки федеральной схемы».

ПМЭФ – площадка, на которой проходят не только дискуссии и «круглые столы», и Росатом реализовал предоставленные форумом возможности: 7 июня было подписано соглашение с Промсвязьбанком, на основании которого банк предоставит корпорации финансовые продукты для создания всей необходимой инфраструктуры для утилизации опасных промотходов. Достаточно жесткий подход: есть понимание алгоритма решения поставленной задачи – тут же решается проблема с финансированием предстоящей работы. Объяснение простое – Росатом намерен начинать реализацию проекта как можно быстрее, ведь речь идет об устранении серьезной проблемы, которая уже много лет наносит серьезный вред экологии России.

И это далеко не все…

Завершен ли список той работы, которую Росатом сумел провести за дни проведения ПМЭФ? Нет, он далеко не полон, «атомный обзор» будет продолжен. Конечно, можно ограничиться сухим списком подписанных соглашений и контрактов, но нужно ведь и понимание того, что было предпосылками для этих документов, о каких проектах в них идет речь, какое значение они имеют не только для Росатома, но и для развития новых отечественных технологий.

На полях ПМЭФ-2019 хороший задел для работы обеспечили себе предприятия Росатома, о которых Геоэнергетика еще не успела рассказать: «Русатом Инфраструктурные решения», группа компаний Umatex (развивающая проект межрегионального промышленного кластера «Композиты без границ»), «Русатом – Автоматизированные системы управления». В марте 2019 года Росатом принял решение о создании компании с говорящим названием «Цифрум», которой предстоит реализовывать стратегию развития цифровых технологий атомной отрасли, утвержденную корпорацией осенью прошлого года, а на ПМЭФ-2019 были подписаны соглашения о совместном развитии цифровой экономики со Сбербанком, Ростелекомом и группой компаний Mail.ru. Тема цифровизации становится для России все более актуальной, и о том, какое участие в этом национальном проекте будет принимать Росатом, какие у него для этого имеются возможности, стоит поразмышлять отдельно. Еще одна важная тема – дискуссионная панель ПМЭФ-2019 «Кадровое обеспечение перехода к экономике будущего», основой которой стали данные совместного исследования Росатома, союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) и международной консалтинговой компании Boston Consulting Group.

Конечно, мы не можем делать выводы за Росатом, но, тем не менее, уверены – корпорация по атомной энергетике сумела отлично поработать в рамках ПМЭФ-2019. Почти два десятка соглашений – это серьезно, новые проекты явно будут «долгоиграющими» и принесут результаты не только для атомной отрасли, но и для технологического развития экономики всей России. Со своей стороны мы обязательно постараемся не только познакомить вас, уважаемые читатели, со всем объемом того, что Росатом сумел сделать на ПМЭФ-2019, но и, по мере сил, проследить за тем, как будет идти реализация всех этих проектов.