Целый ряд статей в нашем журнале посвящен тому, как складывалась судьба «большой атомной тройки» в последние полтора десятилетия – об атомных энергетических проектах США, Франции и России. История занимательна тем, что российская государственная корпорация по атомной энергетике Росатом не сражалась с конкурентами какими-то незаконными методами, козней не строила, а «тройки», тем не менее, не стало. Занята банкротным производством компания Westinghouse, Франция ради спасения AREVA потратила огромные бюджетные средства – и все эти приключения на свои головы американцы и французы нашли самостоятельно. Но сегодня речь не об атоме, а о газе.
В советские времена прибалтийские советские социалистические республики получили на блюдечке с голубой каемочкой систему энергетической безопасности, продуманную и спланированную очень серьезными специалистами. Электроэнергия поступала в рамках Единой Энергетической Системы СССР, на территории Литвы работала Игналинская АЭС с крупнейшими в мире на тот момент атомными реакторами РБМК-1500, в Эстонии работали ГРЭС на горючих сланцах, для Латвии построили целый каскад ГЭС на Даугаве. Газ пришел на берега Балтии за 3’000 км, из Уренгоя – стальные нити магистрального трубопровода прокладывала вся страна, в том числе и сами прибалты. Огромное подземное хранилище газа, третье по объему в теперешнем Евросоюзе было создано в местечке Инчукалнс под Ригой – его хватает не только для Латвии, Эстонии, в зимнее время из него получают газ Псковская, Новгородская и Ленинградская области. А вот для Литвы чуть-чуть не хватало – и в столицу пришел газопровод из Минска, в результате чего все три республики полноценно вошли с Единую Систему Газоснабжения СССР. То, что сейчас гордо именуют «Энергетическим кольцом БРЭЛЛ» – не более, чем потакание тщеславию самостийности прибалтийских независимых государств, а по сути как была территория Прибалтики частью ЕЭС СССР, так ею и остается.
Игналинская АЭС (Литва), Фото: platov.ru
Закончена вся эта красота была к концу 70-х, самым новым приобретением энергетической системы Северо-Западного региона СССР стала Игналинская АЭС, укомплектованная еще и Круонисской ГАЭС на Немане. Много времени прошло, СССР кончился, возникли-восстановились государственные границы, прибалтийские республики из состава Союза Советского дружно нырнули в Союз Европейский, а потом и в НАТО. Шумели парламенты, сменялись партии и политики у руля, а энергетическая система работала себе и работала, не обращая внимания на эти мелкие события. Как только политики лезли грязными руками в те дела, в которых ничего не понимали – обязательно происходила одна неприятность за другой.
Тихо «умер» нефтепровод в латвийский порт Вентспилс – труба есть, теперь в нее «Ау!» кричать можно или гимн государственный петь, чтобы в Белоруссии его услышали. Литовцы решили, что НПЗ поделить с Россией дело недостойное – ну, нет теперь этого завода, голова ни о чем не болит. В 2009 году Литва взяла, да и закрыла оба реактора своей АЭС, добровольно выйдя из привилегированного «атомного клуба» – такой оказалась контрибуция за вступление в Европейский Союз. Вот, казалось бы – уроки получены, пора и за ум браться, ан не тут-то было.
Идут разговоры о выходе Эстонии, Латвии и Литвы – вот прямо после дождичка возьмем и перерубим все провода. Многие даже верят в эти словеса, забывая о том, что судьба БРЭЛЛ решается в ходе продолжающегося Энергодиалога Россия-ЕС, и все будет сделано так, как обговорят между собой Москва и Брюссель. ЕС вот не торопится – считает, что на подготовку технико-экономического обоснования уйдет лет так с десяток. То, что говорят прибалтийские политики, нравится их электорату, а свобода слова в Европе нынче – широчайшая.
Зато на другом энергетическом фронте ЕС таки подыграл антироссийским настроениям – затребовал введения в действие пресловутого Третьего энергетического пакета. Если верить букве этого мертворожденного проекта, собственник трубопровода должен предоставить права пользования им всем «альтернативным поставщикам». Долго искали уренгойские суровые мужики по всей тундре альтернативных господ, да так и не сыскали, а деятели из Евросоюза на поиски на Ямал что-то никак не соберутся – а ведь могло и повезти! Не все сопки проинспектированы, не все медведи из берлог подняты, а ведь косолапые-то точно могли газку поддать.
Однако русофобия, ненависть к России – болезнь затяжная, так просто не лечится. Ни разу за все время после восстановления независимости прибалтийские государства не сталкивались с дефицитом природного газа, сеть магистральных трубопроводов «Сияние Севера» регулярно обновлялась – и компрессоры свежие Газпром ставил, и трубы старые менял, и в поддержание на должном уровне Инчукалнского ПХГ деньги вкладывал, специалистов предоставлял. Впрочем, профессионалов особо много и не требовалось – в компании «Latvijas Gaze» выпускников «Губки» предостаточно. Но у литовцев своего ПХГ нет, АЭС они закрыли, энергозависимость стала практически стопроцентной. Неприятная ситуация, но виноватить некого, можно только злость на добродушной России срывать, всякие глупости придумывая. Кричат-кричат, аж голос срывают литовские политики – а ответная реакция равна нулю. То ли потому, что в Газпроме считают, что маленьких обижать нельзя, то ли не слыхать этого нервного фальцета – кто ж его знает.
«Кричим – они не слышат?! Тогда сейчас возьмем, и укусим!!!»
«Укусили» – взяли в аренду регазификационное судно с громким названием «Indenpendece», чтобы не покупать все 100% газа у России. Норвежцы добрые – им заплати, они СПГ привезут. Заплатили, привезли – отлично получилось, Газпром не смог продать сколько-то там миллионов кубометров, с трудом избежав тотального разорения. В результате столь мощной комбинации газ Литве сейчас в полтора раза дороже обходится, чем Польше – зато гордость потешили.
Следующая часть вильнюского балета – поставки СПГ из самой Америки, потрясающее достижение. В прошлом году привезли – с завода Sabine Pass. А Газпром – опять не чешется! Этот завод по толлинговой схеме работает – «Сжижай или плати», и арендовано их оборудование разными потребителями на много лет вперед. Стабильности хочешь – плати вперед, но с платежами у бывшего «балтийского тигра» в последние годы как-то совсем никак, так что получилось только пару бросовых партий перехватить. Но поднатужились литовские менеджеры, и в марте потрясли мировую общественность новым контрактом:
Во вторник литовские компании подписали соглашение о сотрудничестве с поставщиком природного сжиженного газа из США и оператором будущего терминала сжиженного природного газа (СПГ) Freeport LNG.
Договор в Вашингтоне подписали компания по торговле газом Lietuvos duju tiekimas (LDT), входящая в энергохолдинг Lietuvos energija, и оператор Клайпедского терминала СПГ — компания Klaipedos nafta.
Глава Lietuvos duju tiekimas Мантас Микалаюнас отметил, что это соглашение расширяет круг потенциальных поставщиков газа.
Новость замечательная, а литовские газовые эксперты, ее комментировавшие – так и вовсе лучше некуда. Вот «эксперт в сфере энергетики Ромас Швядас», к примеру:
«Это важный сигнал и России, которая долгое время доминировала на литовском газовом рынке.
Кремль использовал природный газ как средство и даже оружие в достижении целей своей внешней политики и геополитики, а Газпром был этим «солдатом», который выполнял такую политику. Подписание подобного соглашения в Америке, которое произошло во время саммита США и Балтийских стран, демонстрирует, что Литва и другие Балтийские страны уже не зависят от поставки энергоресурсов из России, что они могут выбирать надежного партнера для поставок, который является одновременно и партнером по НАТО. Еще одним сигналом Кремлю является и то, что США становятся серьезным игроком на европейском рынке поставок газа, а это означает, что США и Россия столкнутся в конкурентной борьбе. Рынок природного газа в Литве начинает работать, появляется конкуренция, появляются различные источники природного газа, которые способствуют конкуренции. Благодаря конкуренции выигрывают жители Литвы и экономика страны»
Рыдай, Россия, пляши, Европа – у Литвы самая независимая … газовая система!
Алексей Миллер, председатель правления «Газпром», Фото: Sputnik
Алексей Миллер от огорчения не знал, что и делать – то ли уволиться, то ли застрелиться. Тяжелый момент – такой клиент уходит, да еще и Америка вся пятки готова оттоптать, настигает, вперед вырваться норовит. Газпром за 2017 год в Европу смог кое-как протолкнуть всего-то 193,9 млрд кубометров, а Штаты СПГ привезли целых 867 миллионов, если тонны в кубометры пересчитывать. Это же почти 0,5% от российского экспорта, опаснейший конкурент! Но не успел господин Миллер уволиться – Штаты помогли удержаться. Аналитический онлайн-журнал Геоэнергетика.ru понятия не имеет, кто там кого в Штатах в президенты выбирал, потели ли при этом российские хакеры или этих хакеров в природе не существует, но вот про маленькую заметку в LNG World News можем точно сказать – имела место быть.
Если не очень хочется вспоминать познания в английском, то вот здесь та же новость в качественном переводе:
Литву, которая в скором времени должна была стать третьим крупнейшим в ЕС покупателем американского сжиженного природного газа после Испании и Португалии, ждет неприятный сюрприз. Запуск завода Freeport LNG, откуда СПГ должен поставляться на Клайпедский регазификационный терминал, отложен, как минимум, на девять месяцев.
Не получилось в этом году, обождать немного надо, годик какой. Наверное. Если тайфуны с ураганами не помешают, морозы не ударят и штормов не случится. Без газа зимовать не придется – Газпром рядом, выручит и на этот раз. А вот как следующая весна наступит – господа литовцы еще чего-нибудь выдумают, затейники эдакие! Скоро вон новые СПГ-заводы в Австралии открываются, да и в Африке новые мощности на подходе. Не получится – не страшно, Газпром ведь большой и теплый. Твори, выдумывай, пробуй!
Фото: japantimes.co.jp