Взгляд «Геоэнергетики» на прошедший инженерный Чемпионат среди школьников

Взгляд «Геоэнергетики» на прошедший инженерный Чемпионат среди школьников

Более 200 учащихся 9 – 11 классов из более 30 регионов России приняли участие в Школьной лиге Международного инженерного чемпионата «CASE-IN» – соревновании школьников в решении кейсов, направленном на популяризацию знаний об энергетике. Лучшее видение стратегического развития топливно-энергетического комплекса России до 2035 года предложили старшеклассники из Ивановской области, Самары и Новосибирска.

Международный инженерный чемпионат «CASE-IN» – крупнейшее ежегодное практико-ориентированное соревнование в России и странах СНГ по решению инженерных кейсов, эффективный инструмент передачи будущим специалистам – инженерам практических знаний, опыта и новых компетенций. С 2013 года Чемпионат проводится для студентов технических вузов. С 2017 года к Чемпионату присоединились школьники и молодые специалисты компаний топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов.

То, что организаторы чемпионата решили вовлечь в соревнования школьников – это просто здорово. Попытаться сделать так, чтобы будущие обладатели диплома о среднем образовании задумывались о возможностях приложения своей энергии, способностей заранее – это правильный подход. Совсем недавно президент России высказал мысль о том, что стране не хватает «технарей», специалистов рабочих специальностей. Страна взяла курс на импортозамещение – значит экономике, промышленности потребуются инженеры, что сварщики, токари, фрезеровщики на рынке труда будут востребованы намного больше, чем представители любых других специальностей. Аналитическому онлайн-журналу Геоэнергетика.ru вдвойне приятно, что школьная лига началась с соревнований, направленных на популяризацию энергетики.

К системе школьного образования России редакция нашего журнала никакого отношения не имеет – в силу того, что находимся мы вне пределов Родины, да и педагогов среди нас нет. Но проанализировать прошедший чемпионат можно обычным, «дедовским» способом – используя логику. Но при таком подходе анализировать придется не только работы школьников, но и сами задания – ведь в правильно составленном вопросе зачастую содержится половина ответа. Вот без спешки, по порядку и начнем.

Вопрос – это половина ответа

Первый пункт задания: «Выберите регионы на карте России и площадки на них для строительства новых электростанций. Постройте свои новые электростанции, чтобы обеспечить необходимые объёмы производства электроэнергтии к 2035 году».

Уважаемые читатели, а вот вы способны понять смысл этого задания? Изучая историю развития электроэнергетики достаточно долго, мы вот не знаем ни одного примера, когда бы электростанции строились «из любви к искусству», их всегда создавали ради обеспечения необходимых объемов электроэнергии, при этом ключевое слово – «необходимых». Дополнительная электроэнергия нужна растущим городам, растущей промышленности, регионам, где планируется создание перерабатывающих предприятий сельского хозяйства, строительство крупных транспортных узлов. Видит ли кто-то в вопросе хотя бы намек на то, где именно потребуются новые объемы электроэнергии в России к 2035 году? Мы тоже не видим. «Необходимые объемы производства электроэнергии» – необходимые для чего, для кого? Задан ли критерий «выбора регионов на карте России»? Нет, не задан. Ну, давайте построим 10 АЭС в алтайских степях – там места много. Геологи уверяют, что можно построить огромное количество геотермальных электростанций возле вулканов и гейзеров Камчатки – давайте остановим выбор тут. Не нравится? Ну, вот на островах Ледовитого океана всегда ветра со всех сторон – давайте организуем несколько гигантских ветропарков, будем освещать Северный морской путь. Критериев выбора мест на карте России – нет, расшифровки понятия «необходимость электроэнергии – нет. А задание школьникам – есть, напечатано черным по белому.

Сложно было обозначить эти критерии? Вовсе нет – за основу можно спокойно взять слова Владимира Путина:

«Развитие Дальнего Востока – стратегическая задача России на XXI век»

Или давайте возьмем за основу демографию – дополнительная электроэнергия потребуется регионам, население которых стабильно растет. Продолжают понаезжать в обе столицы, рождаемость в Кавказском регионе уровень рождаемости значительно выше, чем в среднем по России. Но никаких зацепок нет – и «Команда мечты» выбирает Иркутскую и Томскую области, население которых как начало уменьшаться в 1991 году, так и продолжает это делать. Винить в этом ребят? Не получится – они четко выполняли полученное задание.

«Большая кочегарка Кузбасса»

Следующий вопрос: «Выберите типы ваших будущих электростанций, а так же энергетические ресурсы, на которых они будут работать. Выберите регионы и территории добычи энергетических ресурсов. Обоснуйте свой выбор».

Что подходит в качестве обоснования – какой критерий? Близость к потребителям, дешевизна ресурса, экологическая безопасность? Давайте строить электростанции прямо в угольных карьерах Кузбасса! Ресурс в топку – ковшом шагающего экскаватора, ноу-хау! Обоснование – ресурс под ногами, склады не нужны, транспортные расходы равны цене солярки для экскаватора, а экология тут и так убита, не чирикают в карьерах соловьи. Абсурд? Вне всякого сомнения! Но при этом задание соблюдено. Выдав такое условие, оценочная комиссия считает победителями ребят, которые предложили строить ГТЭС в Томской и в Иркутской областях, хотя наш «проект» лучше. Почему мы считаем, что «Большая кочегарка Кузбасса» и решение «Команды мечты» стоят на одном уровне? А давайте внимательно посмотрим, почему школьники сделали выбор в пользу ГТЭС.

ГТЭС – это газотурбинная электростанция. Принцип работы: в топку под высоким давлением подаются чистый воздух и природный газ. Поток раскаленных газов, образовавшихся в результате горения, направляется на рабочее колесо турбины, она вращает ротор генератора. Раскаленные газы – в атмосферу, и дело с концом. Да, именно так, без теплофикации, хотя температуры рабочего газа после прохождения им турбины хватает на обеспечение потребителей горячей водой – если организовать второй контур. Почему мы уверены, что школьники не думали о теплофикации? Да по значению КПД, которое они указали – 33%, а для ГТЭС с двумя контурами характерная цифра в районе 60%. Школьники предлагают строить в Сибири ГТЭС, которые светят, но не греют, и оценочную комиссию это вполне устраивает. Мы рады за школьников – они реально шли строго по заданию. Но нам несколько огорчительно, что мы не успели отправить на конкурс свой гиперпроект «Большой кочегарки Кузбасса» – мы явно упустили шанс побороться за медали.

Энергетика, политика и экономика

«Большая кочегарка Кузбасса» лучше еще и потому, что мы предлагаем именно Кузбасс и именно уголь – это заведомо частные компании, с ними договориться можно. А ребята – и оценочная комиссия – уверенны, что на потребности ГТЭС пойдет газ с месторождений Иркутской области. Да, газа тут – 3,94 трлн кубометров. Но из них 1,9 трлн – это Кавыктинское месторождение, законтрактованное Газпромом для Китая по «Силе Сибири», еще 100 млрд кубов – это Чиканмское месторождение и тоже же Газпром. Почему Иркутску вряд ли удастся договориться с Газпромом? Так у нас разобраться, где заканчивается газ и начинается политика, не так просто, а губернатор Иркутской области, который безуспешно ведет переговоры с Газпромом – член КП РФ… Да, газ есть и у Иркутской нефтяной компании, но в октябре 2017 года 49% ее акций продали японским инвесторам, которые вряд ли заинтересованы в поставках газа на предлагаемые школьниками ГТЭС. Причина проста – цена электроэнергии в Иркутской области 1 рубль за кВт. Японцам такая перспектива – это разговор ни о чем.

Впрочем, это уже такие подробности, которые школьникам вряд ли были по плечу. Из-за размытости заданий они выдали такие результаты, которые выдали, а комиссии, которая эти задания разработала, оставалось только кивать. Нет оценки необходимости дополнительной электроэнергии – будет сплошная «Большая кочегарка Кузбасса». Было бы в задании, к примеру, требование экономической целесообразности – можно было бы строже оценивать команды. И тогда, наверняка, школьники бы присмотрелись к причинам, по которым Иркутская область числится энергодефицитным регионом.

Понятие «энергодефицитность» разработано Минэнерго, а у этих ребят все просто: поступает в регион электроэнергии больше, чем ее тут генерируется – все, энергодефицит. Но, если заглянуть в статистику потребления электроэнергии Иркутской области, то увидим чудную картину – с 2012 года потребление тут падает и падает. В 2012 потребили 54’708 млн кВт*ч, в 2015 – 52’467 млн кВт*ч и тенденция сохраняется. Население уменьшается, крупных энергопотребителей не видно. Так откуда же энергодефицит, спрашивается? В 2012 году ввели в эксплуатацию Богучанскую ГЭС с ее 3’000 МВт установленной мощности и 17,6 млрд кВт*часов годовой выработки. Богучанский алюминиевый завод так и не достроен, а он должен был стать главным энергопотребителем. БоГЭС – это граница с Иркутской областью, в нее и идет «недопотребленное». Вот и весь «энергодефицит» в кавычках – там, где потребление электроэнергии стабильно падает.

Сферический конь в вакууме

Из-за неточных формулировок задание напоминает просьбу нарисовать сферического коня в вакууме. Критерии размыты – и школьники с чистой совестью рисуют пятиногого коника фиолетового окраса с рогом во лбу.

«Обратите внимание на арктический регион России» — пункт № 5 задания.

Мы тоже можем обратить – это такая полоса на самом верху карты, ее сразу видно! Солнечные панели на зиму свернуть, ветер в Арктике есть всегда – отлично, у коняки появилась розовая полоса. Гаджет из розетки зарядить удастся – вот и славно, а батареи греть не будем, в Арктике и так хорошо. И комиссия конкурса не может возразить – каким задание было, такое решение и получили. Было сказано, что нужно учитывать перспективы развития регионов, демографию, климат, экономическую целесообразность? Нет, не было. А что тогда – претензии к сферичности коня, что ли?

Конечно, можно пройтись и по Томской области, но выводы можно сделать и без этого. CASE-IN делает нужное дело – знакомит школьников с энергетикой, показывает значимость отрасли. Ребята уверенно ориентируются в разных типах электростанций и видах энергоресурсов, понимают, что такое топливно-энергетический баланс. Но общую картину школьники увидеть не смогли, их проект – это строительство электростанций ради строительства и регулирование топливно-энергетического баланса ради баланса цифр. «Увеличим экспорт угля» – вот и сбалансируем уменьшение экспорта газа. Формально – верно, но размышлений о том, выгодно ли это России стратегически, нет. Энергосистема Иркутской области – часть ЕЭС России, что позволяет, к примеру, обеспечить экспорт не угля, а конечного продукта его переработки – электроэнергии. В Иркутской области есть богатые месторождения золота в районе Бодайбо, и вот там действительно есть проблема с электроэнергией, не позволяющая увеличить добычу. Иркутская область – это месторождения угля, железных руд, марганца, титана, тантала, ниобия, в комплекте это дает возможность развивать металлургию. А это уже совсем другой экспорт, ради организации которого придется изменить демографическую картину – новые объемы производства потребуют рабочие руки. Но «Команда мечты» пишет о необходимости увеличения экспорта угля – и комиссия считает такой ответ вполне приемлемым.

«Специалист подобен флюсу – полнота его всегда односторонняя»

Есть много рассуждений об отличии советской системы образования от западной. На Западе много замечательных, глубоких, но очень узких специалистов, строго в соответствии с афоризмом Козьмы Пруткова. Мы, выходя из школы, были одновременно физиками и лириками – мы знали обо всех отраслях знаний и понимали, как эти знания углублять. Западная молодежь «брала» узкой направленностью, мы – тем, что видели проблемы в комплексе. АЭС и в Томской области будет строиться лет шесть-семь, вложения за счет электроэнергии будут отбиваться лет 20. Но Томский политехнический университет – кузница кадров атомной отрасли едва ли не с момента ее создания, в нем 50 лет работает исследовательский реактор ИРТ-Т. Росатому предстоит готовить тысячи студентов для АЭС в Египте, Турции, Венгрии, Индии, Китае, Бангладеш, Финляндии, поэтому Томск – потенциальный центр образования с возможностью стажировки на АЭС, электроэнергия которой, войдя в ЕЭС России, будет экспортироваться. Вот такой простой пример комплексного подхода к теме конкурса.

Да, теперь другие времена, но навык видеть не часть, а всю проблему целиком, видеть вариативность возможных решений необходимы и сейчас. Посмотрите на глаголы в начале каждого пункта задания: «Выберите, посчитайте, предложите, рассмотрите» – повелительная форма множественного числа, организаторы конкурса обращаются к небольшим коллективам. «Мы» – коллектив, но коллектив где, в какой организации? «Мы» работаем в государственной энергокомпании или в энергетическом подразделении холдинга Олега Дерипаски? «Мы» будем выбирать, считать, предлагать для государства или для частной компании? Если «мы» – это часть СУЭКа, то мы будем планировать угольные электростанции, если «мы» работаем в Минэнерго – будет один стратегический план, если «мы» в Минпроме – то совсем другой, а у «нас» в оптовой генерирующей компании ОГК-2, принадлежащей Газпрому, будет третий план.

Школьники – будущие хозяева страны

Развитие ТЭКа России до 2035 года – это, если серьезно, просьба сделать набросок «нового плана ГОЭЛРО». Планируя развитие электроэнергетики на такой временной отрезок, мы обязаны прикидывать пути развития нашей страны. С таким замахом к формулированию вопросов надо подходить с максимальной точностью, строгостью. Строительство электростанций на 20 лет вперед нельзя планировать без учета интересов всей России-матушки – ее населения, промышленности, коммуникаций, сельского хозяйства. 2035-й год – кто и что будет потреблять электроэнергию ваших электростанций в тех регионах, о которых вы решили поразмышлять, ребята? Разбудите свою фантазию, стройте планы с учетом 20 лет развития огромной страны – вы молоды, вы можете себе это позволить, вам владеть Россией!

Несмотря на все сказанное, повторим – мы искренне рады появлению школьной лиги «CASE-IN». Помочь молодежи посмотреть на жизнь за школьным порогом – это прекрасно, это то, что нужно. Но нам кажется, что, если организаторы чемпионата для формулирования заданий будут приглашать не только вузовских специалистов, но и представителей энергетической отрасли, результат будет намного интереснее и полезнее для тех, кто решит принять в нем участие. Командам школьников надо предоставить возможность общаться с теми, кто способен рассказать не только о самой энергетике, но и о том, как она связывает воедино все стороны жизни страны – XXI век на дворе, интернет обеспечивает коммуникацию без оглядки на расстояния. Начало положено, и мы уверены – продолжение обязательно будет!