27 мая «КоммерсантЪ» со ссылкой на собственные источники сообщил о положительной визе Владимира Путина на письме помощника президента Андрея Белоусова, в котором он предложил рекомендовать правительству Калининградской области до 1 июля разработать и предоставить федеральному правительству бизнес-план по созданию глубоководного порта в поселке Янтарном.
В этом же письме господин Белоусов предлагает поручить правительству России в срок о 1 сентября рассмотреть бизнес-проект с точки зрения участи государства и и привлечения иностранных инвесторов. Предполагается, что мощность порта может составить 48 млн тонн, общая стоимость проекта — 200 млрд руб. с учетом строительства подъездных железнодорожных и автомобильных дорог, в том числе 50 млрд руб.— из бюджета. Для реализации проекта в числе прочего требуется доказать эффективность перевозок грузов относительно иных портов РФ, включая подтверждение заявленного грузооборота и механизмы минимизации рисков, связанных с перевозками грузов через Белоруссию и Литву, отмечается в письме.
О необходимости строительства глубоководного порта в самом западном регионе России говорят с нулевых годов, но только в 2014 появилась конкретика: развивать портовую инфраструктуру области решили в два этапа: сначала построить грузопассажирский терминал в Пионерском за 8,2 млрд рублей, а затем глубоководный в Янтарном. В 2018 году началась реализация проекта в Пионерском, а проект в Янтарном отложили до появления инвестора. По словам губернатора области Антона Алиханова, в составе порта планируется контейнерный терминал на 35 млн тонн, терминал наливных грузов мощностью 4,9 млн тонн и «другие терминалы».
В апреле 2019 года одним из участников строительства глубоководного порта назывался «Уралхим» Дмитрия Мазепина: компания готова построить в Калининграде терминал по перевалке около 5 млн тонн минеральных удобрений (аммиачная селитра, калий), если будет решен вопрос с финансированием дорогостоящего дноуглубления стоимостью 60–80 млн долларов. В Калининград могут быть частично переориентированы объемы «Уралхима», которые сейчас поставляются через Латвию, а также новые объемы с «Уралкалия». Информации о других интересантах проекта строительства порта в Янтарном пока нет, но у проекта есть шансы, если власти региона, воспользовавшись поддержкой на федеральном уровне, смогут привлечь грузовую базу.