Энергетическая война: Вселенная по имени «Нефть»

Энергетическая война: Вселенная по имени «Нефть»

Самый правильный подход к любой проблеме – суметь поставить «детские вопросы». Вот слово «нефть» мы слышим со всех сторон, а что такое эта самая «нефтянка», если на пальцах?

Часть 5.

Нефть нужно уметь искать и найти – значит, геологоразведка нужна. Нефть надо добыть, пробурив скважину — значит, добыча нужна. Добыв нефть, ее надо транспортировать либо к месту переработки, либо к месту хранения – значит, нужны нефтепроводы, танкеры, ж/д цистерны, нужно уметь строить заводы, хранилища. Переработав нефть, нужно уметь хранить нефтепродукты, нужно уметь доставить их конечным потребителям, уметь хранить – вот тут нужны уже другие хранилища, нужны нефтепродуктопроводы, нужны уже другие виды транспорта. А еще неплохо уметь переработать то, что остается от нефти, после того, как из нее «вытащили» керосин, бензин, солярку и мазут – и это уже нефтехимические предприятия, третий вид хранилищ, третий сорт транспортных средств.

Кто-то когда-то где-то на белом свете тоже задавал такие вопросы и давал на них ответы. Вот как-то так и появилась международная классификация секторов нефтяной промышленности – удобная и логичная, но «перевернутая вверх тормашками»: дети они есть дети, шалят.

Upstream – все, что связано с разведкой нефтяных залежей и добычей нефти из них.

Midstream – транспортировка нефти и нефтепродуктов

Downstream – переработка, распределение и продажа конечных продуктов.

Кажется, что логика отсутствует напрочь? На самом деле эти вот Up, Middle, Down относятся не к этапам нефтепоиска, нефтедобычи и проч., а к степени риска и размерам прибылей. Upstream – самый рискованный и самый доходный, Downstreanm – самый спокойный, но и наименее доходный, Midstream болтается посередине.

Upsteam компании стараются поддерживать себя в виде ВИНК – вертикально-интегрированных компаний и, я уверен, теперь вы понимаете значение слова «вертикальный» в их названии: от down до up, от разведки до пистолета на АЗС. Усреднить риск и «поймать» всю прибыль – и большую, и маленькую. Самый близкий и понятный пример для нас – Роснефть, классическая ВИНК. ВИНКами являются практически все национальные компании, которые мы рассматривали в предыдущей заметке. В виде ВИНКов стараются действовать и крупные частные компании – что Лукойл, что ВР с Shell в придачу. Цель все та же: усреднить риски, собрать всю прибыль. Разумеется, существует множество нефтяных компаний меньшего масштаба, которые занимаются только одним из видов деятельности апстрима. А еще к апстриму относят все нефтесервисные компании: у них своих скважин нет, зато они умеют делать буровые установки, обеспечивают транспортом, охраной, готовы отремонтировать или заменить любое нефтепромысловое оборудование, обеспечить выполнение геологоразведочных работ на самом высоком уровне. Про них мы слышим куда реже, они больше на слуху у ВИНК компаний, которым, случается, чего-то не хватает. Hallybarton, Schlumberger, BJ Servises… Не, не слышали? Назовите эти компании приятелям-нефтяникам – они вам часами примутся рассказывать, ху из ху. У большой галактики апстрим – масса спутников.

Midstream – это все виды транспортировки. Редкая ВИНК имеет свою транспортировку, даже в России без отдельной Транснефти редкий Сургутнефтегаз долетит до центра Уральского хребта. Да и нефтепродукты удобно и дешево гнать по трубам, в России этим занята компания Транснефтепродукт. Нефть – отдельно, нефтепродукты – отдельно. Вот только во всем мире это сложилось естественным путем, а у нас наоборот: в советские времена всеми трубами занималось одно ведомство. Взяли и поделили – так вот получилось. А еще мидстрим – это танкеры для нефти и нефтепродуктов. Для Запада и Ближнего Востока это актуально, а для нас такие звонкие имена, как Teekay Shipping, Frontline, OMI и прочие мало что значат. В мидстриме, разумеется, и весь ж/д транспорт – дорогой, с жесткими маршрутами, но без него никак. Битум с мазутом ведь по трубе не прокачаешь, не говоря уж о всякой нефтехимии. И автомобильный транспорт тоже тут, в мидстриме – бензин с соляркой машинками с НПЗ на АЗС. Дорого, но очень оперативно и гибко.

Downstream – тоже ничего себе такая галактика во вселенной нефти. В мире сейчас работают около 720 НПЗ в 120 странах, чтобы мало не было. И – хранилища нефти, хранилища нефтепродуктов. Про количество АЗС я лучше вообще промолчу – их учет сродни пересчитыванию астероидов астрономами. Они тут и там, они  открываются, перепродаются, закрываются, но все они – в даунстриме. Впрочем, и с НПЗ тоже весело: каждый из них настроен на тот или иной сорт нефти (легкие и тяжелые, с тем или иным количеством примесей и пр.), каждый из них дает немножко «свой» набор нефтепродуктов. Хранилища – подземные и надземные, под разные нефтпродукты и под разные сорта нефти.

Вот, пробежались коротенько. Не просто, согласитесь. Так что, когда человек называет себя нефтяником – относитесь к этому званию с уважением. Нефтяник может оказаться маститым академиком геологоразведки, а не только пацаном с заправки, который блондинкам помогает бак в машине обнаружить. Как относиться к особо креативным дамам с джентльменами, которые относятся к «нефтянке» пренебрежительно – решайте сами. «Ткнул трубу и сиди считай капусту», «страна-бензоколонка» — это словарный запас из лексикона современных Эллочек-Людоедок, честное слово. Ты сначала найди, куды тыкать, придумай, чем тыкать, сооруди буры, трубу, насос, проложи дороги, умудрись не дать дуба зимой, не допусти пожара и разлива, а потом попробуй что-нибудь вякнуть про «страну-бензоколонку», умник!.. Заодно прикинь, если извилин хватит, какое количество людей обеспечено работой вне «нефтянки» — металлургов, шахтеров, железнодорожников, машиностроителей, инженеров и конструкторов. «Экспроприируй экспроприаторов» давно уже не в тренде, а вот  лозунг «Услышал «страна-бензоколонка» — дай в морду!» был бы весьма кстати.

Раз уж язык, который, как известно, без костей, сам заговорил о России, предлагаю с нее и начать. Давайте попробуем хотя бы немного разобраться, что из себя представляют нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая отрасли экономики России и чуточку обратим внимание на то, как решается вопрос с транспортировкой нефти и нефтепродуктов по стране и за ее пределы. И попытаемся ответить на «простой» вопрос: почему во времена правления Ельцина объем золотовалютных ресурсов РФ болтался на уровне 18-20 млрд долларов, а в настоящее время совокупные цифры (резервы ЦБ, правительства и разделенного на 2 части Стабилизационного фонда) приближаются к половине триллиона?

Начнем с общих цифр за рассматриваемый период (2001 – 2014). Поскольку мы привыкли к баррелям, данные – в них, хотя статистика РФ дается в тоннах (в среднем 1 тонна российской нефти = 7,3 барреля).

Dobicha_Nefti_1991_2013_graph

Dobicha_Nefti_1991_2013

В статистике 1991 года учтены данные только тех нефтедобывающих предприятий, которые географически располагались на территории РСФСР

Слева – 1991 год как стартовый и время правления Ельцина, справа – годы руководства Путина. Напрашиваются три цифры: 1) при Ельцине Россия дошла до 66% от советского уровня; 2) за годы руководства Путина добыча нефти по сравнению с советским  периодом выросла на 15%. 3) за «путинские» годы нефтедобыча от ЕБНовского уровня поднялась на 74%.

Вот тут приношу свои извинения за то, что просто вынужден вспоминать политические события минувших лет. К сожалению, они имеют прямое отношение к нефти – так что  просто приходится. Иначе как понять – с чего начали и как дошли до жизни такой? Заодно припомним и знаковые фигуры того времени, в том числе и те, кто благополучно живет и трудится в наше время. Разваливался СССР – рвалась на куски единая до того экономика. Рвалась для того, чтобы куски медленно, но верно сложились в ту картину, которую мы наблюдаем воочию. Да, заранее предупреждаю – никакой конспирологии, только открытые источники и факты из них. Я же не политолог ни разу, чтобы гипотезы и версии строить, только то, что вижу, то и пою.

Когда господа политики и журналисты сообщают нам, что развал СССР состоялся в декабре 1991 года – они либо искренне заблуждаются, либо целенаправленно лгут. Господин Ельцин Борис Николаевич и люди, стоявшие за его спиной, к заседанию в Беловежской Пуще готовились заранее, готовя страну к разрыву, прежде всего, экономических связей между республиками. Да, для краткости первого президента РСФСР и РФ буду обозначать аббревиатурой – ЕБН. И вам понятно, и мне слух ласкает.

Elcin_USA2

Почему я говорю о неких «людях, стоявших за его спиной»? Давайте вместе и прикинем.

Откатываемся в прошлый век и даже в прошлое тысячелетие… На дворе стоял 1990 год, в марте которого в жизни СССР произошло нечто невероятное: были введены все необходимые изменения в законах для того, чтобы был учрежден невиданный доселе пост Президента СССР. Верховный Совет (высший законодательный орган СССР, если кто-то забыл) принял и эти законы и – что важнее всего – новую редакцию Конституции – 14 марта 1990 года. Какой был шум, сколько копий сломано по поводу того, как и кто будет выбирать Президента!… В этом ажиотаже совершенно незаметно проскользнуло изменение статьи № 11, которая не имела никакого отношения к затее с постом президента. Давайте присмотримся – это очень интересно.

Смотрите – вот статья 11 в том виде, который она имела при принятии последней советской Конституции, в 1977 году.

«Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.»

Подчеркивания – мои. Скажите, при наличии такой статьи раздел СССР на 15 кусков юридически возможен? А за какой срок 15 «наследниц» смогут поделить государственную собственность? 100 лет или 200? Вот работает ГЭС – плотина, турбина, подстанция, уйма ЛЭП. Обеспечивает, для примера, столицу советской Латвии город Ригу. Народный Фронт Латвии желает отделения республики от СССР? Нет проблем, вот только рассчитайтесь с Таджикистаном, который обеспечил молибден, с Украиной, которая дала железную руду,  с Россией, которая подогнала бетон, с Эстонией, проектный институт которой все это продумал. А вот БАМ, которая на территории РСФСР, но на которую поставляли материалы из Туркмении, отапливали мазутом из Азербайджана, а вот на том участке работал мостоотряд из Литвы. Ну, и так далее. Кто бы что бы ни говорил про Брежнева и старцев из Политбюро, но предохранительные механизмы от попыток развала СССР они просчитали достаточно уверенно.

Ну, а теперь смотрим, что изменилось в марте 1990.

Конституция СССР 1977 года, редакция от 14.03.1990, статьи 10 и 11:

Глава 2. Экономическая система

Статья 10. Экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности.

Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает равную их защиту.

Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Статья 11. Собственность гражданина СССР является его личным достоянием и используется для удовлетворения материальных и духовных потребностей, самостоятельного ведения хозяйственной и иной не запрещенной законом деятельности. …

Подчеркивания – мои. В новой редакции СССР был готов к распилу по границам союзных республик, не так ли? Следовательно – то, что произошло в декабре 1991 года в Беловежской Пуще, было подготовлено законодательно в марте 1990. При этом ЕБН никакого отношения к этой подготовке не имел – в марте 90-го он был, что называется, не того полета птица.

Михаил Горбачёв и Рональд Рейган в Женеве, 19 ноября 1985 год
Михаил Горбачёв и Рональд Рейган в Женеве, 19 ноября 1985 год

Под  законом о внесении изменений в Конституцию стоит подпись только Михаила Горбачева – как председателя ВС. Но это отнюдь не говорит о том, что текст был сочинен лично им. Опять же – для тех, кто забыл, напоминаю: Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат – Совета Национальностей и Совета Союза. Изменения Конституции должны были быть и были одобрены решениями этих палат простым большинством голосов, что, разумеется, закреплено письменно. Председателем Совета Национальностей в феврале 1990 года был Рафик Нишанов, председателем Совета Союза – Евгений Примаков. После декабря 1991 года Нишанов спокойно ушел на пенсию, а вот биография Примакова была куда как более интересной. Если есть желание – каждый может поискать в Википедии официальную информацию. Правда, толком из нее вычитать ничего нельзя, но уровень связей, знаний, компетенция Примакова позволяют предполагать, что фамилия настоящего автора этой новой и последней редакции Конституции СССР – именно  Примаков. Иных объяснений, по каким причинам один из самых доверенных людей Горбачева не оказался в опале при Ельцине, а сделал новую карьеру, лично у меня нет.

Отчего так подробно и с явным пристрастием? Так этими изменениями была подготовлена дележка не только территориальная – были подготовлены к предстоящему «распилу» и единый нефтегазовый комплекс СССР, и наш общий атомный проект, и вся наша единая энергосистема, и единая система подготовки специалистов, и единая научная школа. И так я за это «благодарен» этим творцам – прям вот обнял бы разок за шейку-то… Извините, вырвалось.  ЕБНа я при это оправдать не пытаюсь – знал, что делал. Но он, на мой взгляд – фигура прикрытия. Фигура крупная, большая, пляшущая и дирижирующая оркестром, но – не первостепенная. А были фигуры маленькие, но ловкие и умные. Про них и продолжим в следующий раз.