25 мая в Санкт-Петербурге, на Балтийском судостроительном заводе, прошла торжественная церемония спуска на воду третьего по счету и второго серийного атомного ледокола «Урал» проекта 22220.
В церемонии приняли участие заместитель премьер-министра России Ю.И. Борисов, полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе А.В. Гуцан, временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, генеральный директор Росатома А.Е. Лихачёв, президент АО «Объединённая судостроительная корпорация» А.Л. Рахманов, руководство Балтийского завода, ФГУП «Атомфлот», представители Коллегии ВПК, ВМФ РФ и другие.
«Урал» был заложен на Балтийском заводе 25 июля 2016 года и стал вторым серийным универсальным атомным ледоколом проекта 22220. Он был спущен на воду с уже смонтированными реакторными установками «РИТМ-200» на борту и практически полностью оснащённый электрической двигательной системой.
Справочно. 20 августа 2012 года был подписан контракт между «Атомфлотом» и Балтийским заводом был подписан контракт на строительство головного универсального атомного ледокола ЛК60. Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между Балтийским заводом и Росатомом в мае 2014 года. Всего по контракту с Росатомом (ФГУП «Росатомфлот») Балтийский завод строит три атомных ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Головной атомный ледокол «Арктика» был заложен на Балтийском заводе 5 ноября 2013 года, а спущен на воду — 16 июня 2016 года. Первый серийный ледокол «Сибирь» был заложен 26 мая 2015 года, спущен на воду — 22 сентября 2017 года.
Основные характеристики ледоколов проекта 22220: длина 173,3 метра, ширина 34 метра, высота 52 метра, ледопроходимость 2,9 метра, минимальная рабочая осадка 8,55 метра, водоизмещение 33,54 тысячи тонн, назначенный срок службы 40 лет, экипаж судна 53 человека. Атомные реакторы «Ритм 200» позволит ледоколам этой серии работать на одной загрузке ядерного топлива в течение 7 лет, двухосадочная конструкция судов позволит использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Они призваны сыграть важную роль в проекте по осуществлению круглогодичной навигации на Северном морском пути. Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составляет 2,9 метра.
По окончании торжественной церемонии спуска генеральный директор Росатома А.Е. Лихачёв заявил, что ожидается продолжение строительства данной серии атомных ледоколов: «Урал» – третий по счёту ледокол серии 22220. Сегодня я бы хотел сообщить, что договор на строительство ещё двух ледоколов проекта 22220 будет заключен до конца августа этого года. Сейчас началась подготовка открытого конкурса на строительство новых ледоколов. Впервые договор на строительство атомных ледоколов будет заключен по схеме смешанного финансирования. Общая стоимость двух ледоколов составит около 100 млрд рублей. Из федерального бюджета будет выделено 45 млрд руб., остальное – собственные средства Росатома и средства коммерческих банков».