Янки в Гренландии

Янки в Гренландии

Новости можно найти везде даже в тех СМИ, в которых они пишутся только для поклонников секты НЛО. Вот совсем недавно довелось увидеть нечто совсем уж занимательное:

Ученые рассказали, что потепление покажет миру гигантский ядерный комплекс США в Гренландии. Ранее считалось, что ядерный объект времен холодной войны «Кэмп Сенчури» навсегда похоронен под ледяной шапкой.

Секретный ядерный объект США «Кэмп Сенчури» в скором времени покажет себя миру из-за глобального потепления. Огромный комплекс, состоящий из 4 тысяч километров тоннелей и подземных залов, погребен в Гренландии под ледяной шапкой. Читать далее

Пробежать глазами по диагонали, усмехнуться и забыть? Но ведь Кемп Сенчури действительно существовала, действительно имела весьма занятную «биографию», которая, похоже, и не думает заканчиваться. Но где традиционная для РенТВ фантасмагория, а где реальность? А давайте возьмем, да и посмотрим, что было на этой базе интересного и поучительного.

map-google

Карта мира, остров Гренландия, Фото: Google maps

Вы давно на карте Гренландию видели? Самый большой в мире остров, расположенный не сильно далеко от Северного полюса, накрытый куполом огромного ледника толщиной более 2 км. Вдоль побережья – полоски голой земли, на которой обитали эскимосы. Что тут интересного, кроме срывающихся периодически в море айсбергов, один из которых больше ста лет тому назад повстречал «Титаник»? Вроде бы ничего – но так было только до начала той самой холодной войны. Нет, «Геоэнергетика» не станет рассказывать про идеологию, не волнуйтесь – только про технические проблемы и очень занимательный проект «Ледяной червь».

canale_grande_map_med-0451

Остров Гренландия, Фото: svs.gsfc.nasa.gov

В 1940 году, сразу после оккупации Дании Германией, США нашли весьма изящный способ избежать оккупации Гренландии: они распространили на территорию острова действие доктрины Монро — американский континент как зона, свободная от влияния европейских держав. В 1941 посланник Дании в США подписал договор о совместной обороне Гренландии, чего вполне хватило для того, чтобы территория острова фактически перешла под контроль Америки. С 1943 года стала строиться военная авиабаза в Туле, в те годы она была на пользу всем: самолеты, базировавшиеся на ней, прикрывали караваны судов с ленд-лизом. Но ситуация изменилась кардинально после создания блока НАТО и вступления в него Дании: теперь Туле стал базой для стратегических бомбардировщиков США, аэродромом подскока для “птичек”, способных донести ядерные и термоядерные бомбы до территории СССР через Северный Ледовитый океан или через Скандинавию. В 1951 году парламент Дании, Конгресс и Сенат США ратифицировали договор 1941 года, и с 1952 американцы стали вкладывать в Туле очень серьезные средства. Кто дружит с калькулятором, могут пересчитать 1,9 млрд долларов образца 1953 года — именно в такую сумму обошлись сам аэродром, склады, сеть РЛС и городок на 15 тысяч жителей.

Но прикрывать свои действия звонким пиаром американцы умели уже тогда. Свою активность в Гренландии они прикрыли разговорами о том, что намерены заниматься на территории острова научными изысканиями. Все работы велись под эгидой Армейского Инженерного Научного Центра (АИНЦ): джентльменов якобы чрезвычайно интересовали адаптация людей к минусовым температурам и условиям полярной ночи, им были интересны проблемы образования и условий существования ледника Гренландии. Где же еще исследовать адаптивные возможности человека, как не в Гренландии? Аляски-то не хватает… На деле же речь шла о сверхсекретной ракетной базе подо льдом этого острова.

АИНЦ предложил вырыть подо льдом сеть тоннелей: вырыть траншеи, перекрыть арочными куполами, дальше об укрытии позаботится сама природа Гренландии, укрыв их снегом и льдом. Туннели должны были соединить стартовые площадки ракет средней дальности, которые предполагалось размещать на расстояниях 6.5 км друг от друга. Общая длина запланированных тоннелей должна была составить около 4 000 км, общее количество ракет планировавшегося к разработке класса «Айсмен», которые планировалось разместить на этой базе – 600 штук.

byrd1

Траншея на Кемп-Сенчури (Гренландия), Фото: http://sekretmira.ru/

«Айсмен» задумывался, как модернизированная «Минитмен»: дальность полета 6 100 км при боеголовке в 2.4 мегатонны тротилового эквивалента. Стартовые площадки должны были быть соединены между собой железнодорожными путями, внутри тоннелей планировалось разместить 60 командных пунктов, связанных со стартовыми площадками телефонной связью. По замыслу авторов проекта, лед и снег должны были обеспечить невидимость всей базы для советских вооруженных сил, а дальность полета – обеспечить поражение не менее 80% стратегических целей на территории СССР и стран Варшавского договора. Связь при помощи проводов – дополнительная мера безопасности, как и наличие не одного, а нескольких десятков командных пунктов. Самое же интересное для нашего сайта – план обеспечения электроэнергией всего Кепм-Сенчури при помощи портативных атомных реакторов. На момент проектирования Кемп-Сенчури не было спутников слежения, способных вести наблюдение сквозь лед, потому СССР вынужден был бы наносить ответный удар буквально по площади, наугад, в огромном количестве тратя драгоценные ракеты и бомбы – в 1958 году таковых было еще не так много. Ну, и вишенка на торте: ядерная бомбардировка Гренландии с ее минимальной плотностью населения – это ведь не ответные удары по военным базам в густонаселенной Европе.

33

Расположение базы Кемп-Сенчури относительно авиабазы в Туле (Гренландия), Фото: http://sekretmira.ru/

Кемп-Сенчури начали строить в 1959 году, пригнав на точку в 150 км от базы Туле специальную технику для резки траншей. Как только траншея перекрывалась рифленым металлом, внутри начинался монтаж сборных деревянных домиков, постепенно подо льдом рос небольшой городок. Жилые помещения, кухня, столовая, зал отдыха и театр, часовня, библиотека и магазины, госпиталь, госпиталь, прачечная, научные лаборатории, склады продовольствия, топлива, центр связи… Городок был рассчитан на 11 000 человек гарнизона, так что масштабы работ были действительно немалыми. К октябрю 1960 года городок был готов, оставались «сущие пустяки» — рубить, рубить и рубить тоннели под ракеты.

6

Процесс строительства траншей в Кемп-Сенчури (Гренландия), Фото: http://sekretmira.ru/

camp-century-1

Строительство тоннелей на базе Кемп-Сенчури, Фото: http://sekretmira.ru/

ray_07

Американская база Кемп-Сенчури (Гренландия), Фото: http://sekretmira.ru/

cc_campcentury_16x9

Тоннель на Кемп-Сенчури (Гренландия), Фото: http://sekretmira.ru/

А портативный атомный реактор в рамках Армейской Атомной Энергетической Программы действительно был создан компанией ALСO – American Locomotive Company. Его действительно доставили в Гренландию летом 1960 года и смонтировали всего за 77 суток в специально подготовленных для этого подледных помещениях. 3 октября 1960 реактор РМ-2 был выведен на номинальную мощность – 2 МВт электрической и столько же тепловой. Описание в открытых источниках весьма скупое – дело было сугубо секретное, да и серийным этот реактор не стал по причине невероятной дороговизны. РМ-2 – одноконтурный реактор на обычной воде, 37 топливных стержней, 5 стержней регулирующих на оксиде европия. Одноконтурный – вода, проходившая через активную зону реактора, там же и превращалась в пар, после выхода вращала турбину, шла на конденсацию. Какой уровень радиации она при этом набирала, остается только догадываться, поскольку ни до, ни после таких топливных стержней в АЭС не использовал: обогащение по урану-235 в них составляло … 93%. Оружейный уран в реакторе АЭС! И это – 1960 год, то есть обогащение было осуществлено при помощи газодиффузионного метода, потому никакого удивления сметная стоимость РМ-2 – 5.7 млрд долларов в ценах 1960-го года не вызывает.

Реактор проработал до 1963 года, когда окончательно стало ясно, что проект «Ледяной червь» необходимо сворачивать – природу Гренландии победить так и не удалось. Со стен трехкилометровых к тому времени тоннелей приходилось ежемесячно в буквальном смысле слова соскребать 120 тонн снега и льда – соответственно, при 4 000 км тоннелей счет шел бы уже на тысячи тонн. Мало того: скорость движения ледника оказалась выше расчетной: верхние части тоннелей стали сжиматься со скоростью 2 см в год и никаких возможностей остановить этот процесс найти не удавалось.

PM-2 был аккуратно демонтирован и вывезен, о дальнейшей его судьбе информации найти не удается. А вот радиоактивная вода была тривиально слита – возиться с ее дезактивацией у американцев не было ни малейшего желания. Если верить документальному фильму The City Under Ice, снятому в 1963 году и официальной книге Camp Century Evolutoion of Concept and History of Design Construction and Performance – подо льдом и снегом осталось не менее 178 тонн радиоактивной воды. Глубина реакторного зала составляла 30 метров, потому была твердая уверенность, что эти отходы не могут представлять никакой опасности. Та же мысль была и по поводу 200 000 тонн дизельного топлива, которое американцы тоже не стали эвакуировать из ледяного бункера.

[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=1Ujx_pND9wg[/embedyt]

Вот такая история лежит в основе сообщения РенТВ. Приведет ли на самом деле таяние и движения ледника Гренландии к тому, что ядерные отходы окажутся на поверхности – это вопрос к профессиональны гляциологам, конечно. Будет ли это экологической катастрофой для Гренландии – вот тут позвольте усомниться. В 1968 году при заходе на посадку на аэродром Туле упал и загорелся стратегический бомбардировщик с термоядерными бомбами на борту, но с загрязнением справились быстро и успешно.

А вот в чем сомнений точно нет – так в том, что население Гренландии не будет впадать в панику по этому поводу. Вот не приживается радиофобия на острове, и все тут. Законодательное собрание Гренландии еще в 2013 году отменило запрет на разработку урановых месторождений, действовавший 25 лет. Гренландцы уверены: в случае, если найдется достойный инвестор на организацию разработки месторождений в Кванефьельде, мечта об окончательном отделении от Дании станет реальностью. Предварительные оценки месторождения – 3,5 млн тонн урановой руды, причем рядом с судоходным фьордом. А вдоль побережья поверхность острова свободна от ледника – значит, и с размещением горно-обогатительного комбината невероятных проблем не предвидится. Впрочем, это уже совсем другая история.

Что еще можно сказать по поводу Кемп-Сенчури? Если бы этот проект оказался успешным, СССР тогда и Россия теперь находились бы под реальной угрозой ядерной атаки «с борта непотопляемого авианосца». Даже с учетом развития спутниковой системы наблюдения для нейтрализации гренландской угрозы пришлось бы тратить невероятное количество усилий и ресурсов. Но – не сложилось, не склалось, снег и лед не захотели работать против России, генерал Мороз не стал примерять чужие погоны. Мистика или нет – решайте сами, мы только о фактах. А сама идея – многокилометровые железнодорожные пути, с любого места которых может внезапно стартовать по цели межконтинентальная баллистическая ракета была успешно воплощена в жизнь, став самым большим кошмаром создателей американских программ СОИ и ПРО. Наша это идея или мы ее подсмотрели в Кемп-Сенчури? Да какая разница – главное, что она успешно работает.

Напоследок – пара слов о секретности проекта. Верить или нет, но датчане уверяют, что они «ни сном ни духом» — дескать были уверены, что американцы в Кемп-Сенчури упорно занимаются наукой и только наукой. Работа со льдом, сверхглубокая скважина, причем первая в истории Гренландии – вот чем для Дании представлялся этот проект. А правда о ракетной начинке подледного лагеря всплыла только в 1997 году, когда Датский институт международных отношений случайно наткнулся на секретные подробности в пыльных архивах. За давностью лет особого общественного резонанса эта история не вызвала, а как будут развиваться события в наше время – увидим.

Фото: www.nordicvisitor.com