Калининградская область была и остается нашим эксклавом на территории Европейского Союза, прямая связь осуществима только по воздуху или по морю. Россия не может не беспокоиться о безопасности своего европейского форпоста, система безопасности – это не только забота нашего министерства обороны. Ведь современная российская армия высокотехнологична, военная техника требует электроэнергии, как требует ее же и вся Калининградская область с ее растущим населением, с ее экономикой. В конце года Владимир Путин принял участие в открытии в области новых электростанций, что стало приятным подтверждением того, что план энергетической безопасности Калининградской области, принятый еще в 2012 году, выполняется в предусмотренные сроки.
Но для выработки электроэнергии требуются энергетические ресурсы, для Калининградской области одним из них является природный газ. Сейчас газ приходит в область по газопроводу Минск ⇒ Вильнюс ⇒ Каунас ⇒ Калининград. 24 декабря 2015 года литовская газотранспортная компания Amber Grid подписала с Газпромом контракт на оказание транзитных услуг до декабря 2025 года. Но, с учетом некоторых особенностей поведения нынешних руководителей Литвы, 29 декабря 2015-го Дмитрий Медведев подписал распоряжение о введении в декабре 2017-го года плавучего терминала по хранению и регазификации СПГ на территории Калининградской области. В два года уложиться не получилось, проект оказался весьма не прост, и вот о том, как он реализуется, насколько интересную работу ведет Газпром – короткий, но максимально полный рассказ от телеканала «Россия 24».
И теперь несколько слов о том, что во временные рамки видеосюжета не поместилось. На 8:10 уважаемая Полина Крикун, держа в руках керн соли, произносит фразу:
«Часть того самого пласта, из чего делается подземное хранилище»
Корреспондент – это, конечно, не маркшейдер, поэтому ошибку мы ей прощаем, искренне благодаря за то, что она сделала этот прекрасный репортаж. Пласт – это то, в чем делается подземное хранилище. То, что корреспондент держит в руках, должно покинуть недра земли, чтобы оставить после себя свободную емкость. Мы подробно останавливаемся на этом моменте вовсе не из желания показать ошибку в использовании терминологии, все намного интереснее.
Следующая минута репортажа посвящена тому, каким методом в подземных слоях вымываются каверны, необходимые для хранения природного газа. Давайте вот на этом остановим видео и задумаемся – а что же дальше будет с вымытой солью? Насыщенный раствор соли сбросят обратно в Балтийское море? Но что тогда будет с экологией залива? Резко выросший уровень солености нарушит привычное равновесие — уйдет рыба, совсем другой станет морская растительность в этой части морского побережья. Детский вопрос – а разве это разумно? Особенно с учетом того, что в этом регионе у России нет месторождений каменной соли, для продовольственной промышленности ее приходится везти из материковой части России, цена на нее в Калининграде растет.
План строительства ПХГ в Калининградской области появился достаточно давно, и нам очень приятно познакомить вас, уважаемые читатели с ООО «Варница». Именно его специалисты «совместили» одно с другим – соль, которую для ПХГ нужно вымывать; экологию, которую не стоит «беспокоить»; отсутствие соли в северо-западном регионе России. Так родился проект солевого завода, при реализации которого состоялась не кабинетная, а «очная» встреча Газпрома и Росатома.
Калининградский солезавод
Да, именно так! Оборудование для солезавода, строительство которого было закончено в конце прошлого года, изготовлено на предприятиях машиностроительного дивизиона Росатома, причем изготовлено по проекту производственных линий, разработанному нашим «атомным» «СвердНИИхиммашем». Калориферы, выпарные установки, воздухонагреватели, вентиляторы – это все «атомное», уникальное, придуманное и изготовленное для зеленоградского проекта оборудование. Хромоникелевые стали и титановые сплавы, из которых его изготовили, настолько устойчивы к коррозии, что проработают не одно десятилетие без всяких капитальных ремонтов.
Ну, и, само собой, «СвердНИИхиммаш» думал не только о материалах, но и о самой технологии. Химических реагентов не требуется, загрязнение среды не предвидится, хотя отходы будут – против химии не попрешь. Вот только отходы эти будут превращены в … строительный гипс, дополнительную товарную продукцию. С экологией еще интереснее – соляной раствор, которым «Варницу» обеспечивает Газпром, после того, как пройдет все производственные линии, снова станет пресной водой, и вернется на компрессорные станции Газпрома, который снова загонит ее на километровую глубину. Газпрому – каверны под хранение газа, «Варнице» – соль и строительный гипс. Минимум расходов морской воды, максимум прибыли для «Варницы». Производительная мощность производственной линии от Росатома – 400 тысяч тонн соли и гипса в год, этот темп полностью совпадает с тем, который требуется Гавзпрому для увеличения объемов хранимого газа. Соль – марки «Экстра» и таблетированная – в таком виде она требуется для фармакологических производств.
Суммарный объем инвестиций в строительство и технологическое оборудование завода – 2,5 млрд рублей, из которых 500 миллионов составят средства из государственного бюджета, чтобы компенсировать часть расходов на банковские проценты. Окупится ли? Давайте без сложной терминологии, которую так любят экономисты – завод не разрабатывает карьер, не тратит деньги на транспортировку сырья, оно у него в буквальном смысле слова прет из-под земли прямиком в цеха. Результат – себестоимость, которая и не снится конкурентам. 166 новых рабочих мест на самом заводе, дополнительная занятость для всех логистических предприятий, которым предстоит обеспечить доставку готовой продукции потребителям – для Зеленоградска пусть не очень много, но вполне заметно. Планируемые налоговые отчисления – порядка 200 млн рублей в год после выхода завода на проектную мощность, так что и государственные субсидии будут возвратными.
Для того, чтобы и Аналитический онлайн-журнал Геоэнерегтика.ru мог закончить свой «репортаж к репортажу», используем цитату из пресс-релиза «Варницы»:
«Высокая чистота сырья, используемого в проекте, позволит организовать получение высокочистой медицинской соли в рамках программы импортозамещения для полного удовлетворения внутреннего спроса России. В настоящее время вся медицинская соль в нашей стране импортная. Расположение предприятия в Калининградской области является ключевым преимуществом для выхода на рынки европейской части России, Восточной Европы и Прибалтики»
На этом «Сказ о том, как Газпром и Росатом вместе соль добывают» и закончим.
Фото: nz39.ru