17 апреля в министерстве транспорта России подписано акционерное соглашение с пулом инвесторов по концессии строительства угольного портового терминала Лавна в рамках Мурманского транспортного узла.
Проект порта Лавна будет реализовываться по концессии, концессионером станет ООО «Морской торговый порт Лавна», который в настоящее время контролирует Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Инвесторами станут «Бизнесглобус», «Центр развития портовой инфраструктуры, «СДС-Уголь» и «РЖД – инфраструктурные проекты». Раскрывать акционерные доли и объем инвестиций участники отказались, сославшись на необходимость дождаться закрытия сделки, которое должно состояться в ближайшие недели.
Согласно технико-экономическому обоснованию инвесторы должны вложить 24 млрд рублей в проект, рассчитанный на перевалку на морской транспорт 18 млн тонн угля в год. Запуск первой очереди (9 млн тонн) намечен на конец 2020 года, выход на полную мощность — в 2021 году. Также возможно строительство к 2023 году третьей очереди на 9 млн тонн угля и терминала по перевалке минеральных удобрений (6 млн тонн).
После церемонии глава Минтранса Евгений Дитрих назвал подписание акционерного соглашения «долгожданным событием», а сам проект порта Лавна — «стратегическим»:
«Это северный глубоководный порт в Мурманске, который позволит переваливать 18 млн тонн в год, это подъездные пути необщего пользования протяженностью 2,3 км, это огромное хозяйство, современный, высокотехнологичный, экологичный порт, который позволит нам переваливать экспортные объемы на Северо-Западе».
Большое значение проекту порта Лавна придает и РЖД, присутствовавший на подписании заместитель главы государственной монополии Андрей Старков дал следующий комментарий:
«Для ОАО РЖД это развитие тех инициатив, которые заложены в долгосрочной программе развития — участие в морской перевалке и развитие обслуживания последней мили».
Напомним, что Мурманск является ключевым портом Северного морского пути и реализация проекта порта «Лавна» внесет значительный вклад в решение задачи, поставленной в майском послании президента России: увеличить грузооборот в акватории СМП до 80 млн тонн к 2024 году.