4 марта после заседания Совета ЕС по энергетике с громким заявлением выступил временно исполняющий обязанности генеральный директор генерального директората Доминик Ристори, замещающий Мароша Шефчовича, который в настоящее время участвует в качестве кандидата на пост президента Словакии.
“Мы рассчитываем на быстрое вступление поправок к Газовой директиве ЕС в силу до завершения “Северного потока-2″, то есть директива будет применяться к этому проекту. Мы говорили со странами ЕС, и мы также обсуждали о возможности ввести ее в действие как можно быстрее – на следующий день после публикации, и мы также договорились о немедленном начале ее использования на национальном уровне”, – заявил он.
Напомним, как выглядит регламент принятия упомянутых Ристори поправок. 18 марта 2019 года должно пройти голосование по ним на заседании комитета Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике. В случае положительного решения поправки должны будут получить одобрение Совета ЕС на уровне министров, а затем профильным комитетом и пленарной сессией Европарламента. Если поправки будут окончательно утверждены в ближайшее время, то после этого у стран Евросоюза будет девять месяцев, чтобы привести свое национальное законодательство в соответствие с новой Газовой директивой. Что такое «немедленном начале ее использования на национальном уровне», которое упомянул месье Ристори, неизвестно, как неизвестно и то, когда именно он успел согласовать этот вопрос с 28 парламентами стран-членов ЕС.
Совет ЕС – один из двух, наряду с Европарламентом, законодательных органов ЕС. В состав ЕС входят 28 министров, по одному от каждого из правительств стран, входящих в ЕС, комиссар ЕС имеет право участвовать в его заседаниях без права голоса. Состав министров – членов Совета ЕС зависит от обсуждаемого круга вопросов, то есть в данном случае решение будут принимать 28 министров энергетики стран ЕС. Голосование в Совете ЕС проходит согласно Лиссабонскому 2009 года договору, квалифицированным большинством. Согласно этой схеме, квалифицированным большинством считается: не менее 55% членов Совета ЕС, представляющих не менее 14 стран и не менее 65% населения ЕС «за» и не более 4 членов Совета ЕС «против». Следовательно, предполагаемая месье Домиником Ристори стремительность прохождения поправок Газовой директивы по всем инстанциям зависят от наличия или отсутствия 5 голосов «против», то есть от того, смогут ли Германия и Австрия обеспечить себе трех «союзников» в вопросе беспрепятственной реализации проекта «Северный поток-2». 5 голосов «против» — и поправки начнут очередной круг согласований, который закончится не ранее 2020 года, поскольку уже в мае в ЕС пройдут выборы Европейского парламента, после которого предстоят выборы ее нового председателя и формирование нового состава.
Новая редакция Газовой директивы должна распространить на морские трубопроводы, входящие на территорию ЕС, нормы Третьего энергопакета. Они включают требование о том, что собственником таких объектов инфраструктуры не может быть газодобывающая компания, а 50% мощностей газопровода должны резервироваться для прокачки газа от независимых поставщиков. Германия и Франция подготовили компромиссный вариант поправок к Газовой директиве ЕС, которые позволят их утвердить, однако оставят широкие возможности Берлину для реализации проекта “Северный поток- 2”. Суть компромисса: страна, на территории которой находится пункт получения газа из морского газопровода, получит право выбора формулы применения к этому проекту правил Газовой директивы ЕС и возможных исключений из нее. В случае “Северного потока-2” этой страной является Германия. Если Совет ЕС проголосует именно за этот компромиссный вариант, то введение в эксплуатацию «Северного потока-2» произойдет в сроки, предусмотренные рабочим графиком.