7 мая вице-канцлер отдела энергетики министерства экономики инфраструктуры Эстонии Тимо Татар сообщил о введении согласованного с Латвией повышенного тарифа на транспортировку электроэнергии, поступающей в две эти республики из России.
Национальные правительства государств, входящих в состав ЕС, не имеют права повышать импортные пошлины – это относится к прерогативам Европейской комиссии, именно поэтому Таллин и Рига решили использовать повышение тарифа на использование инфраструктуры. При этом точные сроки и размеры повышения господин Татар в своем заявлении не назвал.
Страны Прибалтики видят проблему в том, что производимая с помощью ископаемого топлива российская электроэнергия не облагается квотами на выброс углекислого газа. В то же время электричество, генерируемое Eesti Energia, оказывается почти вдвое дороже, так как по европейским законам эстонская компания обязана платить за выбросы CO2. Исходя из этого, провозглашается тезис о «нечестной конкуренции», частично компенсировать которую и должно предстоящее повышение тарифов. Что характерно, мнение конечных потребителей электроэнергии – промышленного сектора и населения — в демократических европейских государствах не учитывается.
Реальная причина такой попытки защиты внутренних производителей со стороны Эстонии заключается, разумеется, в совершенно другом. Эстония сумела сохранить в государственной собственности Нарвские электростанции, созданные в советское время и работающие на горючих сланцах, добываемых в том же регионе этой страны. По требованию Еврокомиссии, в 2019 году Eesti Energia вынуждена будет прекратить работу 25% мощностей Нарвских электростанций по причине излишне высоких выбросов вредных примесей, одновременно повышена цена квот на выброс углекислого газа. При этом Еврокомиссия дает понять, что нынешнее сокращение генерирующих мощностей Эстонии станет первым, но далеко не последним, в течение ближайшего времени эта страна станет энергодефицитной. Закрытие части мощностей сланцевых электростанций влечет сокращение рабочих мест не только в энергетической, но и в добывающей отрасли – Эстония вынуждена будет увольнять шахтеров, работающих в шахтах и на разрезах горючего сланца.
Поставки более дешевой электроэнергии из России могут привести к тому, что эти сокращения рабочей силы станут более интенсивными, причем происходить это будет на северо-востоке Эстонии, 80% населения которой составляют русские по национальности. Это, в свою очередь, может привести к негативным последствиям во внутриполитической обстановке, потому повышение тарифов на использование энергопередающей инфраструктуры – способ отсрочить все эти события. То, что Латвия присоединилась к действиям Эстонии, связано с тем, что Eesti Energia – один из крупнейших поставщиков электроэнергии на рынок Латвии, Литва к этим действиям не присоединилась в силу того, что с 2009 года, когда была остановлена Игналинская АЭС, эта страна вынуждена закупать до 80% необходимой ей электроэнергии на внешних рынках.