История тайного союза США и Саудовской Аравии

История тайного союза США и Саудовской Аравии

Bloomberg поделился деталями финансовой сделки между Вашингтоном и Эр-Риядом, которые оставались в секрете 41 год.

Дело было в июле 1974 года. В 8 утра недавно назначенный глава Казначейства США Уильям Саймон и его заместитель Джерри Парски вылетели с авиабазы «Эндрюс». Моросить уже перестало, но небо было затянуто облаками. На борту царили мрачные настроения. Нефтяной кризис был в разгаре. Эмбарго со стороны арабских членов ОПЕК в отместку за то, что США поддержали Израиль в войне Судного дня, взвинтило цены в четыре раза. Инфляция выросла, фондовый рынок рухнул, экономика США находилась в штопоре. Официально двухнедельная поездка Саймона была представлена как экономическое турне по всему Ближнему Востоку со всеми полагающимися рукопожатиями и банкетами.

Реальную цель миссии знало только ближайшее окружение президента Никсона — министру предстояло провести четыре дня в приморском городе Джидда в Саудовской Аравии. Цель: сделать невозможным использование нефти в качестве экономического оружия и найти способ убедить враждебное королевство финансировать растущий бюджетный дефицит США своим новообретенным нефтедолларовым богатством Как говорит 73-летний Парски, один из членов немногочисленной делегации, «мы не задавались вопросом, возможно ли это сделать». Если верить ему, Никсон дал понять, что возвращаться с пустыми руками не стоит. Провал не только поставил бы под угрозу финансовое благополучие Америки, но и дал бы Советскому Союзу возможность расширить влияние в арабском мире.

Глава Казначейства США Уильям Саймон. Белый дом. 9 августа, 1974 года. Фото: Bloomberg.com
Глава Казначейства США Уильям Саймон. Белый дом. 9 августа, 1974 года. Фото: Bloomberg.com

На пер­вый взгляд Сай­мон, ко­то­рый толь­ко что за­кон­чил служ­бу в ка­че­стве «глав­но­го по энер­ге­ти­ке» в пра­ви­тель­стве США, плохо под­хо­дил для такой де­ли­кат­ной мис­сии. До этого, перед тем, как Ник­сон сма­нил его в свою ад­ми­ни­стра­цию, Сай­мон воз­глав­лял отдел по тор­гов­ле го­соб­ли­га­ци­я­ми в Salomon Brothers.

Для ва­шинг­тон­ских ка­рьер­ных бю­ро­кра­тов быв­ший трей­дер вы­гля­дел дерз­ким вы­скоч­кой с раз­ду­тым эго. До­ста­точ­но ска­зать, что бук­валь­но за неде­лю до по­езд­ки в Са­у­дов­скую Ара­вию Сай­мон пуб­лич­но рас­кри­ти­ко­вал шаха Ирана, на тот мо­мент близ­ко­го ре­ги­о­наль­но­го со­юз­ни­ка США, на­звав его «пси­хом». Но Сай­мон лучше дру­гих по­ни­мал при­вле­ка­тель­ность аме­ри­кан­ско­го го­су­дар­ствен­но­го долга и знал, как убе­дить са­у­дов­цев, что Аме­ри­ка — самое без­опас­ное место для хра­не­ния их неф­те­дол­ла­ров. И этот план, как ока­за­лось, пол­но­стью опре­де­лил аме­ри­ка­но-са­у­дов­ские от­но­ше­ния на че­ты­ре де­ся­ти­ле­тия впе­ред.

Ос­нов­ная идея была по­ра­зи­тель­но про­ста. США будут по­ку­пать у Са­у­дов­ской Ара­вии нефть и обес­пе­чи­вать ко­ро­лев­ство ору­жи­ем и во­ен­ной по­мо­щью. А са­уди­ты будут вкла­ды­вать по­лу­чен­ные неф­те­дол­ла­ро­вые мил­ли­ар­ды об­рат­но в аме­ри­кан­ские каз­на­чей­ские об­ли­га­ции и тем самым фи­нан­си­ро­вать рас­хо­ды Аме­ри­ки. Как рас­ска­зы­ва­ет Пар­ски, чтобы утря­сти все де­та­ли, по­тре­бо­ва­лось еще несколь­ко тай­ных встреч. К концу пе­ре­го­во­ров на столе оста­лось одно неболь­шое, но важ­ное усло­вие: ко­роль Фей­сал ибн Аб­дул-Азиз Аль Сауд по­тре­бо­вал, чтобы при­об­ре­те­ние об­ли­га­ций оста­ва­лось в сек­ре­те. О сдел­ке знали лишь несколь­ко чи­нов­ни­ков Каз­на­чей­ства и ФРС, так что тайну уда­лось со­хра­нить на сорок с лиш­ним лет.

Лишь в мае, когда агент­ство Bloomberg News по­сла­ло в Каз­на­чей­ство за­прос в со­от­вет­ствии с Актом о сво­бо­де ин­фор­ма­ции, пресс-сек­ре­тарь Уитни Смит за­яви­ла, что «рас­кры­тие этих дан­ных со­гла­су­ет­ся с кур­сом на про­зрач­ность и за­ко­ном». Итак, ко­ро­лев­ство — один из круп­ней­ших кре­ди­то­ров США, дер­жа­тель об­ли­га­ций на 117 млрд дол­ла­ров. Но и эта ин­фор­ма­ция вы­зы­ва­ет много новых во­про­сов. Быв­ший чи­нов­ник Каз­на­чей­ства утвер­жда­ет, что офи­ци­аль­ная цифра зна­чи­тель­но — воз­мож­но, вдвое и более — за­ни­жа­ет ин­ве­сти­ции Са­у­дов­ской Ара­вии в го­су­дар­ствен­ный долг США. Зо­ло­то­ва­лют­ные ре­зер­вы ко­ро­лев­ства равны 587 млрд дол­ла­ров, и на­зван­ная сумма со­став­ля­ет от них лишь 20%, а цен­траль­ные банки обыч­но дер­жат в дол­ла­ро­вых ак­ти­вах около 60% своих ре­зер­вов. Неко­то­рые ана­ли­ти­ки по­ла­га­ют, что Са­у­дов­ская Ара­вия скры­ва­ет раз­мер вло­же­ний в аме­ри­кан­ские дол­го­вые обя­за­тель­ства, оформ­ляя сдел­ки через оф­шор­ные фи­нан­со­вые цен­тры.

Водители на бензоколонке в США выстраиваются в очереди за бензином из-за перебоев с топливом, вызванных эмбарго со стороны ОПЕК, 1974 год. Фото: Bloomberg.com
Водители на бензоколонке в США выстраиваются в очереди за бензином из-за перебоев с топливом, вызванных эмбарго со стороны ОПЕК, 1974 год. Фото: Bloomberg.com

Почему сейчас эта цифра важна как никогда

С одной сто­ро­ны обвал цен на нефть вы­звал ре­зон­ные опа­се­ния, что Са­у­дов­ской Ара­вии при­дет­ся про­да­вать при­над­ле­жа­щие ей об­ли­га­ции для фи­нан­си­ро­ва­ния те­ку­щих нужд бюд­же­та. С дру­гой сто­ро­ны, мно­гие опа­са­ют­ся, что ко­ро­лев­ство спо­соб­но ис­поль­зо­вать свою во­вле­чен­ность в самый важ­ный на пла­не­те рынок го­су­дар­ствен­но­го долга как по­ли­ти­че­ское ору­жие — как ко­гда-то слу­чи­лось с нефтью.

В ап­ре­ле Са­у­дов­ская Ара­вия при­гро­зи­ла рас­про­дать аме­ри­кан­ские ак­ти­вы на 750 млрд дол­ла­ров в слу­чае, если Кон­гресс при­мет за­ко­но­про­ект, поз­во­ля­ю­щий при­влечь ко­ро­лев­ство к аме­ри­кан­ско­му суду за тер­ро­ри­сти­че­ские атаки 11 сен­тяб­ря. Па­рал­лель­но кан­ди­да­ты в пре­зи­ден­ты и за­ко­но­да­те­ли обеих пар­тий тре­бу­ют рас­сек­ре­тить 28-стра­нич­ный раз­дел от­че­та пра­ви­тель­ства США от 2004 года, где, как пред­по­ла­га­ет­ся, со­дер­жат­ся дан­ные, свя­зы­ва­ю­щие са­уди­тов с тер­ак­та­ми. Есть ли след Саудовской Аравии в терактах 9/11 Марк Чанд­лер, воз­глав­ля­ю­щий на­прав­ле­ние гло­баль­ных ва­лют­ных рын­ков в Brown Brothers Harriman, го­во­рит:

Пред­ста­вим себе, что это не блеф. Са­у­дов­цы на­хо­дят­ся под боль­шим дав­ле­ни­ем. Мне ка­жет­ся, было бы ошиб­кой недо­оце­ни­вать уяз­ви­мость США по от­но­ше­нию к их круп­ней­шим кре­ди­то­рам.

В то же время Са­у­дов­ская Ара­вия, граж­дане ко­то­рой уже много лет по­лу­ча­ли бес­плат­ное ме­ди­цин­ское об­слу­жи­ва­ние, бен­зин, а также ре­гу­ляр­ные по­вы­ше­ния зар­пла­ты, стал­ки­ва­ет­ся с се­рьез­ным фи­нан­со­вым кри­зи­сом.

Американский президент Ричард Никсон жмет руку королю Саудовской Аравии Фейсалу ибн Абдул-Азиз Аль Сауду, 1974 год, Фото: Bloomberg.com
Американский президент Ричард Никсон жмет руку королю Саудовской Аравии Фейсалу ибн Абдул-Азиз Аль Сауду, 1974 год, Фото: Bloomberg.com

Толь­ко в про­шлом году на по­га­ше­ние круп­ней­ше­го за по­след­ние 25 лет бюд­жет­но­го де­фи­ци­та ушло 111 млрд дол­ла­ров ре­зер­вов — война с ИГИЛ (ор­га­ни­за­ция при­зна­на тер­ро­ри­сти­че­ской и за­пре­ще­на в Рос­сии) и борь­ба с Ира­ном об­хо­дят­ся неде­ше­во. Хотя нефть ста­би­ли­зи­ро­ва­лась на уровне около $50 за бар­рель (в на­ча­ле года она сто­и­ла мень­ше $30), это все еще на­мно­го мень­ше былых $100. Си­ту­а­ция в Са­у­дов­ской Ара­вии стала на­столь­ко острой, что ко­ро­лев­ство го­то­во пойти на при­ва­ти­за­цию го­су­дар­ствен­ной неф­тя­ной ком­па­нии Saudi Aramco.

Ка­жет­ся, мно­го­лет­няя по­ли­ти­ка «вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти» между США и Са­у­дов­ской Ара­ви­ей, ос­но­ван­ная на дав­нем успе­хе Сай­мо­на и свя­зы­ва­ю­щая мало чем по­хо­жие между собой го­су­дар­ства, дала брешь. Аме­ри­ка по­не­мно­гу на­чи­на­ет сбли­же­ние с Ира­ном. Кроме того, бла­го­да­ря слан­це­во­му буму США го­раз­до мень­ше за­ви­сят от са­у­дов­ской нефти.

По мне­нию Пар­ски, ко­то­рый сей­час тру­дит­ся в долж­но­сти пред­се­да­те­ля со­ве­та ди­рек­то­ров част­ной лос-ан­дже­лес­ской ком­па­нии Aurora Capital Group, в 1974 году эта сдел­ка (и тре­бу­е­мая вто­рой сто­ро­ной сек­рет­ность) были со­вер­шен­но оправ­да­ны. Мно­гие из со­юз­ни­ков США, в том числе Ве­ли­ко­бри­та­ния и Япо­ния, тоже силь­но за­ви­се­ли от са­у­дов­ской нефти и тай­ком со­пер­ни­ча­ли, пы­та­ясь за­ста­вить ко­ро­лев­ство ре­ин­ве­сти­ро­вать вы­ру­чен­ные день­ги в их эко­но­ми­ки. Гор­дон С. Браун, эко­но­ми­че­ский со­вет­ник Го­су­дар­ствен­но­го де­пар­та­мен­та в по­соль­стве США в Эр-Ри­яде с 1976 по 1978 год, ком­мен­ти­ру­ет:

За­пу­стить руку в кар­ман Са­у­дов­ской Ара­вии пы­та­лись США, Фран­ция, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Япо­ния — все.

Для са­уди­тов тре­бо­ва­ние со­хра­нить ин­ве­сти­ции в каз­на­чей­ские об­ли­га­ции в тайне было в ос­нов­ном по­ли­ти­че­ским. Про­шло всего 10 ме­ся­цев после войны Суд­но­го дня, и араб­ский мир не мог про­стить США под­держ­ку Из­ра­и­ля. Судя по тек­стам ди­пло­ма­ти­че­ских те­ле­грамм, ко­роль Фей­сал боль­ше всего опа­сал­ся, что со­се­ди решат, что са­у­дов­ские неф­тя­ные мил­ли­ар­ды ока­жут­ся в руках их злей­ше­го врага. Чи­нов­ни­ки Каз­на­чей­ства раз­ре­ши­ли эту про­бле­му, со­гла­сив­шись со­хра­нить сдел­ку в сек­ре­те. Было со­зда­но спе­ци­аль­ное «до­пол­ни­тель­ное со­гла­ше­ние», ко­то­рое поз­во­ли­ло Са­у­дов­ской Ара­вии обой­ти обыч­ный про­цесс кон­ку­рент­ных тор­гов на по­куп­ку каз­на­чей­ских об­ли­га­ций.

Таким об­ра­зом, эти сдел­ки не про­хо­ди­ли через офи­ци­аль­ные аук­ци­о­ны, и ни­ка­ких сле­дов при­сут­ствия Са­у­дов­ской Ара­вии на рынке го­су­дар­ствен­но­го долга США в пуб­лич­ном поле не оста­ва­лось. Если ве­рить Дэ­ви­ду Спиро из Ко­лум­бий­ско­го уни­вер­си­те­та и его книге «Неви­ди­мая рука аме­ри­кан­ской ге­ге­мо­нии. Воз­вра­ще­ние неф­те­дол­ла­ров и меж­ду­на­род­ные рынки» (The Hidden Hand of American Hegemony: Petrodollar Recycling and International Markets), Са­у­дов­ская Ара­вия яв­ля­ет­ся вла­дель­цем 20% всех дол­го­вых обя­за­тельств США, об­ра­ща­ю­щих­ся за гра­ни­цей. Для ко­ро­лев­ства было сде­ла­но еще одно ис­клю­че­ние: когда Каз­на­чей­ство на­ча­ло вы­пус­кать еже­ме­сяч­ные от­че­ты, где были дан­ные по дер­жа­те­лям аме­ри­кан­ско­го долга с раз­бив­кой по стра­нам, Са­у­дов­скую Ара­вию сгруп­пи­ро­ва­ли с 14 дру­ги­ми го­су­дар­ства­ми, в том числе с Ку­вей­том, ОАЭ и Ни­ге­ри­ей, под общим на­зва­ни­ем «экс­пор­те­ры нефти».

dfgdg

Были в этой си­сте­ме и бреши. Когда «до­пол­ни­тель­ные со­гла­ше­ния» стали до­ступ­ны дру­гим цен­тро­бан­кам, ха­о­тич­ный и непуб­лич­ный спрос на об­ли­га­ции несколь­ко раз чуть не вывел госдолг США за пре­де­лы до­пу­сти­мых зна­че­ний.

На­при­мер, во внут­рен­нем до­ку­мен­те, да­ти­ро­ван­ном ок­тяб­рем 1976 года, опи­сы­ва­ет­ся, как США, сами того не желая, одол­жи­ли на 800 млн дол­ла­ров боль­ше, чем со­би­ра­лись при­влечь в рам­ках аук­ци­о­на. В этот мо­мент два неука­зан­ных цен­траль­ных банка ис­поль­зо­ва­ли до­пол­ни­тель­ные со­гла­ше­ния и ку­пи­ли каз­на­чей­ских об­ли­га­ций на 400 млн дол­ла­ров каж­дый.

В итоге сдел­ку с одним из них при­ш­лось от­ло­жить на сле­ду­ю­щий день, чтобы удер­жать го­су­дар­ствен­ный долг в уста­нов­лен­ных рам­ках. Боль­шая часть этих ма­нев­ров ни­ко­гда не афи­ши­ро­ва­лась, и выс­шие долж­ност­ные лица Каз­на­чей­ства пошли на мно­гое, чтобы со­хра­нить ста­тус-кво и за­щи­тить своих со­юз­ни­ков на Ближ­нем Во­сто­ке.

За про­шед­шие годы Каз­на­чей­ство неод­но­крат­но об­ра­ща­лось к За­ко­ну о тор­гов­ле услу­га­ми и меж­ду­на­род­ных ин­ве­сти­ци­ях 1976 года, ко­то­рый за­щи­ща­ет част­ных лиц в стра­нах-дер­жа­те­лях об­ли­га­ций США. Эта по­ли­ти­ка оста­ва­лась в силе даже после того, как в 1979 году Счет­ная па­ла­та США в ходе рас­сле­до­ва­ния при­ш­ла к вы­во­ду, что для со­кры­тия этой ин­фор­ма­ции нет «ни­ка­ких ста­ти­сти­че­ских или пра­во­вых основ».

У Счет­ной па­ла­ты не хва­ти­ло вли­я­ния, чтобы за­ста­вить Каз­на­чей­ство рас­крыть со­от­вет­ству­ю­щие дан­ные, но она при­ш­ла к вы­во­ду, что США «предо­ста­ви­ли спе­ци­аль­ные усло­вия, под­ра­зу­ме­ва­ю­щие фи­нан­со­вую кон­фи­ден­ци­аль­ность, Са­у­дов­ской Ара­вии и, воз­мож­но, дру­гим стра­нам ОПЕК».

Сай­мон, ко­то­рый к тому вре­ме­ни вер­нул­ся на Уо­лл-стрит, при­знал на слу­ша­ни­ях в Кон­грес­се, что «такая раз­бив­ка от­чет­но­сти по ре­ги­о­нам была усло­ви­ем ин­ве­сти­ций со сто­ро­ны Са­у­дов­ской Ара­вии». Сти­вен Мак­С­пэд­ден, быв­ший со­вет­ник под­ко­ми­те­та Кон­грес­са, ко­то­рый пы­тал­ся до­бить­ся от­ве­та на за­про­сы Счет­ной па­ла­ты, го­во­рит: «Было ясно, что чи­нов­ни­ки Каз­на­чей­ства не со­би­ра­ют­ся идти нав­стре­чу.

Я ра­бо­тал в под­ко­мис­сии в те­че­ние 17 лет, и я ни­ко­гда ни­че­го по­доб­но­го не видел». Се­год­ня Пар­ски го­во­рит, что тайна до­го­во­рен­но­сти с са­уди­та­ми долж­на была всплыть много лет назад, и удив­ля­ет­ся, что со­труд­ни­кам Каз­на­чей­ства уда­ва­лось так долго скры­вать этот сек­рет. Впро­чем, он ни о чем не жа­ле­ет: для Аме­ри­ки эта сдел­ка была бла­гом.

Источник: https://insider.pro/ru/article/87896/