Энергетическая война: Младореформаторы в руках «нефтяных красных баронов»

Энергетическая война: Младореформаторы в руках «нефтяных красных баронов»

Опять немножко «политики» — просто хочется посмотреть, как «красные бароны» вертели младореформаторами гайдаро-чубайсовской когорты, выстраивая свои вотчины. Интересно это еще и потому, что «нефтянка» так и не ушла в руки «западных партнеров», хотя, согласитесь, вся обстановка 90-х располагала именно к этому.

Очередное сочетание несочетаемого, как в истории России и СССР бывало не раз. Жажда личной наживы в комплекте с искренней любовью к отрасли, которой отданы десятки лет жизни и труда – как причина отсутствия в нефтяной отрасли доминирования транснациональных корпораций. «Выпилить» из государственной собственности куски «под себя», умудриться эти куски организационно перестроить, но даже в годы кризисов и нехватки финансирования не отдать их иностранным инвесторам – это кусочек истории новой России, который вот лично мне кажется достаточно не тривиальным.

То, что грядут совсем иные времена, в 1990 лучше всего понимали не в самом СССР, а за его пределами. Не будем перечислять причины, отметим только, что были совершенно конкретные люди, решившие заранее обеспечить свои конкретные интересы. В том самом 1990 «British Petroleum» приглашает группу советских нефтяников в Великобританию, для ознакомления с работой ВР – таким был способ приобрести нужные связи. Филимонов поручает собрать группу Алекперову, и тот назначает руководителем группы самого себя. По воспоминаниям руководителя проекта с английской стороны Рондо Фелберга (Rondo Fehlberg), Алекперов едва ли не с блокнотом в руках «допрашивал» сотрудников ВР не столько о работе с нефтью, сколько об организации работы концерна.  The New York Times вообще отстаивает версию о том, что сама идея ВИНК Алекперовым была «украдена» именно во время этой поездки, но мне вот эта версия верной не кажется. Одно дело – методы работы англичан, и совсем другое – то, каким образом нужно было эти методы изменить, чтобы они были применимы в СССР. Думаю, что отнюдь не только деньги в кармане помогли Алекперову в 1999 защитить докторскую диссертацию именно по этой теме.

alekperov-opt

Вагит Алекперов, Фото: rbk.ru

Вагит Алекперов ушел с поста в министерстве в самом конце 1992-го, и эта дата не случайна: раньше было нельзя, позже – тоже. Этот год, судя по всему, ушел именно на подковерные интриги, результатом которых стал широко известный в узких кругах указ президента РФ № 1403 от 17.11.1992. Название у этого указа – невероятной длины: «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения». Текст указа умышленно сложен – внутренние перекрестные ссылки, ссылки на предыдущие указы, на постановления правительства, перечисление структурных подразделений правительства и так далее.

Если же не растекаться мыслью по древу, суть указа 1403 была проста: идея ВИНК победила окончательно и бесповоротно, механизм десоветизации в нефтяной отрасли был создан и приведен в действие. Но при этом границы новых «владений» пролегли там, где их проложили именно «красные бароны» — никто другой в окружении ЕБНа в этом просто не разбирался.

Из общего комплекса нефтяного хозяйства страны было выделено три больших «куска», организационно оформляемых как ОАО:

  • Роснефть;
  • Лукойл, ЮКОС, Сургутнефтегаз;
  • Транснефть и Транснефтепродукт.

При этом 45% акций Лукойла, Юкоса и Сургутнефтегаза на три года оставались в распоряжении государства. 40% акций этих компаний должны были быть проданы на инвестиционных торгах, причем половина – до конца 1993 года за приватизационные сертификаты по номиналу, вторая половина – до конца 1994 года. Оставшиеся 15% должны были быть проданы за ваучеры, но уже не по номиналу, а на аукционах. Были введены и ограничения на приобретение акций иностранцами – не более 15%, четко оговорена доля акций, которые предстояло продать на ваучерных аукционах населению районов добычи – 5%. Порядок и условия проведения всех торгов предстояло разработать Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Министерству топлива и энергетики Российской Федерации.

Господин президент «умывал руки», перекидывая дальнейшую судьбу трех ОАО в руки правительства. Правительство должно было определить не только правила проведения предстоящей приватизации, но и назначить руководство всех трех компаний. Мало того: в указе имеется и такой вот пункт. Цитирую – «Условия деятельности компаний, создаваемых в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, связанные с обеспечением государственных интересов Российской Федерации, определяются производственными контрактами, заключаемыми ими с органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации» (пункт 4 перечисляет эти компании — «Лукойл», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз»).

Почему, спрашивается, я заостряю внимание именно на «Лукойле», хотя в указе 1403 он не один, а в компании с ЮКОСом и «СНГ»? Да все дело в том, что это была не первая инициатива Алекперова, а вторая. Еще 25 ноября 1991 Геннадий Бурбулис подписал постановление правительства РФ №18. Название постановления говорит само за себя: «Об образовании нефтяного концерна «ЛАНГЕПАСУРАЙКОГАЛЫМНЕФТЬ» («ЛУКОИЛ»). Первый, что называется, пошел – из всего комплекса предприятий, институтов, системы снабжения был выделен, вырван весьма основательный кусок. Вагит Алекперов, последний в истории СССР министр топлива и энергетики, и Геннадий Бурбулис – люди удивительно скромные, потому  в тексте постановления, приложений к которому просто не было, забыли перечислить все предприятия, вошедшие в состав «Лукойла». Кроме «Лангепаснефтегаза», «Урайнефтегаза» и «Когалымнефтегаза» в состав зарождавшейся империи вошли («на добровольных началах», как с юморком писал Бурбулис в постановлении) «Пермнефтеоргсинтез» и три НПЗ – Волгоградский, Новоуфимский и Мажейкяйский. Однако 1991 год — время смутное: вскоре Литва «отжала» свой завод. Распад СССР, ЕБНовское «Берите полномочий, сколько сможете» сказались и на нефтяной отрасли. Потому Алекперову и пришлось поработать в министерских коридорах еще год – уже потому, что двух НПЗ при наверняка планировавшемся им заранее уровне добычи нефти, было откровенно маловато. Видимо, помощь с решением этой проблемы и стала причиной того, что в указе 1403 появились еще две будущие «империи» — СНГ и ЮКОС.

Алекперова предоставленные ЕБНом широчайшие полномочия правительства вообще и министерства топлива и энергетики в частности устраивали полностью: в ноябре 1992, когда был опубликован указ № 1403, фигура нового министра наверняка была уже согласована. Им предстояло стать Юрию Шафранику, коллеге Алекперова по тюменской нефти – бывшему начальнику «Лангепаснефтегаза».

Вот список предприятий, которые по указу № 1403 тоже становились ОАО, но передавали блокирующий пакет акций (38%) в собственность Лукойла.

logo-lukoil

  1. Производственное объединение «Когалымнефтегаз», в том числе:
    — Повховское управление буровых работ;
    — Мирненское управление буровых работ;
    — Бирское управление буровых работ;
    — трест «Когалымнефтеспецстрой»
  2. Специализированное монтажно-наладочное управление «Когалымнефтеавтоматика»
  3. Производственное объединение «Лангепаснефтегаз», в том числе трест «Лангепаснефтестрой»
  4. Производственное объединение «Урайнефтегаз», в том числе Урайское управление буровых работ № 1.
  5. Государственное предприятие «Пермнефтеоргсинтез»
  6. Волгоградский НПЗ
  7. Новоуфимский НПЗ
  8. Адыгейское предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Адыгейнефтепродукт»
  9. Вологодское предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Вологданефтепродукт»
  10. Волгоградское предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Волгограднефтепродукт»
  11. Челябинское предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Челябинскнефтепродукт»
  12. Кировское предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Кировнефтепродукт»
  13. Пермское предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Пермьнефтепродукт»
  14. ТОО «Россияне» г. Ставрополь (такая же сеть заправок, только с «модным» названием)
  15. ОРС объединения «Урайнефтегаз»
  16. Государственное промышленно-торговое предприятие рабочего снабжения «Когалымторгнефтегаз»
  17. Производственное управление по торговле и общественному питанию ПО «Лангепаснефтегаз»
  18. Торгово-производственное предприятие рабочего снабжения «Покачевторгнефть».

Мажейкяй, как видим, «компенсировали» НПЗ в Волгограде, добавили снабжение и организацию торговли и питания в районах нефтедобычи и сети заправок в семи регионах России. Итого: Алекперов четко реализовал то, что сам и задумал: добыча, переработка и реализация, причем по всей России. В «собственность» Лукойла уходили новоявленные крепостные ХХ века – штат работников на всех предприятиях составлял более 50 000 человек. В руки компании намечено было – при помощи ваучеров! – передать буровые установки, дававшие в год 65 млн тонн нефти (или 475 млн баррелей, если «бочки» привычнее). Разве не стоил такой результат годичного пребывания в министерских коридорах?…

Конечно, победа была не абсолютной – появились конкуренты в лице «ЮКОСа» и «Сургутнефтегаза», «прошли мимо» все трубопроводы, в собственности «Роснефти» осталось не менее 60% нефтяного комплекса страны. Но Алекперов и не стремился к монополии – он всегда считал, что крупных ВИНКов в России должно быть около десятка. Зато уж то, что он предназначил для своей компании, он взял в свои руки весьма плотно и основательно.

«Чисто для истории» предлагаю еще и списки предприятий, вошедших в состав двух других ВИНК – так будет интереснее наблюдать, во что со временем превратились эти «вотчины красных баронов», как сложилась судьба самих новоявленных олигархов. Да, именно «новоявленных»: их не было, но они появились в режиме «вдруг и сразу»…

Все тот же указ № 1403 определял то, что на момент рождения было скромной компанией ЮКОС. Вот список предприятий, которые уходили в состав компании на тех же условиях, что и предприятия «Лукойла» (блокирующий пакет акций в 38%  в них становился собственностью ЮКОСа).

logo-jukos

  1. Производственное объединение «Юганскнефтегаз», в том числе:
    — Нефтеюганское управление буровых работ № 1;
    — Нефтеюганское управление буровых работ № 2;
    — Мамонтовское управление буровых работ;
    — Салымское управление буровых работ;
    — Нефтеюганское управление разведочного бурения;
    — Нефтеюганское управление технологического транспорта № 1;
    — Мамонтовское управление технологического транспорта № 1;
    — Пойковское управление технологического транспорта № 1;
    — трест «Юганскнефтеспецстрой»;
    — трест «Юганскремстрой»;
    — трест «Юганскнефтедорстройремонт»;
    — центральная база производственного обслуживания бурового оборудования.
  2. Производственное объединение «Куйбышевнефтеоргсинтез», в том числе:
    — Куйбышевский НПЗ;
    — Сызранский НПЗ;
    — Самарский институт «Самаранефтехимпроект»;
    — трест «Куйбышевнефтехимремстрой»;
  3. Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Брянскнефтепродукт».
  4. Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Воронежнефтепродукт»
  5. Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Самаранефтепродукт»
  6. Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Тамбовнефтепродукт;
  7. Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Липецкнефтепродукт»
  8. Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Пензанефтепродукт»
  9. Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Ульяновскнефтепродукт»
  10. Нефтеюганский коммерческий центр ПО «Юганскнефтегаз»
  11. Новокуйбышевский НПЗ.

Нефтедобыча вокруг Нефтеюганска, 3 НПЗ, сеть заправок в 7 регионах. По количеству НПЗ, объему нефтедобычи, по сбытовым сетям – просто таки «брат-близнец» Лукойла, как видим.

Третий «новорожденный» — Сургутнефтегаз, СНГ.

logo-sng

  1. Производственное объединение «Сургутнефтегаз»
  2. Киришское ПО «Киришинефтеоргсинтез»
  3. Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Карелнефтепродукт»
  4. Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Новгороднефтепродукт»
  5. Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Псковнефтепродукт»
  6. Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Тверьнефтепродукт»
  7. Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Калининграднефтепродукт»
  8. Государственное предприятие нефтебаза «Ручьи»
  9. Петербургский производственный комбинат автообслуживания
  10. Государственное предприятие – нефтебаза «Красный нефтяник»
  11. Государственное предприятие «Петербургнефтеснаб»
  12. Киришское предприятие по обеспечению нефтепродуктами.

Самая скромная из трех ВИНКов, как видите. Сургут, Кириши, северо-западный регион и Калининград. Не так много, но со вкусом: Кириши имеют прямое ж/д сообщение с Новоталлинским морским портом, что обеспечивает максимальный комфорт для экспорта нефтепродуктов. Это я с учетом того, что проектов строительства новых российских портов вокруг Питера тогда, в начале 90-х,  и в помине не было. Зато маленькая, но весьма приметная деталь: интересы владельца СНГ основательно пересеклись с вотчиной тогда практически всемогущего питерского градоначальника Анатолия Собчака. Ну, и, соответственно, столкнула Владимира Богданова нос к носу с самыми разными питерскими чиновниками – тогда, когда последние были всего лишь питерскими чиновниками. Нет, никакой конспирологии в дальнейшем не будет, я просто констатирую факт, не более того.

После этого указа 1403 судьба трех частных ВИНК сложилась очень по-разному: государство «умыло руки», и теперь все зависело от личных качеств тех, кто встал у руля. Вот и предлагаю присмотреться к «биографии и творчеству» двух скромных персон: Владимира Леонидовича Богданова и Сергея Викторовича Муравленко. Первый из них как командовал СНГ, так и командует, а вот второй уже много лет трудится депутатом Государственной Думы во фракции КП РФ. Оба – очень не тривиальные люди, а уж партия, которая привлекла в свои ряды обычного нефтяного миллиардера – не тривиально вдвойне.