В последние годы ситуация в Европейском Союзе одновременно развивается в двух плоскостях, в двух направлениях. К одному из них мы уже успели привыкнуть – антироссийские дискриминационные меры, политическая напряженность, постоянные односторонние требования к России, не имеющие под собой никакого обоснования и так далее. Новости об этом мы вынуждены читать ежедневно, и за этой стеной негатива далеко не всегда видна другая часть Европы – Европы предпринимательской, Европы реального бизнеса, стоящего обеими ногами на твердой земле.
Но эта деловая Европа никуда не делась, не исчезла – она просто не любит шумихи, как любой человек, занятый реальным делом. Для деловой Европы настает своеобразный момент истины: либо она согласится на то, что политическая надстройка будет диктовать ей правила поведения, правила ведения бизнеса, либо, наконец, ситуация перевернется с головы на ноги и доминирующее влияние вернется европейскому бизнесу.
21 февраля 2019 года опубликовано заявление Российско-германской внешнеторговой промышленной палаты (ВТП). Эта общественная организация, зарегистрированная как российское юридическое лицо, была создана весной 1995 года под названием «Союз немецкой экономики в Российской Федерации».
«Союз немецкой экономики в РФ является добровольным объединением немецких фирм, занимающихся в России предпринимательской деятельностью» — так это было сформулировано 14 лет назад, и эта формула мало изменилась.
Среди 850 компаний, входящих в состав ВТП в настоящее время, российских – не более 20%. Основной состав ВТП – средние немецкие компании, но никуда не делись и серьезные игроки: Siemens, BMW, Wintershall, Mersedes, Uniper и далее по списку. Российско-германская ВТП – часть международной сети Внешнеторговых палат Германии в 90 странах, это главный офис в Москве, офис в Санкт-Петербурге, региональные представительства в Уральском, Приволжском, Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, 19 комитетов и рабочих групп по всем отраслям экономики, по научно-техническому и культурному сотрудничеству.
Заявление мы публикуем без малейших купюр, редактуры и даже без комментариев – это оценка европейским бизнесом значения и перспектив проекта «Северный поток-2» и магистральных газопроводов, которые станут его сухопутными продолжениями. Нам, Аналитическому онлайн-журналу Геоэнергетика.ru, сложно представить аргументы, которые можно было бы противопоставить логике и аргументации Заявления. То, что оно было опубликовано именно в тот день, когда в Вашингтоне проходил официальная встреча канцлера Австрии Себастьяна Курца с президентом США, случайностью назвать сложно – больше всего это похоже на спланированный демарш против политики, навязываемой Европе заокеанским партнером.
Если внимательно прочитать выступление Ангелы Меркель на Мюнхенской конференции по безопасности, то мы увидим, что у нас на глазах выстраивается совершенно новое направление сотрудничества с Россией. Выстраивают эту линию люди, которые вовсе не пылают любовью к России – тут только бизнес, только тщательный, взвешенный анализ имеющихся возможностей и перспектив самой Европы. Но проанализировать все эти тенденции мы попробуем в следующий раз, а сегодня приглашаем ознакомиться с опубликованным документом:
Позиция Российско-Германской внешнеторговой палаты по проекту «Северный поток-2»
В дискуссии вокруг проекта «Северный поток-2» Российско-Германская внешнеторговая палата (ВТП), представляющая более 850 компаний-членов, подчеркивает важность нижеперечисленных аспектов и выступает за планомерное строительство и своевременный ввод газопровода в эксплуатацию.
1. Доступные энергоносители
Чтобы выдерживать глобальную конкуренцию, энергоёмким отраслям немецкой промышленности необходимы доступные энергоносители. В этой связи энергетический потенциал газопровода «Северный поток-2» с проектной мощностью в 55 млрд м3 вносит необходимый вклад, особенно на фоне решения об отказе от атомной энергетики (к 2022 г.) и намеченного отказа от угля (к 2038 г.).
По оценкам научно-исследовательского института ewi Energy Research & Scenarios, после запуска газопровода «Северный поток-2» снижение оптовых цен на энергоносители в Европе может составить до 16%. В таком случае только одна европейская металлургическая отрасль сможет сэкономить 1 млрд евро; положительные эффекты в химической промышленности могут составить до 3 млрд евро в год. Согласно прогнозам ewi, ежегодная экономия для стран ЕС с 2020 года может составить десятки миллиардов евро: в зависимости от динамики цен на сжиженный природный газ (СПГ), для стран Евросоюза – до 24 млрд евро, но не менее 8 млрд евро.
2. Энергетическая безопасность
Односторонняя зависимость Европы от поставок газа из России, которая часто приводится в качестве аргумента против проекта «Северный поток-2», является на деле ложным аргументом. Эта зависимость является взаимной и двусторонней. При трезвом рассмотрении Евросоюз зависит от поставок российского газа меньше, чем Россия – от притока валюты благодаря поставкам газа в Европу.
Российский энергетический концерн «Газпром» экспортирует 65% произведенного газа в Европу, и только 9% — на другие рынки. Тем не менее, Россия пытается диверсифицировать свой газовый экспорт. В 2019 году в эксплуатацию будет введен газопровод «Сила Сибири», важный для поставок газа в Китай. Остальные 26% добываемых «Газпромом» объёмов потребляются на внутреннем рынке РФ. Даже в разгар Холодной войны Москва зарекомендовала себя надёжным поставщиком газа в Европу. Сегодня же не стоит забывать, что в отличие от ситуации даже десятилетней давности, существуют возможности замены газовых поставок.
Гипотетическая приостановка поставок со стороны России может быть компенсирована за счёт закупки СПГ. Для этого в ЕС была создана необходимая инфраструктура с СПГ-терминалами для танкеров, суммарная мощность которых превышает 200 млрд м3.
3. Проект среднего бизнеса
«Северный поток-2» – проект не только европейских и российских концернов. В нём также принимают участие 670 европейских компаний из таких отраслей, как производство строительных материалов, строительство, тяжёлая металлургия, транспорт, логистика, инженерные услуги, экологическая экспертиза, а также проектный менеджмент и контроль качества. Примерно 350 из этих компаний, непосредственно задействованных в проекте «Северный поток-2», относятся к среднему бизнесу и в свою очередь размещают заказы у локальных поставщиков.
Промышленные предприятия среднего бизнеса в Германии уже сегодня несут самые высокие издержки на электроэнергию из всех стран ЕС. «Северный поток-2» даст возможность сократить эти издержки. Помимо этого, за последние пять лет крупнейший на сегодняшний день инфраструктурный проект в ЕС позволил создать в Европе 30 000 новых рабочих мест.
4. Спрос и дефицит импорта
Согласно различным прогнозам, годовая потребность стран ЕС в природном газе в перспективе на ближайшие два десятилетия – на фоне сокращения собственных объёмов его добычи, – составит около 500 млрд м3 в год. С учётом ожидаемого снижения объёмов поставок газа из Нидерландов, Норвегии и североафриканских стран, таких как Ливия и Алжир, может образоваться ежегодный дефицит поставок объёмом свыше 100 млрд м3. «Северный поток-2» позволит частично восполнить этот дефицит.
5. Поддержка населения
Снижение цен на газ и электроэнергию после реализации проекта «Северный поток-2» ощутят не только компании, но и европейские домохозяйства, а также рядовые потребители. Такие преимущества немецкое население очень ценит. Согласно опросу по «Северному потоку-2», проведённому институтом изучения общественного мнения Forsa в январе текущего года, 73% немцев поддерживают строительство газопровода, и только 16% выступают за отказ от него. Задержка ввода «Северного потока-2» в эксплуатацию на год отрицательно скажется на оптовых ценах и негативно повлияет на цены для домохозяйств и конечных потребителей в Германии. Повышение цен не в последнюю очередь скажется на слоях населения с низкими доходами.
6. Климат и защита окружающей среды
В Германии был запущен процесс отказа от угольной энергогенерации к 2030 г. При переходе с угля на природный газ Европейский союз сможет сократить выбросы двуокиси углерода СО2 по сравнению с 1990 годом на 40%. При этом объемы газа, транспортируемые через «Северный поток-2», позволят сократить выбросы СО2 в секторе электроэнерегетики ЕС на 160 млн тонн, или 14% от всех суммарных выбросов углекислого газа европейскими производителями электроэнергии.
По сравнению с СПГ магистральный газ имеет значительно меньший углеродный след: сжижение природного газа – энергоёмкий процесс, а трансконтинентальные танкерные перевозки СПГ сопряжены со сжиганием мазута и соответствующей нагрузкой на окружающую среду. К тому же в США газ, как правило, добывается с использованием технологий фрекинга, которые в Германии считаются спорными, которые de facto запрещены по причине отрицательного воздействия на грунтовые воды.
7. Правовая определенность
«Северный поток-2» — частно-экономический бизнес-проект, в финансировании которого принимают участие пять западноевропейских концернов (каждый предоставляет по 950 млн евро): это немецкие Wintershall и Uniper, австрийский OMV, британско-нидерландский Royal Dutch Shell, а также французский Engie. Этим компаниям, как и их многочисленным поставщикам преимущественно среднего бизнеса, необходима уверенность в том, что уже имеющиеся согласования не будут отозваны.
Полагаясь на механизмы правового государства, эти компании уже проинвестировали в проект 6 млрд евро, наняли персонал, создали или расширили технологическую базу. На проекты, прошедшие предусмотренные законом разрешительные процедуры, в правовых государствах распространяются нормы о защите доверия. Компании, эксплуатирующие сети газопроводов в Германии и Чешской Республике, полагаясь на действующее право, инвестировали в развитие газопроводной инфраструктуры – в Германии около 3 млрд евро, а в Чешской Республике около 750 млн евро.
8. Связующее звено в украинском конфликте
ВТП приветствует позицию немецкого правительства, согласно которой поставки российского газа после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» должны сохраняться и по газопроводу, ведущему через Украину. Это экономически целесообразно, поскольку «Северный поток-2» не может заменить транзит газа через территорию Украины, объём которого в 2017 году превысил 93 млрд м3. Это обосновано и политически, поскольку сотрудничество между Украиной и Россией при сохранении газового транзита способно послужить связующим звеном для постепенного сближения обеих стран.
За последние несколько лет была обеспечена возможность поставок газа на Украину и с Запада. Это происходит за счёт реверса газа. Кроме того, Украина более не зависит от прямого импорта газа из России, что сводит потенциал для шантажа со стороны Москвы практически к нулю.
9. Политический аспект
Немецкие и европейские компании и потребители не должны становиться заложниками геополитических разногласий. В вопросах энергоснабжения и энергетической безопасности Германия не должна подчиняться диктату или воздействию других стран, будь то Россия или США. Соответствующие попытки Вашингтона подрывают трансатлантический союз и снижают доверие немецкого населения, тем более что Соединённые Штаты преследуют собственные экономические интересы с целью поставок на европейский рынок существенно более дорогого американского СПГ. Согласно опросу, проводившемуся Forsa в январе 2019 г., только 4% немцев считают, что в контексте борьбы вокруг «Северного потока-2» Вашингтон действительно заботится о благе Европы и Германии. Девять из десяти опрошенных, напротив, убеждены, что США стремятся продавать свой сжиженный природный газ европейцам.
Угроза введения санкций, а тем более возможные фактические санкции против компаний, участвующих в реализации «Северного потока-2», являются посягательством на право Федеративной Республики Германия как суверенного государства самостоятельно, при согласовании со своими партнёрами в ЕС, решать вопросы собственного энергоснабжения. В перспективе будущих отношений с Россией ВТП призывает к углублению экономического сотрудничества – особенно в условиях политических противоречий, эскалация которых имела место на фоне украинского конфликта. Во время холодной войны бизнес подтвердил, что может служить прочным и надёжным связующим звеном между Востоком и Западом. Сделка «газ-трубы» в 1970-е годы результативно поддержала германскую политику разрядки в отношении Москвы. Мы считаем, что взаимное переплетение экономических интересов является важным инструментом предотвращения и сдерживания конфликтов.