9 апреля глава Росатома Алексей Лихачев, выступая на сессии Международного арктического форума, проходящего в Санкт-Петербурге, пригласил заинтересованные ведомства, регионы, российские и международные компании вступить в общественный совет по развитию инфраструктуры Севморпути.
«Приглашаю всех интересантов принять участие в формировании общественного совета по развитию инфраструктуры Северного морского пути на долгосрочную перспективу. Мы планируем провести первое инаугурационное заседание данного совета через месяц с небольшим на полях очередного Санкт-Петербургского форума» — сказал Лихачев.
Это заявление является свидетельством того, что Росатому и министерству транспорта удалось распределить права и обязанности в реализации новых проектов, связанных с развитием Севморпути и его эксплуатацией. Напомним, что в декабре 2018 года Госдума приняла закон о наделении Росатома полномочиями по развитию Севморпути. Согласно документу, Росатом будет определять подведомственное предприятие, уполномоченное согласовывать разрешение на плавание судов в акватории Северного морского пути. Он будет также от имени РФ заключать концессионные соглашения в отношении объектов инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути. Кроме того, он будет проектировать и строить здания, том числе сооружения повышенного уровня ответственности, включая объекты капитального строительства, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, расположенного на побережье акватории Севморпути.
О том, что государственная корпорация и министерство смогли завершить межведомственное выяснение отношений, Алексей Лихачев сообщил в ходе этого же выступления:
«Дискуссия о распределении полномочий между Минтрансом и «Росатомом» шла достаточно ярко. на сегодняшний день нормотворчество и регулирование осталось в контуре Минтранса, работа по управлению с государственным имуществом, работа по управлению атомным ледокольным флотом и всей инфраструктурой Северного морского пути перешла Росатому. Развитие собственно территорий, развитие месторождений, обеспечение большой грузовой базы как основного фундамента развития Северного морского пути — эта часть полномочий Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики».
Передача полномочий по развитию Севморпути организации, благодаря которой эта транзитная магистраль развивалась с 1960 года, когда был принят в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин» — совершенно логичное решение, которое потенциально способно обеспечить превращение Севморпути не только в маршрут для транспортировки природных ресурсов Арктики, но и в транзитный маршрут международного значения.