23 апреля пресс-служба Системный Оператор (СО) Единой энергетической системы России опубликовала протокол 37-го заседания Комитета энергосистем БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва), прошедшего 9-10 апреля 2019 года в Вильнюсе.
Пятым вопросом повестки заседания было обсуждение хода подготовки к проведению испытаний в энергетическом кольце БРЭЛЛ. Была принята к сведению информация ОПС (операторов передающих систем) Балтии о переносе сроков проведения испытания с отделением энергосистем стран Балтии на изолированную работу с 2019 года на более поздний срок. Энергетики не выясняли политические отношения – теперь СО России и ОДУ (Объединенное Диспетчерское Управление) Белоруссии будут ждать новых сообщений от ОПС прибалтийских государств, когда они соберутся с силами протестировать технические возможности отсоединения от БРЭЛЛ. Касательно проведения испытаний работы энергосистемы Калининградской области в изолированном режиме стороны учли просьбу ОПС Балтии о переносе запланированных на 25-26 мая испытаний в связи с проведением 26 мая выборов в Европарламент. Сроки испытаний перенесли на 22-25 мая – очевидно, что таким образом ОПС прибалтийских государств постарались снять беспокойство своего политического руководства: если из-за интриг вокруг выхода из БРЭЛЛ были бы сорваны выборы в ЕП, Эстония, Латвия и Литва оказались бы в крайне двусмысленном положении.
Отметим, что профессиональных энергетиков, собравшихся в Вильнюсе, вопросы выхода прибалтов из БРЭЛЛ беспокоили значительно меньше, чем всевозможные технические вопросы, касающиеся как раз необходимости совершенствования функционирования энергокольца. Тем не менее, десятым вопрос в повестке дня заседания значился «О статусе технических вопросов по процессу десинхронизации энергосистем Балтии от IPS/UPS». Приведем цитату:
«10.1. ОПС Балтии выразили просьбу к российской и белорусской сторонам высказать мнение о необходимости сохранения отдельных межгосударственных ЛЭП между энергосистемами стран Балтии и энергосистемами России и Белоруссии для обеспечения надежности своих энергосистем после десинхронизации энергосистем стран Балтии от IPS/UPS.
10.2. Оценка целесообразности строительства вставки постоянного тока (ВПТ) между энергосистемами стран Балтии и энергосистемами России и Белоруссии с последующим использованием для торговых обменов электроэнергией находится вне компетенции ОПС Балтии».
Очевидно, что энергетики стран Прибалтики не испытывают никакого энтузиазма по поводу выхода из БРЭЛЛ – именно с этим связана просьба сохранения хотя бы части межгосударственных ЛЭП как способа самой надежной страховки от любых неполадок, которые могут возникнуть в энергетических системах ЭЛЛ при переходе на их работу в составе европейских сетей. Отдают себе отчет профессионалы отрасли и в том, что предстоящий переход вызовет неизбежный рост цен на электроэнергию – при исчезновении с рынка сразу двух конкурентов (России и Белоруссии) ЕС использует свое монопольное положение для извлечения дополнительной прибыли. Если же будет принято решение об отключении всех межгосударственных ЛЭП, единственный способ обеспечения поступления электроэнергии из России и Белоруссии – строительство ВПТ, но вопрос о таком проекте будут решать уже без участия невероятно независимых прибалтийских государств ЕС, Россия и Белоруссия.
Если отбросить политическую риторику, то история с выходом Эстонии, Латвии и Литвы из энергокольца БРЭЛЛ выглядит совершенно иначе. Руководство ЕС политическими методами добивается монополии на рынке электроэнергии прибалтийского региона и противопоставить этому давлению Таллин, Рига и Вильнюс ничего не способны, однако неизбежный рост цен не внушает никакого оптимизма Эстонии, Латвии и Литве. Времена, когда ЕС платил деньги за антироссийскую политику, уходят в прошлое.