6 марта в преддверии заседания российско-чешской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству министр промышленности и торговли Чехии Марта Новакова ответила на вопросы в интервью журналистам РИА «Новости», часть которых касалась энергетической отрасли.
– Каково отношение чешского правительства к сооружению газопровода Nord Stream-2?
– Мы видим определенные позитивные последствия сооружения газопровода Nord Stream-2 для Чехии благодаря связующим проектам, особенно проекта Capacity4Gas. В результате его реализации должна усилиться стратегическая роль нашей страны в международной транспортировке газа, произойдет рост экономики, связанный с масштабным развитием строительных работ в республике, истекающих из реализации проекта Capacity4Gas.
По совокупности многих факторов создание газопровода Nord Stream-2 является выгодным для Чехии. Однако наша страна всегда выступала и выступает за то, чтобы и в будущем сохранялся определенный объем поставок газа в Центральную Европу через Украину. Чехия поддерживает происходящие на эту тему переговоры в формате Украина-Россия-Еврокомиссия»
Как и любой политик, госпожа Новакова в своих выступлениях дипломатична и корректна, поэтому эта часть ее ответа требует отдельных пояснений. Сухопутным продолжением «Северного потока-2» на территории Германии будет магистральный газопровод EUGAL, к строительству которого уже приступил консорциум немецких компаний. EUGAL будет иметь транзитную мощность 51 млрд кубометров газа в год, от морского побережья он выйдет на границу с Чехией, пройдя основную часть маршрута вдоль действующего МГП OPAL. В Чехии продолжением EUGAL станет вторая очередь уже действующего МГП Gazelle, строить которую будет чешская компания Net4Gas. После выхода на полную мощность «Северного потока-2», EUGAL, Gazelle и их продолжения – МГП Megal-S через территорию Чехии будет проходить 87 млрд кубометров российского газа из первой и второй очереди «Северного потока». В результате объем платежей за транзитные услуги Чехии будет превышать суммы, которые требуется этой стране для закупок газа на ее собственные нужды. Следовательно «определенные позитивные последствия сооружения газопровода Nord Stream-2», о которых сказала госпожа Новакова в реальности – уникальная для Чехии возможность получать постоянную стабильную прибыль для государственного бюджета и возможность обеспечить свою энергетическую безопасность. Отметим, что руководство Чехии относится к проекту «Северного потока-2» максимально прагматично, в отличие от целого ряда стран, которые находят надуманные причины для того, чтобы пытаться противостоять его реализации.
Дежурные фразы госпожи Новаковой о необходимости продолжения транзита российского газа через территорию Украины – с одной стороны дань имеющемуся в Европе тренду, с другой стороны максимально корректны по отношению к России: «Наша страна … выступает за то, чтобы и в будущем сохранялся определенный объем поставок газа через Украину». Именно такова позиция и России, о которой в своих выступлениях уже неоднократно заявляли Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Александр Новак и Алексей Миллер – транзит через Украину при определенных условиях можно сохранить, но именно в определенном объеме.
Высказанная госпожой Новаковой позиция Чехии важна в связи с тем, что в настоящее время структурам Евросоюза предстоит рассмотрение поправок к Газовой директиве ЕС и их компромиссного варианта, предложенного Германией и Францией.