О вопросах энергозависимости стран Прибалтики рассуждает главный редактор аналитического онлайн-журнала Геоэнергетика.ru Борис Марцинкевич в интервью для Sputnik Литва.
[embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=JaF4H0ezQwA[/embedyt]— Судя по амбициозным заявлениям европейских лидеров, достижение энергонезависимости — политически оправданная задача, которая решается, в том числе, технически. А как с финансовой точки зрения? Да и с технической тоже?
— Энергонезависимости от кого? От России? Когда будет решен вопрос энергонезависимости Европы, тогда и Прибалтики. Пока это не решается никак. Странам Прибалтики нужна новая электростанция Что такое финансы? Пока мы платим деньги, это товар. Но специфический, продажа и потребление которого определяется законами физики. Говорить об энергонезависимости от России — неверно. В Советском Союзе была самая большая объединенная энергетическая система на Земле. После развала СССР была подписана ассоциация об энергетическом взаимодействии. Прибалтийские страны сказали, что они самостоятельные, и вошли в состав энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва), где и пребывают. Чтобы стать окончательно независимыми, странам надо было построить дополнительные энергетические мощности. Такие «богатейшие страны», как прибалтийские, построят это никогда.
— Ну, а как же высказывание о том, что к 2025 году все разрешится?
— Было принято политическое решение ЕС об отключении стран Прибалтики от БРЭЛЛ к 2025 году. Для этого уже сейчас в Эстонию проложен кабель из Финляндии и будет прокладываться второй. Литва подсоединена к Швеции и Польше, т.е. получается замечательное кольцо, которое как бы должно работать. Технически процедура всех подключений была закончена в декабре 2015 года. Прошел 2016 год — можно итоги подводить. Без аварий в течение года оно работало больше трех недель, все остальное время ремонтировалось. А когда все было в порядке, Польша по ночам отключалась, мотивируя тем, что дешевое литовское электричество, которое поступало из Швеции, им не нужно. Почему случались аварии? Из-за природных условий держать постоянную частоту электроволны сложно. Технически вопрос можно решить с помощью специальной вставки постоянного тока.
— Говорят, что дополнительная линия энергопередачи между Польшей и Литвой может быть построена за 190 миллионов евро…
— Но есть точка перехода, где все равно нужна такая вставочка. Аварии в любом случае будут, если нет вставки постоянного тока. Стоит она 350 миллионов евро. С учетом перетоков Эстония-Финляндия, Литва-Швеция, Литва-Польша, надо восемь комплектов. Итого — два миллиарда 800 миллионов евро.
— Но будет ли самостоятельная энергосистема?
— Самостоятельности не будет. Электроэнергия все равно будет получаться из Польши, Финляндии, Швеции. Для того, чтобы была независимость, нужны свои собственные электрогенерирующие мощности. На территории построить их негде — гор нет, реки равнинные. Можно, конечно, чисто искусственно построить, и сразу вопрос — когда окупится?
— Как сложилась ситуация с энергообеспечением после закрытия Игналинской АЭС?
— До того момента, пока она работала (она была самая новая на тот момент в СССР) проблем не было. Закрывали ее искусственно, просто так. Таково было решение ЕС, которому энергонезависимая Прибалтика тоже не нужна. Дисциплину ведь можно поддерживать при помощи рубильника…
— Сейчас в Белоруссии строится БелАЭС, говорят, она тоже небезопасна? Очень боятся в Литве, расставили сирены, паника началась.
— То, что строится, это новый реактор поколения 3+. Специалисты МАГАТЭ считают, что это самый безопасный в мире реактор, ничего более нового на Земле нет. Систем безопасности на ней около 50, в том числе рассчитанных на попадание в корпус реактора самолета, землетрясения, которые в Белоруссии «часто случаются», но они и это учли, учитывая опыт Фукусимы. Истерика, которую закатывает Литва, совершенно искусственна. Она технически не оправдана никак и ничем. Такая же станция работает в Воронеже. Приехали туда все, посмотрели, но литовцы не едут.
— Почем литовцы не едут и говорят, что не приглашают?
— Приглашают, всех приглашают. Не ездят, потому, что им не хочется. Комфортнее никуда не ездить, и рассказывать сказки о том, что опасно. Им некогда ездить, они готовятся к нападению «зеленых человечков» и еще к чему-то. Не едут, но кричат. Страна суверенная, хочет кричать — пусть кричит.
— Нельзя не упомянуть российских хакеров, которых обвиняли в атаках на энергосистему Прибалтийских стран. Те же источники утверждают, что Прибалтика сумела отгородиться. То они всемогущи, то настолько слабые… Действительно ли можно остановить поток в турбинах, находясь где-то в другой стране?
— Сложно это представить. В СССР было специальное диспетчерское управление, которое выдержало все реформы и перемены. Данные 2016 года показывают, что в 2016 году в Литву было поставлено 500 миллионов квт*час электроэнергии. Сотрудников-операторов никакие политические заявления не касались, они просто выполняют свою работу. Страны Прибалтики в кольце БРЭЛЛ, исправно перекачивают электроэнергию в Калининградскую область…
Порядка 40% электроэнергии, которую получает Калининградская область, проходит по сетям Литвы. Но в области сейчас строят одновременно четыре электростанции, которые обеспечат электроэнергией даже при росте энергопотребления на 5% ежегодно на следующие 50 лет. Строительство там приостановлено, но может возобновиться в любой момент, как только будут найдены потребители. В свете строительства электростанций в Калининградской области и БелАЭС, очевидно, что после запуска в эксплуатацию атомной станции, БРЭЛЛ обойдется баз балтийских стран. Потому, что мощностей хватит «за уши».
— Возможна ли либерализация газового рынка?
— Теоретически да. Если бы в балтийских странах появились новые могучие потребители газа, которые оправдали бы новую газотранспортную систему и инвестиции в нее. Литовцы провели эксперимент — сжиженный газ, который они получают из Норвегии, дороже российского в четыре раза. Латвия, видя соотношение цен с норвежским газом, решает, что российская труба нравится больше. Тем более, что труба в свое время была модернизирована, там повышенный уровень безопасности. Проблема в логистике. Газ приходит со стороны моря, и его надо продвигать внутрь континента — а это трубы, компрессорные станции, то есть деньги.
— Латвия будет покупать электроэнергию с БелАЭС?
— Если предложат по приличной цене — почему бы и нет? Потому, что вставку постоянного тока, который обеспечит безаварийную работу, им никто не поставит. Если у Латвии будет желание и будут потребители, она, может, и приблизится к энергетической независимости.
— А что со строительством Rail Baltica?
— Для снабжения «воюющего» государства она, конечно, необходима… На вопрос, что возить по железной дороге, вразумительного ответа никогда не было. Объем торговли вполне нормально обеспечивается автомобильными фурами. Населения маловато, товары не нужны. Можно рассказывать про геополитику, но на ум приходит только слово «коррупция». Это выкуп земли у частников… Надо точно знать маршрут и стать владельцем земли, где надо.
— Отказ от «Северного потока-2» — аргументы, которые приводят министры — доводы логические или мы их просто не понимаем?
— Реально Латвия обеспечена газом от природы (газовое хранилище в Инчукалнсе). Им не нужен «Северный поток». Политические отношения между Эстонией и Латвией регулируются этим хранилищем. А отказ от участия в «Северном потоке-2» — это отказ от денег. Политическое решение, мне непонятное. Понятно, что появление «Северного потока-2» и появление «Турецкого потока» делает бесполезным газотранспортную систему Украины, может, это знак солидарности. Не строя «Поток», Россия ставит под удар снабжение Европы. Потому что, газотранспортная система и оборудование Украины изношены на 80%, а чтобы она функционировала, надо было вложить (по состоянию на 2012 год) 10 миллиардов долларов США. А в результате событий последних лет стало не до того.
Источник: ru.sputniknews.lt