Опять немножко «политики» — просто хочется посмотреть, как «красные бароны» вертели младореформаторами гайдаро-чубайсовской когорты, выстраивая свои вотчины. Интересно это еще и потому, что «нефтянка» так и не ушла в руки «западных партнеров», хотя, согласитесь, вся обстановка 90-х располагала именно к этому.
Очередное сочетание несочетаемого, как в истории России и СССР бывало не раз. Жажда личной наживы в комплекте с искренней любовью к отрасли, которой отданы десятки лет жизни и труда – как причина отсутствия в нефтяной отрасли доминирования транснациональных корпораций. «Выпилить» из государственной собственности куски «под себя», умудриться эти куски организационно перестроить, но даже в годы кризисов и нехватки финансирования не отдать их иностранным инвесторам – это кусочек истории новой России, который вот лично мне кажется достаточно не тривиальным.
То, что грядут совсем иные времена, в 1990 лучше всего понимали не в самом СССР, а за его пределами. Не будем перечислять причины, отметим только, что были совершенно конкретные люди, решившие заранее обеспечить свои конкретные интересы. В том самом 1990 «British Petroleum» приглашает группу советских нефтяников в Великобританию, для ознакомления с работой ВР – таким был способ приобрести нужные связи. Филимонов поручает собрать группу Алекперову, и тот назначает руководителем группы самого себя. По воспоминаниям руководителя проекта с английской стороны Рондо Фелберга (Rondo Fehlberg), Алекперов едва ли не с блокнотом в руках «допрашивал» сотрудников ВР не столько о работе с нефтью, сколько об организации работы концерна. The New York Times вообще отстаивает версию о том, что сама идея ВИНК Алекперовым была «украдена» именно во время этой поездки, но мне вот эта версия верной не кажется. Одно дело – методы работы англичан, и совсем другое – то, каким образом нужно было эти методы изменить, чтобы они были применимы в СССР. Думаю, что отнюдь не только деньги в кармане помогли Алекперову в 1999 защитить докторскую диссертацию именно по этой теме.
Вагит Алекперов, Фото: rbk.ru
Вагит Алекперов ушел с поста в министерстве в самом конце 1992-го, и эта дата не случайна: раньше было нельзя, позже – тоже. Этот год, судя по всему, ушел именно на подковерные интриги, результатом которых стал широко известный в узких кругах указ президента РФ № 1403 от 17.11.1992. Название у этого указа – невероятной длины: «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения». Текст указа умышленно сложен – внутренние перекрестные ссылки, ссылки на предыдущие указы, на постановления правительства, перечисление структурных подразделений правительства и так далее.
Если же не растекаться мыслью по древу, суть указа 1403 была проста: идея ВИНК победила окончательно и бесповоротно, механизм десоветизации в нефтяной отрасли был создан и приведен в действие. Но при этом границы новых «владений» пролегли там, где их проложили именно «красные бароны» — никто другой в окружении ЕБНа в этом просто не разбирался.
Из общего комплекса нефтяного хозяйства страны было выделено три больших «куска», организационно оформляемых как ОАО:
- Роснефть;
- Лукойл, ЮКОС, Сургутнефтегаз;
- Транснефть и Транснефтепродукт.
При этом 45% акций Лукойла, Юкоса и Сургутнефтегаза на три года оставались в распоряжении государства. 40% акций этих компаний должны были быть проданы на инвестиционных торгах, причем половина – до конца 1993 года за приватизационные сертификаты по номиналу, вторая половина – до конца 1994 года. Оставшиеся 15% должны были быть проданы за ваучеры, но уже не по номиналу, а на аукционах. Были введены и ограничения на приобретение акций иностранцами – не более 15%, четко оговорена доля акций, которые предстояло продать на ваучерных аукционах населению районов добычи – 5%. Порядок и условия проведения всех торгов предстояло разработать Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Министерству топлива и энергетики Российской Федерации.
Господин президент «умывал руки», перекидывая дальнейшую судьбу трех ОАО в руки правительства. Правительство должно было определить не только правила проведения предстоящей приватизации, но и назначить руководство всех трех компаний. Мало того: в указе имеется и такой вот пункт. Цитирую – «Условия деятельности компаний, создаваемых в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, связанные с обеспечением государственных интересов Российской Федерации, определяются производственными контрактами, заключаемыми ими с органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации» (пункт 4 перечисляет эти компании — «Лукойл», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз»).
Почему, спрашивается, я заостряю внимание именно на «Лукойле», хотя в указе 1403 он не один, а в компании с ЮКОСом и «СНГ»? Да все дело в том, что это была не первая инициатива Алекперова, а вторая. Еще 25 ноября 1991 Геннадий Бурбулис подписал постановление правительства РФ №18. Название постановления говорит само за себя: «Об образовании нефтяного концерна «ЛАНГЕПАСУРАЙКОГАЛЫМНЕФТЬ» («ЛУКОИЛ»). Первый, что называется, пошел – из всего комплекса предприятий, институтов, системы снабжения был выделен, вырван весьма основательный кусок. Вагит Алекперов, последний в истории СССР министр топлива и энергетики, и Геннадий Бурбулис – люди удивительно скромные, потому в тексте постановления, приложений к которому просто не было, забыли перечислить все предприятия, вошедшие в состав «Лукойла». Кроме «Лангепаснефтегаза», «Урайнефтегаза» и «Когалымнефтегаза» в состав зарождавшейся империи вошли («на добровольных началах», как с юморком писал Бурбулис в постановлении) «Пермнефтеоргсинтез» и три НПЗ – Волгоградский, Новоуфимский и Мажейкяйский. Однако 1991 год — время смутное: вскоре Литва «отжала» свой завод. Распад СССР, ЕБНовское «Берите полномочий, сколько сможете» сказались и на нефтяной отрасли. Потому Алекперову и пришлось поработать в министерских коридорах еще год – уже потому, что двух НПЗ при наверняка планировавшемся им заранее уровне добычи нефти, было откровенно маловато. Видимо, помощь с решением этой проблемы и стала причиной того, что в указе 1403 появились еще две будущие «империи» — СНГ и ЮКОС.
Алекперова предоставленные ЕБНом широчайшие полномочия правительства вообще и министерства топлива и энергетики в частности устраивали полностью: в ноябре 1992, когда был опубликован указ № 1403, фигура нового министра наверняка была уже согласована. Им предстояло стать Юрию Шафранику, коллеге Алекперова по тюменской нефти – бывшему начальнику «Лангепаснефтегаза».
Вот список предприятий, которые по указу № 1403 тоже становились ОАО, но передавали блокирующий пакет акций (38%) в собственность Лукойла.
- Производственное объединение «Когалымнефтегаз», в том числе:
— Повховское управление буровых работ;
— Мирненское управление буровых работ;
— Бирское управление буровых работ;
— трест «Когалымнефтеспецстрой» - Специализированное монтажно-наладочное управление «Когалымнефтеавтоматика»
- Производственное объединение «Лангепаснефтегаз», в том числе трест «Лангепаснефтестрой»
- Производственное объединение «Урайнефтегаз», в том числе Урайское управление буровых работ № 1.
- Государственное предприятие «Пермнефтеоргсинтез»
- Волгоградский НПЗ
- Новоуфимский НПЗ
- Адыгейское предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Адыгейнефтепродукт»
- Вологодское предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Вологданефтепродукт»
- Волгоградское предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Волгограднефтепродукт»
- Челябинское предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Челябинскнефтепродукт»
- Кировское предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Кировнефтепродукт»
- Пермское предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Пермьнефтепродукт»
- ТОО «Россияне» г. Ставрополь (такая же сеть заправок, только с «модным» названием)
- ОРС объединения «Урайнефтегаз»
- Государственное промышленно-торговое предприятие рабочего снабжения «Когалымторгнефтегаз»
- Производственное управление по торговле и общественному питанию ПО «Лангепаснефтегаз»
- Торгово-производственное предприятие рабочего снабжения «Покачевторгнефть».
Мажейкяй, как видим, «компенсировали» НПЗ в Волгограде, добавили снабжение и организацию торговли и питания в районах нефтедобычи и сети заправок в семи регионах России. Итого: Алекперов четко реализовал то, что сам и задумал: добыча, переработка и реализация, причем по всей России. В «собственность» Лукойла уходили новоявленные крепостные ХХ века – штат работников на всех предприятиях составлял более 50 000 человек. В руки компании намечено было – при помощи ваучеров! – передать буровые установки, дававшие в год 65 млн тонн нефти (или 475 млн баррелей, если «бочки» привычнее). Разве не стоил такой результат годичного пребывания в министерских коридорах?…
Конечно, победа была не абсолютной – появились конкуренты в лице «ЮКОСа» и «Сургутнефтегаза», «прошли мимо» все трубопроводы, в собственности «Роснефти» осталось не менее 60% нефтяного комплекса страны. Но Алекперов и не стремился к монополии – он всегда считал, что крупных ВИНКов в России должно быть около десятка. Зато уж то, что он предназначил для своей компании, он взял в свои руки весьма плотно и основательно.
«Чисто для истории» предлагаю еще и списки предприятий, вошедших в состав двух других ВИНК – так будет интереснее наблюдать, во что со временем превратились эти «вотчины красных баронов», как сложилась судьба самих новоявленных олигархов. Да, именно «новоявленных»: их не было, но они появились в режиме «вдруг и сразу»…
Все тот же указ № 1403 определял то, что на момент рождения было скромной компанией ЮКОС. Вот список предприятий, которые уходили в состав компании на тех же условиях, что и предприятия «Лукойла» (блокирующий пакет акций в 38% в них становился собственностью ЮКОСа).
- Производственное объединение «Юганскнефтегаз», в том числе:
— Нефтеюганское управление буровых работ № 1;
— Нефтеюганское управление буровых работ № 2;
— Мамонтовское управление буровых работ;
— Салымское управление буровых работ;
— Нефтеюганское управление разведочного бурения;
— Нефтеюганское управление технологического транспорта № 1;
— Мамонтовское управление технологического транспорта № 1;
— Пойковское управление технологического транспорта № 1;
— трест «Юганскнефтеспецстрой»;
— трест «Юганскремстрой»;
— трест «Юганскнефтедорстройремонт»;
— центральная база производственного обслуживания бурового оборудования. - Производственное объединение «Куйбышевнефтеоргсинтез», в том числе:
— Куйбышевский НПЗ;
— Сызранский НПЗ;
— Самарский институт «Самаранефтехимпроект»;
— трест «Куйбышевнефтехимремстрой»; - Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Брянскнефтепродукт».
- Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Воронежнефтепродукт»
- Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Самаранефтепродукт»
- Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Тамбовнефтепродукт;
- Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Липецкнефтепродукт»
- Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Пензанефтепродукт»
- Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Ульяновскнефтепродукт»
- Нефтеюганский коммерческий центр ПО «Юганскнефтегаз»
- Новокуйбышевский НПЗ.
Нефтедобыча вокруг Нефтеюганска, 3 НПЗ, сеть заправок в 7 регионах. По количеству НПЗ, объему нефтедобычи, по сбытовым сетям – просто таки «брат-близнец» Лукойла, как видим.
Третий «новорожденный» — Сургутнефтегаз, СНГ.
- Производственное объединение «Сургутнефтегаз»
- Киришское ПО «Киришинефтеоргсинтез»
- Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Карелнефтепродукт»
- Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Новгороднефтепродукт»
- Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Псковнефтепродукт»
- Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Тверьнефтепродукт»
- Предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Калининграднефтепродукт»
- Государственное предприятие нефтебаза «Ручьи»
- Петербургский производственный комбинат автообслуживания
- Государственное предприятие – нефтебаза «Красный нефтяник»
- Государственное предприятие «Петербургнефтеснаб»
- Киришское предприятие по обеспечению нефтепродуктами.
Самая скромная из трех ВИНКов, как видите. Сургут, Кириши, северо-западный регион и Калининград. Не так много, но со вкусом: Кириши имеют прямое ж/д сообщение с Новоталлинским морским портом, что обеспечивает максимальный комфорт для экспорта нефтепродуктов. Это я с учетом того, что проектов строительства новых российских портов вокруг Питера тогда, в начале 90-х, и в помине не было. Зато маленькая, но весьма приметная деталь: интересы владельца СНГ основательно пересеклись с вотчиной тогда практически всемогущего питерского градоначальника Анатолия Собчака. Ну, и, соответственно, столкнула Владимира Богданова нос к носу с самыми разными питерскими чиновниками – тогда, когда последние были всего лишь питерскими чиновниками. Нет, никакой конспирологии в дальнейшем не будет, я просто констатирую факт, не более того.
После этого указа 1403 судьба трех частных ВИНК сложилась очень по-разному: государство «умыло руки», и теперь все зависело от личных качеств тех, кто встал у руля. Вот и предлагаю присмотреться к «биографии и творчеству» двух скромных персон: Владимира Леонидовича Богданова и Сергея Викторовича Муравленко. Первый из них как командовал СНГ, так и командует, а вот второй уже много лет трудится депутатом Государственной Думы во фракции КП РФ. Оба – очень не тривиальные люди, а уж партия, которая привлекла в свои ряды обычного нефтяного миллиардера – не тривиально вдвойне.