Блэкаут: Обратная сторона энергетики

Блэкаут: Обратная сторона энергетики

Начав рассказывать о замкнутом ядерном топливном цикле, неожиданно для самого себя я вдруг понял, как важна «обратная сторона атомной энергетики». Атомные реакторы, новые виды топлива, новые способы его создания – красиво, здорово, интересно, захватывающе. Но есть обратная сторона, причем многоликая.

Надо учиться правильно обращаться с ОЯТ – иначе вместо пользы можно получить экологические и даже биологические проблемы. Закончились работы на урановом руднике и связанном с ними горно-обогатительном комбинате – возникают проблемы с рекультивацией территории. Отработала свое АЭС – надо решать проблему с ее реакторами, набравшими за годы службы немалую радиоактивность, с прочими ее зданиями и сооружениями. Ну,  и так далее. От этого нельзя отмахиваться – годы всеобщей романтики первых шагов атомного проекта уже закончились, важно осознавать, предвидеть и своевременно устранять возможные и уже возникшие проблемы. Бэкграунд атомной энергетики – большая тема.

Не менее серьезные проблемы связаны и с другими видами энергетических ресурсов. Слышим ведь время от времени: там разлилась по морю-океану нефть, тут загорелся газопровод, вот там рванула угольная шахта. И совершенно понятно – об этом нельзя молчать, это важно знать, с этим надо уметь бороться, это надо уметь предвидеть. Логично?

Логично, но – не интересно. Это ведь где-то там, далеко и меня не касается, потому, что касаться не может: я не работаю в шахте, не мерзну на буровой установке в Северном море, мой дом далеко от газопровода, а до АЭС мне ехать три дня на поезде и два дня на оленях… Но, уверяю вас – проблемы намного ближе, чем вам кажется. Какие?

Мы добываем уголь, чтобы получить электроэнергию и тепло. Мы добываем нефть, газ, уран – все с теми же целями. Мы отапливаем наши дома зимой и охлаждаем их в пору летнего зноя, и мы знаем, как это сделать: включить батареи с обогревателями или кондиционеры, принять горячую ванну или принять прохладный душ. Мы готовим на наших кухнях на газовых и электрических плитах, мы моем посуду и стираем, мы пользуемся нашими сантехническими узлами. На АЗС мы заливаем топливо в бак машины, едем по делам по освещенным улицам, останавливаясь на сигналы светофора. Нет машины? Да не беда для горожанина-то – есть метро, трамваи, троллейбусы, автобусы. Все равно сможем добраться до дома, войти в лифт и открыть дверь уютной квартиры. По дороге заскочим в супермаркет, оплатим покупки банковской карточкой, позвоним своим домашним – поинтересоваться, чего бы им прикупить в качестве угощения.

Знакомо? Вам кажется, что я описал кусочек жизни некоего усредненного жителя мегаполиса? Вы это серьезно? Вот на сайте «Геоэнергетика», ни с того и ни с сего – бытовая зарисовка? Конечно же, нет, ни в коем случае! На самом деле я описал способы использования нами, горожанами, электроэнергии, полученной за счет энергоресурсов. Щелкнули выключателем – и где-то там трансформатор выдал порцию электроэнергии, которая по проводам пришла к вам в квартиру, будучи добытой перед этим тем или иным способом. Крутанули кран на кухне воды в чайник налить – и где-то насосы чуть ускорили давление, «скушав» для этого порцию электроэнергии. Набрали пин-код в банкомате – и он тоже скушал электроэнергию. Стало холодно и тут же потеплели батареи? Это «кушают» электричество насосы ТЭЦ и всех распределительных сетей. Приняли душ – а канализация приняла порцию грязной воды, и насосы, «скушав» порцию электричества», понесли ее на очистные сооружения…

Мы привыкли к такому уровню комфорта, который меньше сотни лет назад людям казался невероятной фантастикой. Электричество везде и повсюду – в батарейке вашего смартфона и в двигателе поезда метро, в кабине лифта и в насосе на АЗС. Вам скучновато про пожары в угольной шахте, текст «О проекте» на странице сайта кажется какой-то странноватой, не имеющей касательства к вашей жизни теорией? А давайте представим, что всего этого – раз, и не стало.

anywalls.com-77283

Блэкаут — авария в энергетической системе, сопровождающаяся массовым отключением электричества. Такое вот «академическое» определение. Щелк – и не работают светофоры, встали все электрические транспортные средства, а бензин на АЗС уже только ведром. Щелк – и уже не снять деньги с карточки, на двенадцатый этаж пешком, в холодное и темное жилище. Щелк – и выключился холодильник, закрылись магазины, и не понятно, где добыть воды, как приготовить пищу и почему ребенка по большой нужде надо волочь куда-то на мороз. Как добыть лекарства, что делать после травмы, если и позвонить-то никак, а в больнице – только экстренные операции при помощи единственного резервного генератора? Жизнь с электричеством – это одно, а остановившиеся «воды» в канализации – это те еще газы, которые потихоньку отравят жилища…

И вот это – не отвлеченная теория и не умственные игрища в новый вариант апокалипсиса. Это наша с вами, господа и дамы, обитающие в мегаполисах, повседневная жизнь. Комфортная, удобная, но стоящая на грани риска сорваться в невероятные бедствия. Все еще не хотите задумываться и помнить об обратной стороне медали? Или уже согласны подумать – не испугаться, а именно подумать?

Я предлагаю попробовать сделать это вместе, причем в этот раз без «путешествий в страну айфонию». Россия с точки зрения геоэнергетики – страна уникальная: мы живем в таких климатических условиях, где другие-прочие способны разве что прислониться к березе и дать дуба. Наши мегаполисы ушагали даже за Полярный круг, и наш блэкаут в зимнюю пору, если он, не дай бог, случится, будет только нашим – никакой зарубежный опыт нам не поможет. Этим летом вот, к примеру случился 3-х часовой блэкаут во всей Кении – у них там на крышу электростанции Джикарту пробралась обезьяна и рухнула прямо на трансформатор. Интересно нам это? Наверное, да, но вот пользы от получения подобного рода знаний жителям Мурманска или Норильска не шибко много получится. Остались без электричества бразильцы в Рио и в Сан-Паулу в ноябре 2009 на несколько часов? Можем посочувствовать, да вот только в ноябре там – преддверие лета, а у нас в Якутске про +50 в тени котельные и энергоцентрали «ничего не понимают». Граждане и жители этих стран об их блэкаутах вольны думать и не думать сами. Думать о том, что такое остановка протока воды в водопроводных и канализационных трубах на несколько часов при температуре -20 или -30 – предстоит только нам. Нет ни у кого больше в мире таких проблем. Это не хорошо или плохо – это данность. Такого опыта и знаний нет нигде и ни у кого, так что головами по сторонам вертеть не надо, а вот думать ими – необходимо.

Так что давайте-ка к нашим реалиям – именно к реалиям, а не набору страшилок. Что может стать причиной блэкаута в мегаполисах России? К чему могут привести? Какими могут быть и должны быть профилактические меры, где они уже стали появляться, где нет и почему появляются или не появляются? Климат, состояние техники, люди, дающие нам свет, тепло и воду – тут много самых разных сторон, вплоть до современной анатомии американского лозунга времен вьетнамской войны «Вбомбить в каменный век» и осмысления того, что и дебилы с палками в руках могут оказаться серьезной проблемой для миллионов человек. Подумаем, но не с политической или еще какой популистской точки зрения, а так, как положено тем, кто понимает, что такое геоэнергетика: где какие технические новшества необходимы, почему эти новшества требуют изменения организации всей системы жизнеобеспечения мегаполисов.

Хватит сил – попробуем разобраться и с тем, как блэкаут может повлиять на режимы работы энергогенерирующих предприятий: вот что будет с ГЭС или АЭС, если у них мгновенно отобрать огромное количество потребителей? Если уж вам, к моему удивлению, показалась интересной такая специфическая тема, как ОЯТ – в проблеме под названием «блэкаут» и подавно не будет скучно. Энергетический блэкаут – это обратная сторона всей энергетики. И той, что на углеводородах, и той, которая на текущей воде, на атомных ядрах, на ветре и на солнце. Ведь итог работы электростанции любого типа – это ток в проводах ЛЭП, на подстанциях и трансформаторах. А проводам, оборванным веерными короткими замыканиями – плевать, кто гонит ток. Некие человекообразные взорвали ЛЭП неподалеку от Крыма – потребители пропали для ТЭС и АЭС по территории бывшего государства Украина, плохонько стало тем и другим. Блэкауты – проблема и беда не только для нас, потребителей, они проблемы и беда и для производителей и, уж подавно, для электрических и коммунальных сетей.

Предлагаю эту заметку считать предисловием к теме, которая мне представляется важной и интересной для многих. В том числе, к слову, и для сайте «Геоэнергетика» — этот цикл статей будет первой нашей попыткой работать в соавторстве. К моему удивлению и искренней радости нам согласился помочь в этом вопросе человек, знающий о блэкаутах в разы больше меня, профессиональный специалист коммунального хозяйства. Человек он серьезный, причем серьезный настолько, что согласился на участие типа, которого нередко попрекают за обилие иронии в текстах. Меня согласился потерпеть настоящий профессионал – и это чертовски приятно! Посмотрим, что и как из этого получится.