Банкротство Westinghouse и строительство блоков АР-1000 в США

Банкротство Westinghouse и строительство блоков АР-1000 в США

На территории Америки Westinghouse вела строительство новых энергоблоков на двух площадках. В штате Южная Каролина на АЭС V.C. Summer планировалось возвести два блока на основании контракта с консорциумом в составе частной энергетической компании Scana Corporation (55%-ное участие в проекте) и муниципальной энергетической компанией Santee Cooper.

Комбинированная лицензия на строительство и эксплуатацию была получена в марте 2012 года, согласно текущему графику, гарантированной датой завершения строительства блока №2 является 31 августа 2019 года, для блока №3 такая дата – 31 августа 2020 года.

Комбинированная лицензия на строительство блоков №3 и 4 на действующей АЭС Vogtl была выдана NRC в феврале 2012 в ответ на заявку концсорциума, с которым ранее подписала контракт компания Westinghouse (Georgia Power Company (дочка Southern Nuclear) – 45.7%, Oglethorpe Power – 30%, MEAG Power – 22.7%, Dalton Utilities – 1.6%).

29 марта 2017 года компания Toshiba, владелец контрольного пакета акций Westinghouse, официально объявила о начале процедуры добровольного банкротства своего американского подразделения.

«Корпорация «Toshiba» уведомляет, что компания «Westinghouse Electric Company» (WEC), дочерние предприятия WEC в США и компания «Toshiba Nuclear Energy Holdings (UK) Limited» (TNEH (UK)), холдинговая компания для компаний «Westinghouse Group», действующих за пределами США, (общее название — «WEC Group»), решили подать 29 марта 2017 года добровольное обращение о применении главы 11 кодекса США о банкротстве в суд Нью-Йорка по делам о банкротстве», – говорится в сообщении корпорации.

Компании WEC Group продолжат свою обычную деятельность в ожидании реорганизации в соответствии с главой 11.

С этого момента перед обоими консорциумами-заказчиками стоит вопрос, что и как делать с ведением строительных работ. 28 марта Georgia Power Company подписала с Westinghouse соглашение о продлении ведения строительных работ на месяц, 30 марта Scana и Santee Cooper достигли соглашения с Westinghouse, в соответствии с которым работы на строительстве блоков в течение 30-дневного периода будут продолжены.

В апреле Scana и Santee Cooper продлили соглашение до 26 июня, Georgia Power Company – до 12 мая. В первых числах мая Southern Nuclear официально сообщила о ведении переговоров с Toshiba о том, что для завершения строительства блоков АЭС Vogtl необходимо 3,7 млрд долларов, которые энергетики рассчитывают получить от материнской компании и о том, что намерена продлить соглашение с Westinghouse о продолжении строительных работ. 12 мая Southern Nuclear сообщила, что не только продлила соглашение до 3 июня, но и о том, что намерена принять на себя обязанности генерального подрядчика.

9 июня Министерство энергетики США одобрило соглашение между Southern Nuclear и Toshiba о том, что японская компания выплатит американским энергетикам 3,68 млрд долларов, первый платеж ожидается в октябре этого года. Достигнуто соглашение Southern Nuclear с Westinghouse о продолжении сотрудничества после того, как управление проектом по строительству блоков перейдет к энергетикам. В соответствии с этим соглашением Westinghouse будет обеспечивать поддержку по инжинирингу, приобретению оборудования и лицензированию, а также гарантирует доступ к своей интеллектуальной собственности.

Данное соглашение теперь должно получить одобрение со стороны суда, который ведет дело о добровольном банкротстве Westinghouse, но сомнений в том, что такое одобрение будет получено, у американских энергетиков нет, однако при этом Georgia Power Company не стала однозначно утверждать, что строительство блоков будет доведено до конца.

Тем не менее, несмотря на очевидную осторожность энергетической компании, которая не имеет компетенций по капитальному строительству и монтажу оборудования, возможности для завершения работ и сдачи блоков в эксплуатацию отнюдь не лишены основания. Для этого достаточно вспомнить, какие обязательства брала компания Westinghouse по поставкам оборудования изначально. Контракт предусматривал, что собственными силами Westinghouse обеспечит цифровые системы безопасности и поставку приводов СУЗ со своего завода в Нью-Гемпшире. Вот список прочих компаний, которые выступали подрядчиками по производству и доставке прочего оборудования.

  • ГЦН — компания Curfis-Wright (Cheswick, штат Пенсильвания);
  • перегрузочное оборудование и полярные краны — компания PaR (Shoreview, штат Миннесота);
  • цифровые системы управления — компания Emerson (O’Hara, штат Пенсильвания);
  • контейнмент — компания Chicago Bridge and Iron (Chicago, штат Иллинойс);
  • трубопроводы первого контура — компания Tioga (Allentown, штат Пенсильвания);
  • частотно-регулируемые привода — компания Сименс (New Kensington, штат Пенсильвания).

Кроме того, в США нет предприятий, способных производить сталь для трубопроводов первого контура; компенсаторы объёма; корпуса реакторов; парогенераторы; заготовки для корпусов реакторов и ПГ. Весь этот перечень оборудования изготавливали и поставляли итальянские, южнокорейские и японские производители, и именно для того, чтобы рассчитаться со всеми подрядчиками, Southern Nuclear получит деньги от Toshiba. С учетом того, что Westinghouse берет на себя обязательства, перечисленные выше, энергетики вполне способны справиться с ведением генерального подряда, хотя случай, когда заказчик сам и ведет все работы по строительству, монтажу и запуску, станет первым в истории атомного проекта США.

Сообщений о том, как именно идут переговоры с корпорацией-заказчиком блоков для АЭС V.C. Summer, пока не публиковалось, но точно известно, что Toshiba предлагает Scana взять на себя обязанности генерального подрядчика, предлагая аналогичные условия – финансовая помощь, поддержка на переговорах с подрядчиками, помощь с инжинирингом, гарантия получения доступа к интеллектуальной собственности.

Фото: businesstimes.com.sg

То, что переговоры с заказчиками блоков ведет сама Toshiba, а не Westinghouse – совершенно логично. Toshiba добилась соглашения с министерством финансов Японии о том, что публикация финансового отчета за 2016 год отложена на неопределенное время. По данным, публикуемым время от времени различными СМИ, чистый убыток Toshiba за три квартала 2016 финансового года (финансовый год завершился 31 марта 2017 года) составил 552,4 миллиардов иен (4,97 миллиардов долларов по текущему курсу), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом годом ранее почти на 15%. Долги же самой Westinghouse на март этого года составили 9,8 млрд долларов, что делало процедуру банкротства и последующей продажи американской компании для японских владельцев не самым перспективным процессом.

Но, если в результате переговоров с заказчиками блоков АР-1000 Toshiba избавит Westinghouse от обязательств по двум генеральным подрядам, долговые обязательства уменьшатся до 2 миллиардов – и вот в этом случае торги по гордости американского атомного проекта будут выглядеть совершенно иначе. В отличие от строительного направления, все остальные подразделения Westinghouse весьма прибыльны, такие активы будут значительно привлекательнее для потенциального покупателя (или покупателей).

Четыре топливных завода с действующими контрактами на поставки топлива на несколько лет вперед, производство разнообразного сервисного оборудования для АЭС, предварительные контракты по бэк-граунду выводимых из эксплуатации АЭС объективно способны стать «хорошим товаром», реализация которого может оказать существенную финансовую поддержку самой Toshiba, убытки которой значительно превышают ее уставной капитал. В случае удачной реализации Westinghouse японской корпорации не придется продавать иные свои активы и при этом избежать собственного банкротства.

Чтобы стратегия Toshiba была более очевидна, нам остается провести анализ того, как идут дела на строительных площадках АР-1000 в Китае и какие перспективы возможны в Индии.

Фото: post-gazette.com
Источник: Страна Росатом