Атомная энергетика может быть задействована на арктических проектах России, но российской атомной отрасли необходимо найти заказчиков на строительство промышленных реакторных установок малой и средней мощности.
Малые и средние АЭС идеально подходят арктическому региону с точки зрения экологии, считает главный редактор журнала «Геоэнергетика.ru» Борис Марцинкевич. В советские годы для энергоснабжения региона использовалось дизельное топливо, и Росгеология до сих пор продолжает очистку побережья Ледовитого океана от множества бочек из-под него. По словам эксперта, малые атомные станции могут стать источниками электроэнергии и тепла для небольших поселков, АЭС средней мощности могут быть востребованы при промышленном освоении крупных месторождений углеводородных энергетических ресурсов. Но при этом возникает проблема: на сегодня из-за отсутствия заказчиков у Росатома нет репрезентативных проектов. Потенциально такими заказчиками могли бы стать Газпром и Роснефть, но о конкретных действиях пока речи не идет.
«Их осторожность совершенно понятна: уровень цен и их волатильность, начиная с 2014 года, резко уменьшившие доходы компаний, кредитная нагрузка не позволяют идти на серьезные инвестиции в новые технологии российского атомного проекта. Когда ситуация начнет меняться к лучшему, зависит от огромного количества факторов, перечислять которые можно бесконечно долго», — отмечает главред журнала «Геоэнергетика.ru».
При этом рынок АЭС малой и средней мощности остается перспективным, проекты таких установок предлагают помимо России компании из США, Кореи, Китая.
Чтобы получить необходимую референтность, Росатом должен предпринимать максимальные усилия по поиску альтернативных заказчиков, полагает Марцинкевич. В частности, напоминает он, в 2015 году Министерство обороны России закончило строительство четырех военных баз в Арктике: на островах Врангеля и Земля Александры, на мысе Шмидта и острове Котельный Новосибирских островов.
«В 2016 МО провело конкурс на техническое обслуживание военных городков, участие в котором принял единственный претендент, который и стал победителем — “Запсибгазпром-Газификация”. Сумма годового контракта — 3,28 миллиарда рублей, срок контракта истекает в октябре 2017 года», — поясняет эксперт.
Возможно, это не самая большая сумма для Росатома, продолжает он, однако если госкорпорация приняла бы участие в следующем конкурсе и победила, то могла решить экономическую проблему, связанную с охраной АЭС.
«В военных городках эта проблема решается естественным образом, благодаря чему Росатом потенциально может получить сразу 4 репрезентативных объекта АЭС малой мощности», — уверен эксперт.
Еще одним перспективным направлением для развития атомной энергетики в Арктике Марцинкевич считает порты вдоль Северного морского пути. Из 70 портов на трассе от Владивостока до Мурманска протяженностью 8000 миль энергетически полностью обеспечены конечные точки маршрута и Архангельск.
Рис.: rosinform.ru
Как напоминает эксперт, в настоящее время идет строительство трех новейших ледоколов, готовится начало работ по строительству атомохода-лидера.
«В совокупности с уменьшением ледовых полей Арктики перспектива увеличения срока эксплуатации СМП с нынешних 4 месяцев в году до больших сроков очевидна — именно по этой причине развитие СМП является одним из наших национальных проектов», — подчеркивает главный редактор «Геоэнергетики.ru».
«Комплексный план развития СМП на период с 2015 по 2030 годы, разработанный правительством РФ — закрытый документ, но даже самых общих сведений достаточно для понимания того, что Росатом может и должен искать варианты сотрудничества с Минтрансом как главным разработчиком плана», — комментирует Борис Марцинкевич, обращая внимание на то, что развитие морских портов без надежного энерго- и теплообеспечения в этом регионе невозможно, поэтому потенциально они могут стать пунктами размещения малых и средних АЭС и плавучих АЭС, которые после ввода в эксплуатацию ПАЭС “Ломоносов” имеют перспективу стать серийными с соответствующим удешевлением.
Источник: polit.ru
Фото: rus.rt.com