После того, как почти 26 лет тому назад обстоятельства сложились так, что ушел в прошлое наш советский период, наша, первая в мире попытка построения и развития планового социалистического экономического и политического строя, некоторые политические комментаторы коротко подвели итог: «Россия вернулась в русло мировой цивилизации».
25 лет – небольшой временной промежуток для истории, но за эти годы мы уже успели пережить не только своих собственных, российских кризисов, но еще и парочку глобальных, мировых. Нам есть, что и с чем сравнивать, наша память и наш новый опыт не могут не заставлять задумываться над «детским вопросом»: а есть ли в этом русле течение? Или это болото, которое постепенно зарастает ряской – смотрится красиво, но вот запах становится все менее аппетитным? Что стало препятствием для этого самого русла, можно ли это препятствие одолеть или оно непроходимо, застой станет глобальным? Мнения по этому поводу высказываются достаточно разные, и совсем недавно журнал Геоэнергетика.ru познакомил вас с небольшим анализом, сделанным Владимиром Злоказовым.
Выводы, сделанные Владимиром, обоснованны достаточно логично – вероятно, только из-за краткости изложения он не стал приводить примеры проблем Запада, которые давно перестали решаться, которые медленно, но верно, года за годом, нарастают и нарастают. Но эти выводы, как нам кажется, несколько лукавы – Владимир рассуждает о цивилизации только и исключительно западной, оставляя вне поля анализа тот простой факт, что Россия страна не только европейская, но и азиатская. Мало того, у России есть особенность, которая не зависит от политического строя, от развития науки и техники, от уровня ВВП. Особенность, которой нет ни у одной другой страны планеты Земля – это размеры нашей территории, ее протяженность от восточных до западных границ. Именно по этой астрономической, географической причине Россия была, есть и будет страной особой – не плохой или хорошей, а именно особой. Протяженность на 11 часовых поясов – уникальная особенность России, на планете больше нет таких стран.
Революция Кржижановского
Самое глубокое преобразование России, если не говорить о политике – гениальные изобретения Глеба Кржижановского. Он был не только одним из создателей РСДРП(б) – он был Инженером с большой буквы, Инженером-Энергетиком. План ГОЭЛРО, государственной электрификации России, был инициирован Глебом Кржижановским, и он был воплощен молодой Советской Республикой в плотины и турбины, в десятки и сотни новых производств, новых городов и поселков, новых дорог, связавших страну в единое целое. Но даже такой грандиозный план был только началом, Кржижановский и инженеры, ученые, которых он объединил под своим началом, создали концепцию еще более глубокую – концепцию Единой Энергетической Системы. Когда-то Великобритания могла объявить себя «империей, над которой никогда не заходит Солнце» – но время, когда это было действительно так, давно закончилось. А вот Советский Союз стал страной, в которой никогда не смолкал рокот турбин, и Россия сумела сохранить это наследство.
Машинный зал Волховской ГЭС, Фото: tehne.com
Единая Энергетическая Система России – привычные слова, значение которых мы порой даже не понимаем до конца. Территория России с точки зрения нашей ЕЭС подобна цепочке огромных бассейнов, в центре чаши каждого из которых бьет фонтан воды, а бассейны соединены трубами, дающими возможность воде переливаться из одного в другой. Любая электростанция, что бы ни было ее энергоресурсом, переводит механическую энергию вращения турбины в энергию электрическую. Турбина, если отбросить все прочие подробности – огромная железяка, которую не так просто разогнать до нужной скорости и не так легко остановить, если она вращается с большой скоростью. Ночью мы потребляем минимальное количество энергии – спят города и села, работают считанные предприятия, замирает транспорт. А электроэнергия – удивительный товар, поскольку для него не существует складов, а к потребителям он приходит в считанные мгновения после того, как сгенерирован. Тормозить турбины или вовсе их отключать? Тогда в утренний «час пик» будет огромный риск того, что электростанции не справятся с огромным скачком потребления – энергетики не успеют ускорить вращение турбин до необходимых значений. «Короткие» страны Европы решали эту проблему, снижая обороты, но не останавливая турбины полностью, заливая излишки электроэнергии в огни кричащей рекламы, в ночные клубы… Россия действовала и действует совершенно иначе. Наши электростанции почти не сбрасывают обороты – как любому механизму, переключения скоростей не идут им на пользу. Вырабатываемая электроэнергия просто «переливается» в соседний часовой пояс – в тот, где ночь еще не вступила в свои права.
Энергетическое сердце планеты
Что в результате? Более долгий срок работы электростанций, которые работают в самом комфортном для них режиме. И – отсутствие необходимости строить излишнее количество электростанций в каждом нашем часовом поясе. Зачем, если каждый пояс подстрахован «слева и справа»? В этот раз мы не будем показывать сложные расчеты, для этого есть более серьезные специалисты, но итог известен: Россия, которая является еще и самой северной страной мира, способна обеспечить сама себя самой дешевой электроэнергией. Мало того! У России есть и вторая особенность – на нашей территории, в наших недрах сосредоточены огромные количества всех известных человеку энергетических ресурсов. Нефть, уголь, природный газ, уран – у нас есть все, чтобы обеспечить не только себя, но и все окрестные страны. Начиная со времен хрущевской реформы мы совершили ошибку, которую не исправили и поныне:
мы продаем всем желающим энергетические ресурсы, а не конечный продукт их переработки – электроэнергию.
Мало того – мы умудрились провести реформу нашей ЕЭС, передав генерацию в частные руки, чем только усугубили ошибку 60-х годов прошлого века. Представьте себе, что в государственной собственности остались не только Системный Оператор и Федеральная Сетевая Компания, но и все до одной электростанции, работающие, как единое целое. В таком случае мы могли бы предлагать той же Европе, равно как и Азии, как и нашим южным соседям электроэнергию по ценам, ниже которых по техническим причинам ее никто, в том числе и они сами, предложить не могут.
Карта Евразии, Рис.: maps-of-world.ru
В своей статье Владимир Злоказов пишет о том, что одна из причин имущественного расслоения – дефицит электроэнергии. Тот, кто способен решить эту проблему, станет законодателем мод, вершителем судеб – называйте, как угодно. Когда-то в ходу было понятие «Хартлэнд», а не так давно Владимир Путин назвал Россию «энергетической сверхдержавой», и у нас есть потенциал для того, чтобы ею стать. Многочисленные левые движения России говорят, кричат о несправедливости прошедшей у нас приватизации, призывают отменить ее результаты. Это было бы новой, очередной революцией, которых в истории России и так было предостаточно. Да, это требование во многом справедливо, эмоционально понятно. Но это – новая кровь, новые беды, новый раскол. Нужен ли он нам, выведет ли он нас на новые вершины?
Революция или эволюция?
Чем владеют наши олигархи? Предприятиями, которые производят ту или иную продукцию? Но все эти предприятия потребляют электроэнергию, составляющую до 40% себестоимости производимых товаров. Тот, кто поставляет эту электроэнергию, кто формирует тарифы на нее – будет хозяином положения. Государство Российское может не идти на отмену результатов приватизации – резервы позволяют дублировать критически важные, стратегические предприятия, делая их дочерними компаниями энергетических концернов, владеющими генерирующими мощностями. В этом случае энергоконцернам нет нужды продавать этим новым предприятиям электроэнергию с прибылью, поскольку появляется возможность повторить схему времен социализма – получить прибыль только с конечной продажи товаров, для которых создана производственная цепочка, и только потом распределить ее по всей вертикальной интегрированной структуре. Такая цепочка, такой принцип распределения прибыли оставляют вне конкуренции предприятия, попавшие в частные руки в лихие 90-е.
Подстанция 500 кВ «Радуга», Нижегородская область, Фото: fsk-ees.ru
Это будет не революцией, а эволюцией. Нынешние олигархи либо смогут каким-то образом уцелеть при новых правилах игры, либо тихо исчезнут – через банкротства, как это и должно происходить при капитализме. Да, для этого нужна смена правящей команды, поскольку нынешняя не желает выполнять нашу Конституцию, провозгласившую Россию социальным государством. Но в условиях антироссийских санкций, пришедших в нашу действительность всерьез и надолго, такая смена становится не только возможной, но и необходимой. ЕЭС России должна снова стать государственной, механизмы для этого имеются. Это уже упомянутые СО и ФСК, это наши государственные Росатом и РусГидро, это оптовые генерирующие компании, вернувшиеся под «государево крыло» в лице Газпрома и ИнтерРАО. Возможности – есть, остается суметь ими воспользоваться.
Урбанизация России
Есть и еще одно соображение об энергетике в связи с тем, что пишет Владимир. Узкая специализация, которая пришла в Европу в позапрошлом веке, у нас появилась значительно позже. Старшее поколение прекрасно помнит, насколько серьезно наша советская система образования отличалась от западной: она была универсальна, она давала достаточно глубокие знания сразу во многих отраслях, «от лирики до физики». Но Маркс не ошибался, когда говорил, что бытие определяет сознание. Давайте вспомним некоторые особенности индустриализации в нашей стране.
Недавние крестьяне приходили на строительство – для примера – Днепропетровской ГЭС. Кроме плотины и станции, они же строили новые заводы и фабрики, строили жилье для себя и своих семей. Кто-то по окончании стройки, став профессионалом, уходил на строительство новых электростанций, а кто-то предпочитал остаться на месте. Для этого нужно было получить новую специальность – и наши с вами предки шли и учились. Строители становились специалистами в металлообработке и в машиностроении, кто-то неожиданно обнаруживал в себе и другие таланты. Жизнь была такой, что требовала умения быть универсалом, умения овладевать новыми знаниями и навыками. Это бытие и определило сознание – ведь наша система образования складывалась именно в те годы истории. Дальний Восток, Чукотка, Камчатка, арктическое побережье, Якутия как были, так во многом и остаются «энергетическими островами».
Строительство ДнепроГЭС, 1927 Год, Фото: izvestia.ru
Нам НЕ ХВАТАЕТ НАСЕЛЕНИЯ, чтобы освоить нашу собственную территорию. В недрах этих «энергетических островов» – несметное количество природных ресурсов, до которых мы не только не добрались, мы их даже не разведали полностью. Мы только сейчас создаем технологии, которые способны обеспечить возможность комфортно жить в этих суровых районах. И это еще одно отличие России от множества других стран – Россия удивительно молода, мы еще не прошли этап покорения новых пространств, не вступили в эпоху старения, в которую погружается Запад. Это для Запада полностью справедливы все рассуждения Владимира Злоказова, а Россия – другая, у нас совсем другой потенциал. Это у нас, в России есть возможность прийти на новое, неосвоенное место, чтобы начать со строительства дорог, электростанций, а потом в новом городе или поселке стать горняком, металлургом, архитектором, попробовать себя в нескольких профессиях. Да, Запад пока богаче, там больше комфорта, но то, что способна дать своим людям Россия – не покупается за деньги.
Владимир пишет о высокотехнологичных отраслях, которые в Штатах росли за счет отраслей традиционных – да, там было именно так. Но в России в Певеке добывают и будут продолжать добывать золото по той причине, что Росатом поставит к причалу первую в мире плавучую АЭС. Россия – страна, где все, что Запад перевернул с ног на голову, способно встать на свои места. Мы будем способны добывать газ Баренцева и Карского морей, но только в том случае, если сумеем разработать и создать систему автономного электропитания и теплоснабжения. Что тут первично – высокотехнологичные отрасли или традиционные? Росатом готовит проект самого северного в мире горно-обогатительного комбината, чтобы добывать на Новой Земле цинк и свинец – это живой пример симбиоза высоких технологий и технологий традиционных, который реализуем только в России. Это происходит сейчас, это может и будет происходить в России и дальше.
Но освоение просторов России даст и еще один результат – мы создадим и освоим технологии обживания изолированных регионов, получим опыт, которого сегодня нет ни у кого в этом мире. А эти технологии и опыт востребованы в немалом количестве стран того самого Третьего мира – на удаленных островах, в горах, в неудобьях континентов. Тот, кто окажется способен предоставить такие технологии, поделиться таким опытом станет центром интеграционных процессов, радикально отличающихся от нынешнего варианта глобализации. Мы уверены, что и в этом случае окажется верной чеканная формула Маркса – «Бытие определяет сознание». Если бытие будет определяться российскими технологиями, российской конструкторской и инженерной школой – дальше додумывайте самостоятельно.
Неиспользованные ресурсы
И еще пара соображений по поводу опасений, высказываемых Владимиром Злоказовым. Он пишет, и пишет совершенно справедливо о том, что Европа столкнулась с опасностью, пережить которую вряд ли сумеет – с массовой иммиграцией жителей третьего мира, которые готовы перелицевать Старый Свет под свои традиции и привычки. Но так уж сложилось, что мы, «изобретатели и создатели» журнала Геоэнергетика.ru, обитаем на окраине этого самого Старого Света, поэтому видим то, что не так хорошо заметно со стороны.
Да, в Европе хватает тех, кто уже смирился с такой перспективой, кто просто плывет по течению. Но есть тут и те, особенно среди молодежи, кого все это не устраивает совершенно – вот эта невозможность получить творческую профессию, невозможность творить что-то новое, чего никто не видел. Тут хватает тех, кто готов променять свою внешнюю сытость и благополучие на возможность начать с чистого листа там, где нет ограничений пробовать себя в новых видах деятельности, где есть простор для творчества. Уютные, благополучные городки Европы, наполненные тоской, серостью, безысходностью часть европейцев готова променять на вулканы Камчатки, на лютые морозы Арктики, на необжитые просторы Чукотки и Дальнего Востока – если там будет возможность строить, создавать, творить, расти в профессии, которая окажется больше всего по душе.
«Россия в ближайшие десятилетия и займется интеграцией суперэтнических групп Европы и Азии в единое пространство»
Да, это возможно. Но Россия способна интегрировать группы европейцев в саму себя – тех, кому тесно в своих странах.
И есть второй источник, второй ресурс, необходимый России для освоения собственной территории. Трагедия 1991 года имеет много сторон, и один из самых тяжелых моментов – то, что русский народ мгновенно стал самым разделенным в мире. Не выходя из собственных жилищ вне России очутились от 20 до 30 миллионов человек – тех, кого наш МИД называет «зарубежными соотечественниками». Да, с той поры много воды утекло, кто-то просто умер, кто-то полностью ассимилировался, кто-то сумел добиться успехов на своей ново-старой родине. Но Россия способна вернуть себе всех, кто еще не потерял свои духовные скрепы, кто не утратил связи с русским миром. Да, в России эти понятия стали затертым штампом, но по другую сторону границы они звучат совершенно иначе.
Подстанция 220 кВ «Аэропорт», Приморский край, Фото: fsk-ees.ru
Если будут созданы разумные, ясные, четкие «правила игры» – мы вернемся. Все, что нам требуется – действительно государственный подход. Дайте проекты, в которых мы сможем участвовать и при этом получить перспективу в этом проекте «расти и жить».
Давайте на примере, чтобы было понятнее. Сейчас все активнее ведутся разговоры о том, что Россия намеревается приступить к строительству моста с материка на Сахалин. Стройка начнется с обустройства поселка строителей и создания той или иной электростанции. Обязательно будут созданы бетонные заводы, понадобятся автомобильные и железнодорожные дороги, понадобится электрификация трассы, возникнет множество других рабочих мест.
«Соотечественники, нам нужны дорожные строители, электрики, бетонщики, арматурщики, сварщики, машинисты экскаваторов, водители. Список профессиональных требований – вот. Система оплаты – вот, жилищные условия – тут. Время контрактов – ХХХ лет, по окончании, при условии качественной работы, вы сможете на месте получить специальности железнодорожников, рыбаков, корабелов, архитекторов, профессионалов городского хозяйства… Перспективы получения жилья – такие-то и такие-то, получение гражданства – на таких-то условиях, право на перевоз семьи появится при выполнении таких-то условий».
Россия получит совершенно конкретную пользу, мы, ваши зарубежные соотечественники – возможность вернуться на Родину и получить перспективы профессионального роста. Сколько нас? Да не так уж и мало, особенно с учетом того, что уровень жизни, возможность получать образование на родном языке в постсоветских странах оставляют желать лучшего.
«Россия в ближайшие десятилетия и займется интеграцией суперэтнических групп Европы и Азии в единое пространство»
Да, это возможно. Но Россия способна вернуть себе своих соотечественников, чтобы интегрировать их в саму себя – тех, кому тесно в своих странах. И русский народ станет той самой суперэтнической группой Европы и Азии – исключительно для того, чтобы подтвердить справедливость выводов, сделанных Владимиром Злоказовым, как вы понимаете.