20 февраля Администрация Северного морского пути подвела итоги 2018 года. Объем грузоперевозок год-к-году увеличился с 10,7 млн тонн до 19,7 млн тонн или на 84,11%.
По видам грузов итоги выглядят следующим образом:
- генеральные грузы — 2,34 млн тонн (- 6,3% год-к-году);
- уголь — 290,8 тыс. т (- 16%);
- руды — 43 тыс. т (+ 29,9%);
- нефть и нефтепродукты — 7,81 млн т (+ 15,6%);
- газовый конденсат — 805,4 тыс. т (рост в 7,5 раза);
- сжиженный природный газ (СПГ) — 8,399 млн т (рост в 37,7 раза).
Рост и снижение перевозок отдельных видов грузов информативен, он многое сообщает о том, что происходило на СМП в минувшем году. Снижение объемов генеральных грузов – свидетельство окончания капитального строительства в порту Сабетта и на объектах завода «Ямал-СПГ» и подтверждение того, что все проекты «Востокугля» по развитию добычи таймырских углей остановлены. Последнее подтверждает и снижение объема перевозок угля – северный завоз сохранился, вывоз угля прекратился. Добыча нефти развивается планово на всех добычных проектах, «НОВАТЭК» получил в свое распоряжение суда арктического класса для перевозки газового конденсата. Огромный рост объемов перевозок СПГ – результат досрочного ввода в эксплуатацию второй и третьей технологических линий «Ямал-СПГ».
По итогам 2018 года Администрацией СМП было выдано 792 разрешения на плавания в акваториях СМП, в том числе 91 разрешение судам под иностранным флагом, при этом было осуществлено 27 транзитных рейса, в том числе 17 рейсов судами под иностранным флагом.
По прогнозу правительства, грузооборот по СМП в 2019 г. составит 26 млн тонн, в дальнейшем по прогнозный рост составит: 44 млн тонн в 2020 году, 51 млн тонн в 2021 году и далее до 80 млн тонн в 2024 году. Но при этом вице-премьер и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев уже заявлял, что поручение Владимира Путина о 80 млн тонн в 2024 году выполнено не будет, реальный результат – не более 60 млн тонн, из которых грузы СПГ НОВАТЭКа составят 46,5 млн тонн (как результат строительства второго завода – «Арктик СПГ-2» Причиной Трутнев называет как факт сворачивание проектов компании «Востокугля», передачу которых другим компаниям господин вице-премьер считает, очевидно, нецелесообразной. О конкретных планах правительства по увеличению количества транзитных международных рейсов данных нет – не исключено, что они будут увеличиваться.