20 марта Государственная дума ратифицировала протокол о внесении изменений в соглашение между правительствами России и Белоруссии «О мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти нефтепродуктов от 12 января 2017 года».
Протокол был подписан в Москве 10 октября 2018 года и предусматривает «процедуру согласования и изменения индикативных балансов нефти и нефтепродуктов, а также протоколов в отношении товаров, содержащихся в группах 27 и 29 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) для обеспечения внутренних потребностей Белоруссии».
Текст явно требует «перевода» — протокол запрещает беспошлинный экспорт в Белоруссию автомобильных бензинов всех марок, дизельного топлива и топочного мазута, при этом изменения в перечень могут вноситься по решению компетентных органов государств сторон согласно законодательству сторон.
При урегулировании нефтегазового спора между Россией и Белоруссией в апреле 2017 года был предусмотрен следующий порядок. Россия поставляла в Белоруссию 24 млн тонн нефти в год, из которых 18 млн тонн поступали на переработку на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, а остальной объем отправлялся реэкспортом в другие страны. Экспортная пошлина зачислялась в бюджет Белоруссии, тогда как из России нефть поступала в страну на беспошлинной основе. Таким образом, стоимость сырья Белоруссии оказывалась ниже, чем для других стран, что означало фактическое субсидирование белорусских НПЗ.
Но с тех пор ситуация поменялась, что потребовало внесения поправок в соглашение между странами. С 2019 г. в России начинется завершение налогового маневра, в ходе которого постепенно в течение 6 лет экспортные пошлины на нефть будут снижены с 30% до 0%, параллельно будет повышаться налог на добычу полезных ископаемых. Фактически это означает перенос налоговой нагрузки с экспорта на внутренний рынок, что будет компенсировано мерами поддержки, предусмотренными для российских НПЗ.
Для Белоруссии же завершение налогового маневра в России будет означать, что стоимость покупаемой российской нефти вырастет до мирового уровня. Аналогичных мер для поддержки собственных НПЗ Белоруссия предоставить не может, потому ставится вопрос о компенсации потерь со стороны России. Этот вопрос активно обсуждается, но решение пока не найдено.